Владимир Мукусев:«Руководство первого канала должно сесть в тюрьму»

Владимир Мукусев был одним из создателей прогремевшей в перестройку программы «Взгляд». Популярность передачи во многом достигалась благодаря конфронтации с властями. Сегодня бывший телеведущий и бывший депутат Верховного Совета не потрясает с телеэкрана основ. Но своим убеждениям по-прежнему верен.

Известный телеведущий уже 13 лет запрещен на бывшем Центральном телевидении

Владимир МукусевВладимир Мукусев был одним из создателей прогремевшей в перестройку программы «Взгляд». Популярность передачи во многом достигалась благодаря конфронтации с властями. Сегодня бывший телеведущий и бывший депутат Верховного Совета не потрясает с телеэкрана основ. Но своим убеждениям по-прежнему верен.

Мукусев в Питере - родном для него городе - частый гость, хотя сам он гостем себя не считает. Четыре поколения его предков лежат в питерской земле. Когда корреспондент «Смены» обратился к нему с просьбой поделиться мнением о сегодняшнем отечественном телевидении, легендарный «взглядовец» в ответ поинтересовался: «Думаете, хоть что-нибудь из того, что я скажу, напечатают?» Вот, печатаем…

В списках не значится

- Почему я в Питере? Потому что преподаю в Петербургском институте телевидения, бизнеса и дизайна. В Москве как журналист я запрещен уже 13 лет. Сразу после «Взгляда». Став депутатом Верховного Совета, выиграл конституционный суд о защите прав вкладчиков Сбербанка, деньги которых в 91-м после реформ превратились в прах. Суд заставил Ельцина и правительство Гайдара признать фактически украденные у людей деньги внутренним долгом государства. И им ничего не оставалось, как начать выплачивать компенсации по утерянным вкладам. Но месть была действительно жестокой. Ельцин просто вычеркнул меня из списка живых журналистов…

- Но ведь телевидение полностью не исчезло из вашей жизни…

- Нет, конечно. Я в Москве руковожу неэфирной, небольшой телекомпанией «Киновек». Не забывают меня и региональщики. В начале 91-го года, еще при коммунистах, я создал в Новосибирске первую независимую телекомпанию в России. А потом в течение десяти лет ездил по стране и под ключ сдавал телекомпании. Поэтому теперь меня часто зовут на различные региональные телефестивали в качестве члена жюри. Недавно в Борисоглебске прошел уникальный фестиваль «Моя провинция». Там были представлены более 150 компаний! В сравнении с тем, что делают первый и второй каналы, это потрясает! Глубина, откровенность, честность, порядочность, профессионализм присутствуют в местных передачах. Слава богу, настоящее российское телевидение существует.

Все делят бабки

- Почему вы так не любите центральные каналы?

- Абсолютно убежден, на центральном телевидении прервалась связь времен. Раньше молодые журналисты учились у опытных, приходили им на смену. Если убрать идеологическую составляющую, нашему телевидению было чем гордиться. А теперь? Все делят бабки. Если вспомнить моего ученика Влада Листьева, то у него после убийства было обнаружено только личных средств 16 миллионов долларов! Вот какие деньги крутились уже тогда. Сегодня суммы на порядок больше. Своим студентам говорю: не думайте, что деньги, которые вас ждут на больших каналах, - чистые. Они могут привести туда же, куда привели Влада…

Я многим чиновникам задавал вопрос: «Почему Путин до сих пор ничего не сделал ни с первым, ни со вторым каналом?» Я даже не имел в виду экономику. Все и так понимают, что люди там делают не телевидение, а деньги. Но ведь они же еще развращают людей. Формируют поколения идиотов. Мне сказали: «Да, мы готовы снять немедленно руководство и того, и другого канала, но в предвыборный год Путин боится черных экранов, боится скандала». Уверен, Путин займется телевидением, но сперва ему надо стать президентом на второй срок.

