Петр Первый рвал зубы бесплатно

Петр Первый смерти не боялся. Он проявлял к ней здоровое любопытство.

В Кунсткамере работает экспозиция «ужасов» петровского времени

Петр Первый смерти не боялся. Он проявлял к ней здоровое любопытство. В первые же месяцы своего пребывания в Голландии в далеком 1716 году российский император познакомился с самым знаменитым анатомом того времени - Фредериком Рюйшем. Этот амстердамский ученый искусно бальзамировал мертвецов и готовил для научных целей препараты человеческих зародышей.

Зубоврачебный инструмент Петра I

В минувшую пятницу страшная коллекция Рюйша после реставрации вновь стала доступна посетителям Кунсткамеры.

Полцарства за анатомию

Петр Первый влюбился в коллекцию Фредерика Рюйша и выкупил ее за тридцать тысяч гульденов. Сумма по тем временам гигантская, равная годовому бюджету (!), расходуемому на содержание российского императорского двора. Тысяча анатомических экспонатов Рюйша вместе с коллекцией аптекаря Альберта Себы, тоже приобретенной Петром, и составили основу первых естественнонаучных собраний знаменитой Кунсткамеры.

В реставрации диковинок принимали участие голландцы - сотрудники Музея университета города Утрехта.

Уродец, похожий на инопланетянинаСомнительный поцелуй


Как и следовало ожидать, публика, пришедшая на выставку, поделилась на две неравные части. На тех, кто не боится рассматривать мертвые заспиртованные тельца, и тех, кто предпочитает разглядывать гравюры и картины и всякие медицинские инструменты. Они не такие страшные.

Существует легенда, что когда Петр Первый увидел в музее Фредерика Рюйша препарированное тело прелестного младенца, то он не удержался, снял с полки стеклянный сосуд и поцеловал младенца сквозь стекло. О чем свидетельствует подобный факт? Вовсе не о некрофильных склонностях царя, как подумали некоторые, а прежде всего, о том, что Фредерик Рюйш был великолепным мастером своего анатомического дела. Младенец, находящийся за стеклом, выглядел как живой.

Сердце великана


На что обязательно стоит обратить внимание в новой экспозиции, так это на бальзамированное сердце великана Николя Буржуа (его рост был 227 сантиметров). При жизни он служил Петру. Стоял на запятках царской кареты. В данный момент сердце великана напоминает камень. То ли философский, то ли краеугольный.

Любопытно рассматривать и коробочку, в которой собраны зубы, вырванные Петром. Их ровно 36. Говорят, российский император был отменным зубодером. До того любил это дело, что частенько вырывал у людей почти здоровые зубы.

Интересную мысль высказал один из зрителей - теперь в Кунсткамере можно снимать художественные фильмы из жизни ведьм, колдуний и алхимиков.

Филипп СОМОВ

Фото Замира УСМАНОВА

12.10.2015