Неюбилеиные откровения спящего ковбоя

Одним из самых трогательных моментов состоявшегося в конце прошлой недели шоу сильнейших фигуристов мира «Ледовый Олимп» было чествование Игоря Бобрина, которому в ноябре исполнится 50.

Пятидесятилетие Игоря Бобрина отметили заблаговременно

Фигурист Игорь БобринОдним из самых трогательных моментов состоявшегося в конце прошлой недели шоу сильнейших фигуристов мира «Ледовый Олимп» было чествование Игоря Бобрина, которому в ноябре исполнится 50. По словам самого фигуриста, давно перебравшегося из Питера в Москву, для него оно стало сюрпризом. Подарки и теплые слова от друзей и, как всегда, благодарность публики, которую сам Бобрин назвал «аплодисментообильной».

В коллекции фигуриста не так уж много наград: «бронза» чемпионата мира, «золото» и «бронза» чемпионатов Европы. Но публика до сих пор помнит его блестящие соревновательные и показательные программы: «Чаплина» и «Паганини», «Спящего ковбоя» и «Парное катание». Сегодня Бобрин - постановщик композиций сильнейших спортсменов-любителей (именно он сотворил, по-другому не скажешь, «Чаплиниану» Бережной и Сихарулидзе), художественный руководитель «Театра ледовых миниатюр» и любящий муж солистки этого коллектива олимпийской чемпионки Натальи Бестемьяновой.

С Игорем Бобриным побеседовал корреспондент «Смены».

В профессионалы уходить поздно

- Почему из ваших многочисленных «хитовых» номеров вы сегодня решили показать «Чаплина»?


- Я очень не люблю такие слова, как «хит» или «шоу». Моему сегодняшнему настроению ближе именно Чарли, хотя меня и уговаривали показать «Спящего ковбоя».

- На чемпионатах мира среди профессионалов вы могли бы участвовать и с нынешними программами. Почему же вас никогда не видно на подобных турнирах?

- Когда я мог выступать на турнирах «профи», советским спортсменам запрещали это делать. Даже с выездом за рубеж тогда проблемы были. Сейчас уже поздно, мой поезд ушел. Да и титулы никогда меня не прельщали.

- Тем не менее вы получили звание заслуженного мастера спорта, не будучи ни разу чемпионом мира и лишь раз став первым на чемпионате Европы...

- Это довольно забавная история. В 1981-м был мой «звездный час» на любительском льду: я выиграл чемпионат Европы в Инсбруке и завоевал «бронзу» на мировом первенстве в американском городе Хартфорде. Тогдашний руководитель Федерации фигурного катания СССР, многолетний директор лужниковского Дворца спорта Анна Ильинична Синилкина позвонила в Спорткомитет и потребовала, чтобы мне присвоили звание заслуженного мастера спорта. На нее тогда многие посмотрели, как на сумасшедшую. Для получения подобного звания нужно было стать олимпийским чемпионом или чемпионом мира, по крайней мере. Но Анна Ильинична была человеком настойчивым. По-моему, в те годы это был единственный случай, когда заслуженным мастером спорта стал «всего лишь» чемпион Европы и бронзовый призер чемпионата мира. Эти титулы - мои высшие достижения. Но я никогда не завидовал тем, кто стоял чаще меня на пьедестале. Для меня, еще раз повторюсь, главной наградой были аплодисменты публики.

Театр - дело жизни

- Именно поэтому вы обратились к идее ледового театра?

- Фигурное катание - это очень красивый вид спорта, но одновременно это очень жестокий мир. И эта жестокость проявляется даже не в том, что ради победы известные спортсмены готовы переступить какую-то грань. В 30, а то и в 25 лет приходится заканчивать спортивную карьеру и искать, порой мучительно, свой путь в жизни, которая, по сути, только начинается. И выбора-то практически не было: тренерская работа, цирк на льду или в последние годы выступления в шоу за рубежом. Уровень же наших ведущих фигуристов позволял не просто демонстрировать на льду дивертисмент из отдельных показательных номеров, а создавать настоящие драматические спектакли. В нашем репертуаре около 10 одноактных спектаклей. Не калька со спектаклей, поставленных на балетной сцене или в мюзик-холле, а оригинальные постановки.

