Площадь Ленина станет площадью Леннона?

Около пятидесяти питерских улиц должны поменять названия

Петербург - один из тех российских городов, где до сих пор продолжают появляться новые улицы, а улицам, как водится, принято давать названия. В прошлом веке с этим особых проблем не было - советских героев с лихвой хватало на все географические объекты в стране. Теперь, когда этот отрезок истории ушел в прошлое, встал вопрос: кто они, нынешние герои, чьими именами называют новые улицы нашего города? Об этом, а также о том, что будет переименовано в ближайшее время и зачем жители поморской деревни хотели отсудить землю в Петроградском районе, «Смене» рассказал член Санкт-Петербургской топонимической комиссии краевед Алексей Георгиевич Владимирович.

«Дыбенко - это человек, а не магазин!»

- Последняя улица с многоэтажными домами, которой приходилось давать название, была построена в 1994 году - это Глухарская улица в Приморском районе, - рассказывает Алексей Георгиевич. - Сейчас в Петербурге идет в основном коттеджная застройка, а деревня - это и есть деревня, поэтому чаще всего улицы получают такие названия, как Ивовая, Ягодная, Крутая. Иногда даем название по селу, которое раньше находилось неподалеку. В Новоселках недавно появилась Батальонная улица, потому что неподалеку стоял батальон ПВО. Там же теперь есть улица Добрая Горка, - это перевод финского названия деревни, которая была тут раньше.

Вообще вопрос наименования улицы - очень сложный. Я всегда выступал против этого способа увековечивать известных людей путем названия их именем какого-нибудь географического объекта. К примеру, Гоголя все равно всегда будут читать, вне зависимости от того, есть в городе  улица Гоголя или нет. А если человек ничего особенного не сделал, то сколько ни назови улиц его именем, про него все равно забудут. Вы, к примеру, знаете, чем знаменит некий Шкапин? А в Петербурге есть улица, носящая его имя. Наконец, плохо давать улицам имена людей потому, что со временем от этого названия образуются производные. Например, есть улица Дыбенко, а есть магазин «Мега-Дыбенко». В итоге у всех эта фамилия ассоциируется не с конкретным человеком, а с магазином, как будто он имеет к нему какое-то отношение.

Переименовать улицу - удовольствие дорогое

После развала СССР многие захотели переименовать вездесущие улицы Советские и Ленина, которые до сих пор можно найти практически в каждом городе. Санкт-Петербург не стал исключением. В 1991 - 1998 годах было возвращено около 60 названий. Затем Топонимическая комиссия составила список из сорока пяти наименований, которые, по мнению ее членов, стоит сменить. Правда, почти за десять лет удалось добиться всего лишь двух изменений из этого списка.

- Вы только не пишите, что мы переименовываем улицы, - наша основная задача в том, чтобы вернуть им исторические имена, - говорит краевед. - Название географического объекта должно быть обусловлено каким-то событием. А какое отношение имел Робеспьер, скажем, к набережной, которая названа его именем? То же самое можно сказать про Марата и многих других.

Впрочем, вряд ли это скоро произойдет - список улиц, которым нужно вернуть исторические названия, был составлен еще в 1998 году, но с тех пор удалось вернуть два: Съездовская линия теперь стала Кадетской линией, а Съездовский переулок - Кадетским. Власти не торопятся принимать наши предложения, объем работы на самом деле мизерен, просто бюрократы не хотят ничего делать.

Впрочем, если проект Топонимической комиссии все же станет реальностью, город ждут серьезные изменения: например, все десять Советских улиц переименуют в Рождественские, вышеупомянутая набережная Робеспьера станет Воскресенской, площадь Восстания - Знаменской, мост Лейтенанта Шмидта - Благовещенским, а улица Мира, на которой расположена редакция «Смены», - Ружейной улицей.

- Жители города по-разному относятся к таким решениям, - поясняет историк. - Некоторые высказываются за - хотят вернуть городу истинные названия, а некоторые резко критикуют нас. Мотивация разная - чаще всего люди желают, чтобы названия оставались такими, какими они их помнят с детства, но некоторые считают, что именно те названия, которые были даны в советское время, - правильные и не стоит их менять ни в коем случае.

Петроградку могут отсудить поморы?

- К нам часто обращаются граждане со своими предложениями что-либо переименовать, - рассказывает Алексей Георгиевич. - Чаще всего, конечно, предлагают кого-нибудь увековечить - Эдиту Пьеху, Владимира Высоцкого, Джона Леннона, Любовь Егорову. Наша комиссия почти год вела переписку с неким жителем Колпина.

Так вот, он категорически требовал, чтобы на Петроградской стороне появились площадь под названием Нюхчанка, Сумпасадская улица и Колежемо-Юковский переулок - в честь нескольких поморских деревень - Нюхча, Сумпасад, Колежма и Юково. Этот человек утверждал, что жители именно этих поселений первыми приехали на строительство Петербурга. На этом основании он полагал, что и земли в центре Петербурга принадлежат поморам, но они, мол, люди нежадные, отбирать у питерцев ничего не будут. Вот только увековечить их память нужно обязательно. Мы долго объясняли ему, что это невозможно хотя бы потому, что вышеперечисленные названия трудно произносить и они не соответствуют традициям петербургской топонимики, однако он утверждал, что название деревни, которая является прародиной Санкт-Петербурга, не может быть некрасивым для города.

Была и такая история: к нам обратилась дочь героя Великой Отечественной войны с просьбой присвоить имя ее отца улице, но - обязательно конкретной улице и в определенном районе города. В это же время к нам обратилась школа с просьбой присвоить ей имя какого-нибудь героя. Мы предложили женщине этот вариант, но она категорически отказалась. У людей, которые предлагают названия улиц, существуют предубеждения - например, предлагая кого-нибудь увековечить, они часто добавляют: «Увековечьте, но только не в Китайском квартале!»

Впрочем, иногда поступают довольно дельные предложения - например, возле Боткинской больницы долгое время была безымянная улица. Именно по инициативе горожан ей дали имя Николая Короткова - изобретателя аппарата для измерения кровяного давления. Таким же образом после обращения старообрядцев в нашем городе появилась Старообрядческая улица.

Антонина ПАВЛОВА

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015