Александр Абдулов: «За Марком Захаровым поехал бы в Сибирь»
Ничто так не мимолетно, как актерская популярность. После нескольких лет сияния многие «звездные» фамилии куда-то бесследно исчезают и благополучно стираются в памяти людей.
Ученик знаменитого режиссера, посмотрев «Полет над гнездом кукушки», чуть не
ушел из профессии
Ничто
так не мимолетно, как актерская популярность. После нескольких лет сияния многие
«звездные» фамилии куда-то бесследно исчезают и благополучно стираются в памяти
людей. Александр Абдулов – один из тех артистов, которые вопреки закономерностям
жестокой профессии удерживают на себе внимание публики уже многие-многие годы.
Абдулов благодарит за это творческое долголетие своего учителя – Марка Захарова,
которому вчера исполнилось 70 лет.
«Обыкновенное чудо» - путевка в жизнь
- Захаровский фильм «Обыкновенное чудо» подарил мне действительно чудо… - говорит
актер. - Так судьба распорядилась, что была в моей жизни картина, которую видели
все.
- При таком напряженном съемочном графике не остается ли сегодня на вас в
обиде театр? Марк Захаров легко отпускает на съемки?
- Марк Захаров знает, что, снимаясь в кино, артист завоевывает популярность
не только себе, но и театру. У нас даже заменяют спектакли для того, чтобы кто-то
смог поехать сниматься. Но когда наступает период репетиций, Марк Анатольевич
собирает артистов и говорит: «Вот, ребята, сейчас пришло то время, когда - никто
- и - никуда…» А как у Захарова можно отказаться от роли, даже не от главной,
а от любой?..
- С кем из кинорежиссеров вам хотелось бы сегодня встретиться на съемочной
площадке?
- С Захаровым. Только он теперь отказывается снимать кино. А я бы очень хотел…
«Герман? Слишком долго для меня»
- А еще? У Алексея Германа, например, никогда не хотелось сняться?
- Герман… Он слишком долго работает над картиной. Я не смогу у него сниматься
по 8 лет. Я очень люблю Алексея и пробовался у него на главную роль в «Хрусталев,
машину!». Это был гениальный сценарий. Но я пробовался на роль очень долго -
месяца три… Леня Ярмольник, который снимается у него уже 5 лет в «Трудно быть
богом», хорошо шутит. «К 60-летию моему, - говорит, - картина делается…» Я себе
такого представить не могу.
«Идиот» - сериал очень неровный»
- Я знаю о вашем особом отношении к творчеству Федора Михайловича Достоевского.
Что вы можете сказать о сериале Владимира Бортко «Идиот»?
- Сериал очень неровный… Но там великолепна Чурикова…
- А остальные?
- Они все очень хорошие: и Миронов, и Машков, и многие другие… Но такого, чтобы
я сказал: «Мама родная! Оп-па!», такого не произошло. Я уже все это видел в
их исполнении… А вот Чурикову я такой не видел. Никогда.
Вылитый
Коровьев
- А насколько вообще реальной была эта затея: возможно ли снимать Достоевского
как сериал?
- Не знаю… Может быть… Все зависит от того, как сделать… Вот сейчас у одного
продюсера, моего приятеля, на полке лежит сериал «Мастер и Маргарита». Он мне
говорит: «Я его лучше сожгу, чем пропущу…» - и никому не дает, под кроватью
держит. Режиссер честно, прямо по страничке, снял роман с хорошими артистами.
Но ску-ка та-ка-я!
- Мне кажется, есть произведения - «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Лолита»
Набокова, - вообще не поддающиеся камере, в них слишком ценен авторский язык,
который нельзя передать своими словами…
- Можно. Но! Если ты начинаешь снимать книжку, то это - одно. Иллюстрации к
роману никому не интересны. А если ты начинаешь снимать свое понимание этого
произведения, то это уже совсем другое. Тут уже все от тебя зависит. А по «Мастеру
и Маргарите», я думаю, прекрасный мультфильм можно снять! Я видел эскизы художника
Алимова - ой, мама родная! - как это здорово!
Кстати, с «Мастером…» у меня своя история. Три разных режиссера мне предлагали
сыграть, причем одну и ту же роль - Коровьева. Я вообще считаю, что это лучшая
роль в романе. У одного, про которого я уже говорил, я отказался (фильм не вышел),
второй не нашел денег, у третьего картину закрыли. Вот такие странные вещи происходят
с «Мастером и Маргаритой»… Не везет мне. Хотя я безумно хочу сыграть Коровьева,
потому что это абсолютно моя роль.
«Все время что-нибудь придумываю»
- Был ли в вашей жизни момент, когда захотелось бросить все и уйти из профессии?
- Был. Когда я посмотрел фильм «Полет над гнездом кукушки». Я понял, что я
никогда не сыграю такой материал, у меня просто не будет возможности. И появилось
очень серьезное желание уйти.
- Вы когда-нибудь оставались без работы?
- Нет. Если я не работаю в театре, я снимаюсь в кино, если не снимаюсь, то
что-то делаю на телевидении или занимаюсь своей антрепризой. Я все время себе
что-то придумываю.
- Многие артисты прочтут эти слова и подумают: хорошо говорить Абдулову
- на него всегда есть спрос…
- Но я не ждал спроса! Я так работаю всю жизнь. Я не даю себе вообще отдыхать.
Вот я решил взять и отреставрировать церковь, в которой был склад. Я это сделал.
Ходил по инстанциям, выбивал со скандалами, нашел деньги, мы с друзьями сделали
сами задворки… Сейчас на Дмитровке, рядом с Ленкомом, стоит эта церковь. Я никогда
не сижу и не жду, пока мне кто-нибудь предложит работу. Я ищу ее сам и не понимаю
тех людей, которые теряют время в ожидании «Гамлета». Под лежачий камень вода
не течет. Марчелло Мастроянни мне сказал
-
Хорошо. А если взять случай Иннокентия Смоктуновского, который очень долгое
время не мог найти себе работу?
- Я думаю, что в это время у него шло какое-то накопление. И этот период, когда
он мыкался по разным театрам, а его не брали, был не зря. Может быть, без всего
этого он и не сыграл бы Мышкина. Но Смоктуновский - он такой один. Не может
быть двух Смоктуновских, трех, четырех… Я все равно уверен, что сидеть и ждать
- это неправильно.
- Из молодых актеров кто вам сегодня симпатичен?
- Мне очень нравятся Сергей Степанченко, Марат Башаров, Павел Деревянко, с которым
мы снимались вместе в «Ледниковом периоде», Саша Лазарев… Тот же Кравченко -
замечательный, Андрей Панин… Да много есть сейчас хороших ребят, много… Когда-то
мне Марчелло Мастроянни сказал замечательную фразу: «Ты знаешь, у нас сейчас
в Италии - страшная вещь… У нас есть пацаны и есть старики. А между ними - никого».
Вот у нас сейчас тоже такое наблюдается.
- Один известный артист сказал, что если ты себя чувствуешь востребованным,
то можно быть счастливым и в Иркутском драматическом театре. Вы смогли бы быть
счастливым в Иркутском театре? Смогли бы поехать работать в Сибирь?
- Если бы там работал Захаров.
Беседовала Екатерина ГРИГОРЬЕВА