Алексей Ковалев: «Губернатор не любит отвечать на депутатские запросы»

Депутат ЗакСа рассказал «Смене», как можно было бы избежать пробок в связи с закрытием станции «Горьковская»

Депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев уже много лет борется за сохранение исторического наследия Петербурга. Бороться трудно: деньги инвесторов в северной столице побеждают здравый смысл все чаще и чаще. В интервью «Смене» Алексей Анатольевич рассказал о тех, кто вредит нашему городу больше всего, и о том, как можно решить наболевшие вопросы.

Трамвай мешает «членовозам»

- Алексей Анатольевич, вы - самый известный защитник трамвайного движения. Но пока что проигрываете в борьбе со Смольным. В то время как в Европе трамвай развивается, в Петербурге его планомерно уничтожают...

- Трамвай - это прежде всего рельсовый путь, входящий в общую дорожную сеть. И гибнет трамвай потому, что решением вопроса о сносе (или развитии) рельсовых путей у нас занимается Комитет по дорожному хозяйству, для которого исследование пассажиропотоков, сравнение возможностей различных видов общественного транспорта - дело десятое. В угоду сиюминутным потребностям все те программы развития пассажирского транспорта, которые были приняты еще в начале девяностых годов, были выброшены в корзину. Стали делать только так, как выгодно: во-первых, частным автовладельцам и пользователям «членовозов» - шире проезжая часть, трамвай не мешает; во-вторых, дорожникам - больше объем строительства, больше оплата за снос путей, за сданный ценный металл, и, в-третьих, владельцам маршрутных такси - меньше конкуренции. С маршрутками и автобусами сейчас начинают понемногу разбираться - есть позитивные сдвиги. А вот с рельсовым транспортом дело обстоит очень грустно. Взять ту же «Горьковскую» - всем было известно, что она закроется, а как решили вопрос с транспортом?

«Закрытие улицы Куйбышева - это маразм»

- Ну как же, как же! Ведь число трамваев, идущих от Финляндского вокзала до станции метро «Спортивная», увеличили, сделали доброе дело для горожан!

- И что? Они по выделенной полосе быстро проезжают Кронверкский проспект и упираются в пробки на Тучковом мосту и на мосту Свободы. Но ведь это можно было спрогнозировать и организовать кольцевую линию трамвая на Петроградской: не сносить пути на Введенской улице, на Большой Зелениной, на Чкаловском проспекте, откуда трамвай бы поворачивал на набережную Карповки и далее по Чапаева выходил на улицу Куйбышева! Люди бы ездили до «Чкаловской», и проблем было бы гораздо меньше.

Ну если нет, так сделайте сейчас ограждение - хотя бы временное! - для трамвайных путей. Тогда бы и этот маразм с закрытием улицы Куйбышева для частного транспорта не понадобился. Там огромные пробки, и выполнение требования «не пущать» стоит огромных усилий со стороны ГАИ - разве это метод? Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству должен работать на результат, ради нормального движения общественного транспорта. А они делают что хотят.

- И как разрешить эту ситуацию?

- У нас есть проект создания нового комитета, отчасти объединяющего функции КБДХ, Комитета по транспорту и даже ГАИ. Проблема организации дорожного движения - один из важнейших градостроительных вопросов. А он решается в режиме рефлекса: укололи в одно место - бац, и мы имеем одностороннее движение или развязку.
Разве это дело?

Прежде чем строить, спросите горожан

- А трамвайный парк на Васильевском острове сохранится?

- Я бы, конечно, не трогал его. Да, трамваев на Васильевском острове больше нет, но троллейбусы еще остались! Чтобы троллейбус прибыл на конечную остановку, ему нужно пробежать от своего парка километров десять. Почему бы не использовать освободившийся парк под троллейбусный?

Нам скрепя сердце пришлось согласиться с тем, что территория трамвайного парка будет застраиваться под жилые и деловые цели, но только с тем условием, что сохранятся трамвайные де­по, которые были построены в самом начале организации трамвайного движения и представляют собой памятник не только промышленной архитектуры, но и истории техники. Ну и, в конце концов, почему его нужно весь отдавать под коммерческую застройку - там очень кстати пришлась бы и зона отдыха, например.

Мне кажется, что центром этой территории мог бы стать знаменитый Музей петербургского трамвая, вокруг него должна быть парковая зона с развлечениями для детей, а уже на периферии возможны и жилые дома, и деловые центры. Это же городская территория, так, может быть, сначала спросить горожан, что они хотят там видеть? Я направил губернатору Валентине Матвиенко запрос о судьбе трамвайного парка, но ответа не получил.

Безответный Смольный

- Когда же вы его получите?

- Мне губернатор практически всегда отвечает не в срок. И кроме того, она уже год грубо нарушает закон, не желая собственноручно подписывать ответы на мои депутатские запросы. Валентина Ивановна дает поручения делать это вице-губернаторам, что противоречит Уставу Санкт-Петербурга. Правда, когда я сообщал об этом в прокуратуру города, она почему-то наказывала не Матвиенко, а бедного экс-вице-губернатора Виктора Лобко, который якобы плохо организовал схему движения документов. Но губернатор публично заявила о том, что она не хочет мне сама отвечать - потому что я отправляю ответы за ее подписью в прокуратуру. Это понятно: Матвиенко не любит, когда ее имя звучит в негативном контексте. Ей всегда нужно быть прикрытой - мол, не она виновата, а исполнители. А я своими депутатскими запросами заставлял ее лично подписываться под беззаконием, которое творится в ее службах. Но у меня и помимо ответов на запросы есть много других документов, на которых есть личная подпись губернатора, - там тоже немало нарушений законов.

Беседовала Софья Вечтомова

Фото Святослава АКИМОВА

Продолжение разговора с Алексеем Ковалевым - в следующем номере «Смены». Депутат расскажет, как чиновники в угоду инвесторам позволяют уничтожать архитектурный облик Петербурга.

12.10.2015