Михаил Турецкий: «Из синагоги в кремль нас привел Кобзон»

Популярный артист раскрыл «Смене» свои семейные и сценические тайны

Десять голосов, которые потрясли мир, - так пораженные критики называют «Хор Турецкого». Красивая формула стала привычным эпитетом. Они поют на восьми языках, были в турне с Иосифом Кобзоном, выступали с Глорией Гейнор и Хулио Иглесиасом. Им покорились лучшие площадки мира: Большой зал Московской консерватории и Кремлевский Дворец съездов, Карнеги-холл и сцена американского Конгресса. Недавно «Хор Турецкого» выступал в Петербурге, на престижной сцене БКЗ «Октябрьский». Концерты шли три дня подряд, и каждый вечер начинался с переаншлага. Наш корреспондент встретился с солистом и руководителем хора - Михаилом Турецким.

«Меня заводит «Ночной дозор»

- Михаил, ваша фраза: «Мы доведем публику до оргазма» запомнилась многим. А от чего заводитесь вы сами?

- Я профессионал. И самое большое удовольствие в жизни испытываю от искусства, от творческого процесса. Своего, чужого - значения не имеет. Меня заводит все уникальное и талантливое. Я музыкант, и мне нравится, как Чикагский симфонический оркестр исполняет музыку Чайковского. Исполняет не выразительно, а функционально, как это могут американцы и немцы. Я считаю, что Чайковского нужно играть именно так, он уже сам по себе эмоционален. А когда его музыку играют эмоциональные славяне, получается масло масляное. В Амстердаме, в галерее, я могу смотреть на «Ночной дозор» Рембрандта из разных залов и каждый раз испытывать новое удовольствие, потому что каждый раз это будет другая картина.

«С Басковым мы бы спелись»

- Ваш хор - чемпион по дуэтам. С кем из звезд вы спелись легко, а с кем работать было достаточно трудно?

- Мы работали только с талантливыми людьми, а с ними всегда легко работать и общаться. Даже если они принадлежат к другой традиции, иной культурной среде. У нас был великолепный дуэт с американской звездой Глорией Гейнор. А вот с Эммой Шаплин не сложилось - я был разочарован. Можно макаку снять на видео и заставить ее петь под фонограмму. Но это не может длиться бесконечно. Потому что публику обмануть нельзя. Все эти трюки проходят до первого соприкосновения с залом. Энергетику подделать нельзя. А именно на ней - на энергетике - держится настоящее творчество.

- А если вспомнить отечественных звезд, были какие-то неудачи, разочарования?

- Негативные эмоции связаны только со Стоцкой. Все остальные артисты оставили о себе самые лучшие впечатления. Лайма Вайкуле, Иосиф Кобзон, Николай Басков - все эти люди много лет на сцене, а это уже показатель. Басков - артист с огромным потенциалом и будущим, он очень талантливый и очень креативный. Я думаю, он мог бы быть одним из голосов в «Хоре Турецкого» (смеется).

- А Олег Газманов? Его дуэт с вашим хором был весьма неожиданным.

- Вместе с Газмановым мы исполнили Fееlings. Обидно, что не все это поняли и оценили. А меня его манера, его голос не только устроили, но и вдохновили.

Чем нас цепляет Филипп Киркоров?

- Неужели и с Филиппом Киркоровым вы сразу нашли контакт? Среди «коллег по цеху» принято жаловаться на его слишком звездный характер.

- Филипп Киркоров? Никаких проблем! Да, он - одиозный, эксцентричный, в чем-то нарочитый. Но это часть его сценического образа. Именно этим он и цепляет. Вот вы же спрашиваете о нем, значит это работает. Мы вместе исполнили The show must go on.

Сделать эту вещь - была мечта обоих, но, учитывая порог ранимости шлягера, взяться за это было непросто. Но вместе нам удалось. И уже никто не сравнивал нас с Фредди Меркьюри. Это было иное искусство. Людей просто потрясло наше исполнение.

- Вы очень хорошо сказали про порог ранимости шлягера. Не страшно было выходить с этой вещью к публике?

- У нас музыкальное образование, профессиональные голоса. Уже сами по себе эти моменты не позволят сделать халтуру.

«Каждый критик по-своему прав»

- Ваш коллектив и лично вы фантастически популярны. Недавние концерты в Москве, трехдневный аншлаг в БКЗ «Октябрьский» - лучшее тому подтверждение. Но у славы, успеха, известности есть другая сторона. Вас не донимают слишком преданные поклонники?

- Я живу на закрытой территории, туда без пропуска попасть невозможно. А на концертах у нас есть охрана. От негативного или нежелательного общения всегда можно уклониться. Но мы любим свою публику - это наш стратегический инвестор. Нас никто никогда не раскручивал. И поэтому мы не гнушаемся общаться с публикой где-нибудь в Пырловке. Мы готовы давать автографы, даже если за ними пришли сотни человек.

- Говорят, вы и критику в свой адрес любите?

- У меня к критической риторике всегда было нормальное отношение. Потому что нет предела совершенству. А что касается критических стрел - это правда, всегда их жду, мне всегда интересно знать, какую критику может вызвать наше творчество. Но нас мало критикуют. А если что-то критическое появляется, то это в основном дело вкуса. Одни говорят: вот ваше первое отделение с духовной музыкой разных конфессий, где классика, опера - самодостаточный концерт, просто потрясающий. А другой скажет: все ожило, только когда вы запели песню «Ты одессит, Мишка». Абсолютно полярные мнения! И каждый по-своему прав.

- Про субъективный момент понятно. Но это восприятие с той стороны - из зрительного зала. А когда вы выходите на сцену, как удается уйти от личного? Вдруг у артиста плохое настроение или здоровье подвело?

- Приходится заставлять себя, настраиваться. У меня три месяца мама умирала от инсульта, но я каждый день работал на концертах - не мог отменить. Представьте, с каким настроением я должен был выходить на сцену. Мама умерла, я ее похоронил, а на следующий день надо было играть три концертных программы подряд...

«Будет день - и мы уйдем»

- У «Хора Турецкого» весьма необычная история. Вы начинали как исполнители еврейской духовной музыки, пели в московской синагоге...

- Согласитесь, из синагоги в Кремль - красивое фланирование. Об этом в свое время много писали. И первые шаги наш коллектив сделал именно в московской синагоге. Но тут надо уточнить: перво-наперво мы - музыканты, и нас привело туда желание восстановить иудейскую музыкальную традицию. При первом же посещении я заявил: «Да, мы вам поможем, но это не наша основная задача. Будет день - и мы уйдем». А еврейские корни - у кого из известных музыкантов их нет? Чарли Чаплин, Барбра Стрейзанд - они регулярно поднимали «еврейскую тему». И делали это великолепно, талантливо. Иосиф Давыдович Кобзон поет еврейские песни. И в то же время все эти люди - большие наднациональные артисты.

- Осмелюсь предположить, что Иосифа Кобзона вы упомянули не случайно?

- Он - наш старый товарищ. И очень помог, когда мы поворачивали от классики в сторону эстрады. Можно сказать, он вывел нас на сцену.

- Последний вопрос, весьма личного характера: ваша фамилия - Турецкий - настоящая или это удачный псевдоним?

- Это фамилия моей мамы.

Олег Вершинин

12.10.2015