«Главное - любить своих учеников»

Великому тренеру Татьяне Тарасовой сегодня исполняется шестьдесят

Легендарный хоккейный тренер Анатолий Владимирович Тарасов впервые назвал свою дочь коллегой в 1992 году, когда за плечами у нее было уже шесть олимпиад и четыре «золота», завоеванных на них ее учениками. По словам Татьяны Анатольевны, для нее это была высшая похвала и высшая степень признания. Ведь из-за тяжелейшей травмы карьеру фигуристки она вынуждена была завершить в 19 лет, выиграв к тому времени вместе с Георгием Проскуриным соревнования спортивных пар на Всемирной универсиаде.

Ее стали называть Татьяной Анатольевной, когда еще и диплом в Институте физкультуры не был получен. Причем с места в карьер она стала заниматься с ведущими фигуристами страны. Достаточно просто перечислить фамилии тех, кого Тарасова привела к олимпийским вершинам, чтобы оценить ее вклад в современное фигурное катание: Ирина Роднина - Александр Зайцев, Наталья Бестемьянова - Андрей Букин, Марина Климова - Сергей Пономаренко, Оксана Грищук - Евгений Платов, Илья Кулик и Алексей Ягудин.

Коллеги частенько иронично замечали: «Тарасова - это официант, который может красиво подать приготовленные другими поварами блюда». Коль уж возникли аналогии с кулинарией, которая, кстати, является одним из хобби Татьяны Анатольевны, то уместнее назвать юбиляра шеф-поваром. Она умеет добавить щепотку перца или сахара, смешать давно известные ингредиенты одной ей известным способом, чтобы добиться неповторимого аромата и вкуса.

Не случайно именно в ее гнездо перепархивали те, кто был готов к штурму олимпийских вершин и одновременно чувствовал какой-то внутренний разлад: Климова и Пономаренко - перед Альбервиллем, Грищук и Платов, а также Кулик - перед Нагано, Ягудин - перед Солт-Лейк-Сити. Тарасова умеет найти ключик к фигуристам с очень непростыми характерами, а свой секрет объясняет одной фразой:

- Нужно любить учеников и доверять друг другу. Это не менее важно, чем ставить эффектные программы и составлять оптимальный график тренировки.

Тренер Тарасова может использовать в своей работе и авторитарные методы, заставляющие вспоминать о ее великом отце, и эффективные приемы, характерные для западных менеджеров. Не случайно она преуспела не только в подготовке чемпионов, но и в «раскрутке» фигурного катания как высокого искусства. О ее Ледовом театре до сих пор с восторгом вспоминают выступавшие в нем артисты.

Беседуя с учениками Тарасовой, всегда узнаешь немало нового о мэтре (хотя сама юбиляр не любит такого определения). Успешно дебютировавший на тренерском поприще Александр Свинин вспоминал, как Татьяна Анатольевна заставляла его ездить из Москвы в Ленинград, чтобы сделать прическу у какого-то знаменитого парикмахера на Невском. Двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов поражался, как перед Нагано ей удавалось справиться с неукротимой Оксаной Грищук. Ну а на Алексея Ягудина неизгладимое впечатление произвел борщ, который он ел в тарасовском общежитии под Бостоном в период подготовки к Солт-Лейк-Сити.

Еще перед Турином Тарасова объявила, что уходит с «фабрики чемпионов», свернула свой лагерь в Америке. Вроде бы заняла ни к чему не обязывающую должность тренера-консультанта в Федерации фигурного катания на коньках России. Да разве в должности дело? Тарасова по-прежнему в центре ледовой круговерти. Кому-то помогает советом, кому-то - постановкой программы или выбором музыки, кому-то - просто добрым словом перед выходом на лед.

Трудно представить себе мир фигурного катания без тарасовского «Стоять!!!», несущегося из-за бортика и заставляющего уже учеников ее учеников выполнять пусть и не до конца отработанные на тренировках аксели и тулупы. Без ее знаменитых шуб и ее поцелуев.

Борис ХОДОРОВСКИЙ

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015