Почему желтеет Питерское метро?

Новое освещение стремительно меняет облик нашей подземки

Славные времена, когда в питерскую подземку люди спускались, словно в музей, похоже, прошли. В последние годы наше метро стремительно «желтеет» - вместо привычных белых ламп в вестибюлях и на платформах появляются желто-оранжевые светильники. Такое впечатление, что метрополитен заразился гепатитом. В результате облик подземки меняется просто на глазах! К тому же новое освещение сильно режет глаза, а читать в метро при таком свете практически невозможно.

«Площадь Ленина» превратилась в «селедку в кружевах»

Изначально в питерской подземке «желтыми» были всего две станции - «Новочеркасская» (бывшая «Красногвардейская») и «Лиговский проспект». Действительно, такое освещение наиболее подходит этим станциям, оформленным в красных тонах. Но сегодня желтая волна докатилась уже до десяти станций метрополитена! Причем таких, которые такое освещение попросту портит!

Повальное пожелтение началось примерно три года назад. Первой пострадала «Удельная» (но тогда этому никто особого значения не придал, к тому же оформление этой станции богатым никак не назовешь). Затем порыжели станции «Проспект Большевиков», «Площадь Александра Невского-2», «Политехническая», «Обухово», «Елизаровская». После чего «Проспект Просвещения», по мнению многих петербуржцев, стал похож на подземный склад, а желтушную «Площадь Ленина» острые на язык горожане сравнивают с «селедкой в кружевах».

Верхний вестибюль станции «Балтийская» в свое время считался настоящим произведением искусства. Он единственный из всех станций нашего метро отделан красивейшим природным камнем зеленого цвета. Но теперь эту красоту оценить практически невозможно - в желтом освещении стены выглядят черными.

Но больше всего горожан возмущает новый вид «Ладожской». Изначально она была «белой» и довольно яркой. Потом интенсивность освещения резко снизили. Интересно, что даже в тот период никто не возмущался, хотя освещение было не ахти. Станция, напоминающая о подвиге ленинградцев, выстоявших в блокаду, и Дороге жизни, полутемной выглядела даже торжественнее. Но теперь, по мнению горожан, дурацкий желтый свет просто угробил станцию.

Кому нужна такая экономия?

По словам специалистов, новое освещение призвано снизить затраты метрополитена. Вместо старых ртутных ламп мощностью 250 ватт на станциях стали устанавливать натриевые, мощность которых в два с половиной раза меньше - всего 100 ватт. Стремление экономить, безусловно, похвально (возможно, это позволит как можно дольше не повышать цены на проезд в метро). Удивительно другое - почему экономить нужно на удобстве пассажиров, в один голос заявляющих о том, что оранжевый цвет не просто портит привычный облик метро, но и значительно ухудшает зрение. Привычка читать в метрополитене по дороге на работу или домой у питерцев, похоже, в крови, но в последнее время книги и газеты в метро достают все меньше и меньше горожан. Еще бы, при таком свете буквы сливаются в неразборчивые линии, где уж тут наслаждаться великой русской литературой!

- Яркий и резкий свет для здоровья глаз очень вреден, - говорит врач-офтальмолог Сергей Гришин. - Правда, пассажиры на освещенных таким образом станциях проводят не так много времени. Другое дело - машинисты! Постоянная резкая смена освещения при выезде поезда из тоннеля может вести к ухудшению зрения.

Кроме того, врачи считают, что яркий цвет красного, оранжевого или бордового оттенков сильно раздражает нервную систему человека - он становится более агрессивным и возбужденным.

Егор Пчельников

Фото автора и Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015