Гигантская расчёска как память об СССР

Живописец-эмигрант Шимон Окштейн привез на берега Невы очень странные шедевры

В Мраморном дворце открылась выставка живописца Шимона Окштейна. У каждого человека, как известно, есть свой «пунктик». Для Окштейна это - гигантомания. Но в отличие от Зураба Церетели он увлечен не людскими образами, а неодушевленными предметами.

На холстах, занявших целый этаж Мраморного дворца, можно увидеть гигантские канцелярские скрепки, утюги, мужскую и женскую обувь.

Зачем все это рисовать? По словам автора, к созданию полотен его подтолкнула тоска по родине. Выпускник Одесского художественного училища, Окштейн эмигрировал в США в 1979 году.

- Длительное время я жил воспоминаниями о родине и прошлой жизни, - рассказывает живописец. - Вот и стал рисовать предметы, которые видел в СССР. Оказалось, что на Западе такое направление в искусстве очень востребовано. Работы, при помощи которых я пытался связаться с миром, стали покупать. Так я приобрел известность.

Сложно сказать, зачем именно американским любителям искусства нужны нарисованные с фотографической точностью огромные фонарики и таблетки. Российского зрителя такие полотна поставили в тупик.

- Я хотел увековечить самые обычные предметы и сохранить память о них для потомков, - объясняет Шимон Окштейн. - Некоторым бытовым вещам и в самом деле стоит поставить памятник!

Откладывать в долгий ящик исполнение последней идеи живописец-эмигрант не стал. В Петербург он привез собственные памятники расческе и наперстку. Полутораметровый наперсток из глины оказался таким тяжелым, что поднять его на второй этаж не получилось. Скульптура, которую сам Окштейн называет «Царь-наперсток», так и осталась стоять у входа в музей. Гигантскую же расческу Шимон Окштейн выполнил из дерева, и она все-таки попала в зал.

На открытии выставки живописец, а теперь еще и скульптор сообщил журналистам, что охотно подарил бы часть своих работ Петербургу. По мнению мастера, гигантский наперсток, например, вполне мог бы стоять где-то на Невском проспекте. Впрочем, нужны ли нашему городу такие шедевры - вопрос спорный.

Сергей Андреев

Фото автора

12.10.2015