Александр Друзь: <Жена - мой главный приз>

Магистра игры <Что? Где? Когда?> беспокоит судьба свободы слова и Зимнего дворца

Александр Друзь - живая легенда интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», человек, который, кажется, знает ответы на все вопросы, в том числе - как выжить в эпоху Интернета, когда любая информация доступна даже первокласснику. Сейчас Александр Абрамович продолжает сотрудничать с телеканалом «СТО», участвовать в телеиграх знатоков, при этом не забывая думать о насущных проблемах развития России и Петербурга.

Хорошую книгу ничто не заменит

- Александр Абрамович, вы можете назвать себя настоящим эрудитом?

- На самом деле я знаю не так уж и много, есть люди, познания которых гораздо глубже. В моем случае считать себя эрудитом было бы смешно.

- Не думаете ли вы, что из-за появления в нашей жизни Интернета к эрудированным людям стали относиться с меньшим почтением?

- Не стоит преувеличивать могущество Сети. Ведь в Интернете далеко не всегда можно найти адекватную информацию. Поисковая система обычно выдает самые разнообразные ответы - от правильных до не имеющих никакого отношения к заданному вопросу.

Поэтому результат всегда требует тщательной проверки. Когда я готовлю к эфиру свои телепрограммы, я стараюсь пользоваться только теми ресурсами, которые вызывают у меня доверие.

- Многие люди уже отказались от покупки книг и пользуются электронными носителями. А вы?

- Я пользуюсь и тем и другим. Но книга помимо всего прочего еще и произведение искусства. Художественную литературу я предпочитаю читать в книжном формате, особенно если произведение хорошо издано. В этом отношении я человек консервативный.

- Как вы относитесь к бешеной популярности писателей вроде Донцовой и Марининой?

- Их творения я не читал. К сожалению, самые полезные книги сейчас издают небольшими тиражами, в отличие от тех, что рассчитаны на не слишком взыскательную публику. Зато у читателя есть полная свобода выбора - слава богу, сейчас можно купить все что угодно.

Кулинарные прогулки по Неве

- Мало кто знает, что в Петербурге постоянно проходят соревнования знатоков. Расскажите поподробнее о «Что? Где? Когда?» как виде спорта.

- В прошлом году питерцы вновь стали чемпионами мира по ЧГК. Победила команда Антона Губанова. А первым чемпионом мира в истории игры в 2002 году была моя команда. Наши успехи обусловлены тем, что мы регулярно проводим большие и малые соревнования совместно с Комитетом по молодежной политике администрации города. Накануне Дня города состоится финал большого чемпионата среди школьных и студенческих команд. Будет в этом году и традиционный Кубок губернатора Петербурга по «Что? Где? Когда?».

- В одном из интервью вы говорили, что интеллектуальные игры для вас являются хобби. А как обстоят дела с работой?

- На сегодняшний день я занимаюсь производством игровых и познавательно-развлекательных программ на телеканале «СТО».

Последнее мое детище - это цикл передач «Кулинарные прогулки». В них рассказывалось о нашем городе с несколько необычной - кулинарной - точки зрения. Я был одновременно и автором сценария, и ведущим. Надеюсь, что передачи были интересны не только мне, но и зрителям. Думаю, наше сотрудничество продолжится.

- Есть ли у вас любимый персонаж российской истории?

- Вслед за Агафьей Тихоновой могу повторить: хорошо бы, чтобы темперамент Петра соединился с разумом Сперанского, и так далее. Я могу представить себе некий комбинированный персонаж, но его в русской истории пока еще не было. К тому же я стараюсь не обременять себя кумирами.

Интеллект - дело семейное

- Насколько я знаю, ваша жена Елена - врач, специализирующийся на психотерапии. Она помогает вам преодолевать стрессы?

- Начнем с того, что Елена - очень хороший человек. Именно это мне и помогает. К тому же ее профессия предусматривает гуманное отношение к людям, а общение с очень многими игроками «Что? Где? Когда?» как раз требует большого терпения и гуманности. Благодаря ее терпению и нашей взаимной любви мы женаты уже 28 лет. Жена - главный приз, который я выиграл.

- Вам не кажется, что женщины, интенсивно развивающие свой интеллект, зачастую утрачивают чисто женские качества?

- Есть интеллектуалы-мужчины, которые ведут себя совершенно не по-мужски, и есть интеллектуалки, которые не вполне соответствуют общепринятым представлениям о том, какой должна быть женщина. На мой взгляд, и то и другое - лишь исключение.

Гораздо больше тех, у кого интеллектуальные игры не вызвали никаких отклонений от нормы.

- Ваша младшая дочь Марина сейчас занимается наукой в одном из университетов Швейцарии. Чем ее привлекла заграница?

- Экономическое образование она получила в России, а в аспирантуру поступила в Швейцарии, потому что там работают самые продвинутые специалисты в интересующей ее области. Слава богу, теперь любой студент или аспирант может выбирать, где продолжить свое образование. Нет ничего плохого в том, что иностранцы учатся у нас, а наши - за границей.

Я патриот своего города

- Сейчас многие знаменитости подались в политику, да и вы неравнодушны к общественной деятельности...

- Я полагаю, что чем больше в политике будет грамотных и честных людей, тем лучше для страны. Если мне еще доведется поучаствовать в выборах, то почему бы и нет?

Я патриот своего города и своей страны, и мне обидно, что в стране происходит то, что мешает ей нормально развиваться. Россияне заслужили хорошую жизнь.

- Что в окружающей действительности вызывает наибольшее беспокойство?

- Меня беспокоит, что в стране становится все меньше свободы слова, хотя я понимаю, почему это происходит. Свобода слова заключается не в том, чтобы говорить все что угодно, не задумываясь о последствиях, а в том, чтобы доводить до людей информацию в полном и неискаженном виде. Но подчас легкомысленные комментарии и упоение свободой слова могут вызывать отторжение как у власти, так и у непосредственных адресатов статей. В результате принимаются неправильные решения.

- Может ли общество обойтись без революций?

- Я могу сравнить революцию с хирургическим вмешательством. Когда низы не хотят, а верхи не могут, необходима операция. Другое дело, что отрезать руку, потому что на ней царапина, - преждевременно.

- Сегодня в Питере возводится много новых зданий. Не страдает ли при этом традиционный облик северной столицы?

- Когда в Петербурге начали строить дома не в стиле барокко, а в классическом, люди прошлой эпохи говорили: «Что это за уродство?», а потом эти здания стали памятниками архитектуры. Я считаю, что надо спокойнее относиться к различным нововведениям. Да, в городе ведется уплотнительная застройка. Но многие построенные дома не режут взгляд, а в большей или меньшей степени гармонируют с окружающей средой. Вот если Зимний дворец решат снести - тогда надо будет бить тревогу.

Ксения Янкович

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015