Александр Абдулов: «За Марком Захаровым поехал бы в Сибирь»

Ничто так не мимолетно, как актерская популярность. После нескольких лет сияния многие «звездные» фамилии куда-то бесследно исчезают и благополучно стираются в памяти людей.

Ученик знаменитого режиссера, посмотрев «Полет над гнездом кукушки», чуть не ушел из профессии

Александр АбдуловНичто так не мимолетно, как актерская популярность. После нескольких лет сияния многие «звездные» фамилии куда-то бесследно исчезают и благополучно стираются в памяти людей. Александр Абдулов – один из тех артистов, которые вопреки закономерностям жестокой профессии удерживают на себе внимание публики уже многие-многие годы. Абдулов благодарит за это творческое долголетие своего учителя – Марка Захарова, которому вчера исполнилось 70 лет.

«Обыкновенное чудо» - путевка в жизнь

- Захаровский фильм «Обыкновенное чудо» подарил мне действительно чудо… - говорит актер. - Так судьба распорядилась, что была в моей жизни картина, которую видели все.

- При таком напряженном съемочном графике не остается ли сегодня на вас в обиде театр? Марк Захаров легко отпускает на съемки?

- Марк Захаров знает, что, снимаясь в кино, артист завоевывает популярность не только себе, но и театру. У нас даже заменяют спектакли для того, чтобы кто-то смог поехать сниматься. Но когда наступает период репетиций, Марк Анатольевич собирает артистов и говорит: «Вот, ребята, сейчас пришло то время, когда - никто - и - никуда…» А как у Захарова можно отказаться от роли, даже не от главной, а от любой?..

- С кем из кинорежиссеров вам хотелось бы сегодня встретиться на съемочной площадке?

- С Захаровым. Только он теперь отказывается снимать кино. А я бы очень хотел…

«Герман? Слишком долго для меня»

- А еще? У Алексея Германа, например, никогда не хотелось сняться?

- Герман… Он слишком долго работает над картиной. Я не смогу у него сниматься по 8 лет. Я очень люблю Алексея и пробовался у него на главную роль в «Хрусталев, машину!». Это был гениальный сценарий. Но я пробовался на роль очень долго - месяца три… Леня Ярмольник, который снимается у него уже 5 лет в «Трудно быть богом», хорошо шутит. «К 60-летию моему, - говорит, - картина делается…» Я себе такого представить не могу.

«Идиот» - сериал очень неровный»

- Я знаю о вашем особом отношении к творчеству Федора Михайловича Достоевского. Что вы можете сказать о сериале Владимира Бортко «Идиот»?

- Сериал очень неровный… Но там великолепна Чурикова…

- А остальные?

- Они все очень хорошие: и Миронов, и Машков, и многие другие… Но такого, чтобы я сказал: «Мама родная! Оп-па!», такого не произошло. Я уже все это видел в их исполнении… А вот Чурикову я такой не видел. Никогда.

Александр АбдуловВылитый Коровьев

- А насколько вообще реальной была эта затея: возможно ли снимать Достоевского как сериал?

- Не знаю… Может быть… Все зависит от того, как сделать… Вот сейчас у одного продюсера, моего приятеля, на полке лежит сериал «Мастер и Маргарита». Он мне говорит: «Я его лучше сожгу, чем пропущу…» - и никому не дает, под кроватью держит. Режиссер честно, прямо по страничке, снял роман с хорошими артистами. Но ску-ка та-ка-я!

- Мне кажется, есть произведения - «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Лолита» Набокова, - вообще не поддающиеся камере, в них слишком ценен авторский язык, который нельзя передать своими словами…

- Можно. Но! Если ты начинаешь снимать книжку, то это - одно. Иллюстрации к роману никому не интересны. А если ты начинаешь снимать свое понимание этого произведения, то это уже совсем другое. Тут уже все от тебя зависит. А по «Мастеру и Маргарите», я думаю, прекрасный мультфильм можно снять! Я видел эскизы художника Алимова - ой, мама родная! - как это здорово!

Кстати, с «Мастером…» у меня своя история. Три разных режиссера мне предлагали сыграть, причем одну и ту же роль - Коровьева. Я вообще считаю, что это лучшая роль в романе. У одного, про которого я уже говорил, я отказался (фильм не вышел), второй не нашел денег, у третьего картину закрыли. Вот такие странные вещи происходят с «Мастером и Маргаритой»… Не везет мне. Хотя я безумно хочу сыграть Коровьева, потому что это абсолютно моя роль.

«Все время что-нибудь придумываю»

- Был ли в вашей жизни момент, когда захотелось бросить все и уйти из профессии?

- Был. Когда я посмотрел фильм «Полет над гнездом кукушки». Я понял, что я никогда не сыграю такой материал, у меня просто не будет возможности. И появилось очень серьезное желание уйти.

- Вы когда-нибудь оставались без работы?

- Нет. Если я не работаю в театре, я снимаюсь в кино, если не снимаюсь, то что-то делаю на телевидении или занимаюсь своей антрепризой. Я все время себе что-то придумываю.

- Многие артисты прочтут эти слова и подумают: хорошо говорить Абдулову - на него всегда есть спрос…

- Но я не ждал спроса! Я так работаю всю жизнь. Я не даю себе вообще отдыхать. Вот я решил взять и отреставрировать церковь, в которой был склад. Я это сделал. Ходил по инстанциям, выбивал со скандалами, нашел деньги, мы с друзьями сделали сами задворки… Сейчас на Дмитровке, рядом с Ленкомом, стоит эта церковь. Я никогда не сижу и не жду, пока мне кто-нибудь предложит работу. Я ищу ее сам и не понимаю тех людей, которые теряют время в ожидании «Гамлета». Под лежачий камень вода не течет. Марчелло Мастроянни мне сказал

Александр Абдулов- Хорошо. А если взять случай Иннокентия Смоктуновского, который очень долгое время не мог найти себе работу?

- Я думаю, что в это время у него шло какое-то накопление. И этот период, когда он мыкался по разным театрам, а его не брали, был не зря. Может быть, без всего этого он и не сыграл бы Мышкина. Но Смоктуновский - он такой один. Не может быть двух Смоктуновских, трех, четырех… Я все равно уверен, что сидеть и ждать - это неправильно.

- Из молодых актеров кто вам сегодня симпатичен?

- Мне очень нравятся Сергей Степанченко, Марат Башаров, Павел Деревянко, с которым мы снимались вместе в «Ледниковом периоде», Саша Лазарев… Тот же Кравченко - замечательный, Андрей Панин… Да много есть сейчас хороших ребят, много… Когда-то мне Марчелло Мастроянни сказал замечательную фразу: «Ты знаешь, у нас сейчас в Италии - страшная вещь… У нас есть пацаны и есть старики. А между ними - никого». Вот у нас сейчас тоже такое наблюдается.

- Один известный артист сказал, что если ты себя чувствуешь востребованным, то можно быть счастливым и в Иркутском драматическом театре. Вы смогли бы быть счастливым в Иркутском театре? Смогли бы поехать работать в Сибирь?

- Если бы там работал Захаров.

Беседовала Екатерина ГРИГОРЬЕВА

12.10.2015