Почему не возглавил «Останкино»

- Центральные каналы сегодня в принципе для вас закрыты или вы сами не желаете на них возвращаться?

- Они в принципе закрыты. В 1992 году мне был предложен пост генерального директора «Останкино». В то время я был депутатом Верховного Совета, и у меня на руках были документы проверки КРУ Минфина деятельности телекомпании. Я сказал тогдашнему министру Полторанину, что эти документы до того, как я скажу «да», должны оказаться на столе генпрокурора. Уже тогда было ясно, что множество должностных лиц, которые сегодня руководят ОРТ, должны сесть в тюрьму, а то и встать к стенке по старому Уголовному кодексу… Если бы документам дали ход, то Влад Листьев тоже оказался бы в тюрьме. Но он был бы жив. Полторанин не принял мои условия.

А В конце 90-х годов, когда создавался холдинг РТР, Олег Сысуев, который тогда был вице-премьером и курировал СМИ, от имени правительства предложил мне его возглавить. Но на собрании учредителей моей фамилии просто не оказалось в списке для обсуждения. И руководителем РТР стал Швыдкой.

Президент и его гланды

- Ну а каково ваше мнение о сегодняшних звездах телевидения?

- Мне очень жаль команду, которая работала на ТВС, а до того на НТВ. Это был действительно звездный час независимого телевидения. Я за них просто физически переживал. Когда все они работали вместе, это действительно был уникальный творческий коллектив. Такая яркая противоположность всему тому, что делалось на первом и втором каналах. У меня в телевизоре всегда была включена именно эта кнопка. И не потому, что я с ними соглашался. Когда я смотрю телевизор, то вижу не только то, что на экране, но и то, что за ним. Интересно было наблюдать, как они выходили из трудных положений. Все-таки они были по-настоящему независимой телекомпанией, хотя мне могут сказать: а как же деньги Гусинского? Они были независимы не от денег, а от мнения Кремля! А все, что делается сегодня, - это попытка лизнуть президента в гланды через задний проход.

Владимир МукусевЧем страшен Нагиев

- И все-таки, как вы относитесь к законодателям мод на нынешнем телевидении? Например к Парфенову и Нагиеву?

- …(долго и тяжело вздыхает. - И.П.) Парфенов, скажем так, стильный, набравший силу ведущий. Но его слишком много. Он - повсюду. И этим любуется. У меня есть ощущение, что как только они расстались с блестящим «взглядовским» режиссером Максимом Иванниковым, как только он стал главнее всех режиссеров и всех журналистов, «Остапа понесло»… У Парфенова есть одно уникальное свойство. Он может запоминать несколько машинописных страниц текста, прочитав их лишь один раз.

Ну, а Нагиев вообще не журналист никакой. Я категорически против того, что он делает. Когда вы приходите на стриптиз, то знаете, что вас ждет, и не берете с собой на представление детей. У подростков же, которые сидят перед телевизором, нет иммунитета ко всему тому, что, как говорила моя дочь в свое время, выворачивается кишками наружу. Грязная жизнь, приходящая с экрана в дома, становится предметом подражания. Вот чем страшен Нагиев и такие передачи.

- Но подобные шоу заполонили весь эфир. По-вашему, это надолго?

- Пипл хавает. Вот что ужасно. Чем глупее будут люди, тем удобнее ими манипулировать. В том числе, когда нужны их голоса. На выборах. в 1996 году Ельцина сделал первый канал. В

2000-м мы вроде бы прозрели. И выбор Путина был осознанным. Но, к сожалению, сегодня все вернулось на круги своя. И не случайно такой взрыв интереса у зрителей к телевидению был за последнее время лишь один раз, когда на экран вышел «Идиот» Достоевского в блестящей режиссуре Владимира Бортко.

Мы - не идиоты. Но, по мнению тех, кто считает нас исключительно электоратом, должны ими быть. На что и была рассчитана выборная губернаторская кампания в Петербурге.

Ирина ПРИШЕДКО

Фото Сергея ТЯГИНА

12.10.2015