- Вы выступаете в качестве режиссера?

- Да, я ведь кроме Института физкультуры окончил режиссерский факультет ГИТИСа, очень серьезного театрального вуза. Мне посчастливилось работать в разные годы с такими звездами, как Ирина Воробьева и Игорь Лисовский, Наталья Анненко и Генрих Сретенский, Елена Валова и Олег Васильев, Марина Ельцова и Андрей Бушков, Владимир Котин, Кира Иванова. Они - настоящие артисты ледовой сцены.

Фигурист Игорь Бобрин- Слово «шоу» вы не любите, но во время зарубежных гастролей вашу труппу представляют именно так.

- Таковы требования иностранных импресарио. Во время гастролей по России на наших афишах значится: «Театр ледовых миниатюр Игоря Бобрина». Я преклоняюсь перед российским зрителем. Мы выступали в городах, где месяцами не выплачивали зарплаты и пенсии, но люди на последние сбережения покупали билеты и приходили с громадными букетами цветов.

- Где гастролирует сейчас ваш «Театр ледовых миниатюр»?

- Только что закончилось большое турне по Корее, где мы дали 47 аншлаговых спектаклей. Сейчас запланированы 10 концертов в Новосибирске. В ноябре отметим мой 50-летний юбилей в Лужниках, а затем на полтора месяца отправимся во Францию. Новый год встретим в Киеве. Словом, гастрольная жизнь насыщенная.

- Почему вы так редко гастролируете в Питере?

- Для меня любой приезд в родной город - праздник. Я безумно скучаю по Питеру, по оставшимся здесь друзьям. Всегда с удовольствием откликаюсь на приглашения из Санкт-Петербурга. Мы показывали здесь, в Ледовом, наш последний детский спектакль «Алиса в стране чудес», где солируют и Наташа с Андреем, и я. Приедем по первому зову и с другими представлениями. Весь вопрос в приглашении.

- На ваш взгляд, будущее за ледовыми театрами, подобными вашему, или за шоу, в которых собираются обладатели высших спортивных званий?

- Это совершенно разные жанры. Пожалуй, даже зритель у нас разный. Мы ставим полноценные спектакли, и на наши представления приходят люди, которые любят фигурное катание не только как спорт, но и как балет. Мы никогда не используем на гастрольных афишах термин «шоу». Я не считаю этот жанр легкомысленным, просто мои артисты выступают несколько в другом амплуа. У нас запланированы премьеры «Золушки» и «Ромео и Джульетты». Убежден, что эти спектакли пройдут с аншлагами.
На Олимпиаде риск исключен

- Не считаете ли вы, что блестящая «Чаплиниана» Елены Бережной и Антона Сихарулидзе, созданная при вашем непосредственном участии, осталась недооцененной?

- Мне эта программа очень нравилась, исполнители были от нее в восторге. Специалисты, которые оценивали программу, а не страну, которую представляли фигуристы, тоже отдали ей должное. Да, безусловно, эта программа резко контрастировала с традиционными композициями спортивных пар. Но именно на это и был расчет.

- Вы бы на месте Елены и Антона пошли на риск подготовить нечто новаторское к олимпийскому сезону?

- К Олимпиаде - нет. Подобные вопросы решает не спортсмен, а тренер. Наставник олимпийских чемпионов Солт-Лейк-Сити Тамара Москвина - мудрый человек. Она прекрасно понимала, что к Играм нужно подготовить программу, которая была бы удобоварима для любого судейского корпуса.

- После работы с Еленой и Антоном у вас не появилось желания тренировать?

- Нет, это точно не мое. Если бы хотел попробовать себя в этой ипостаси, то стал бы тренером намного раньше.

Высоких зрелищ зритель

- Сейчас модно сравнивать фигуристов вашего поколения с нынешним. Многие даже считают, что танцы на льду со времен Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина если и изменились, то в худшую сторону...

- Категорически не согласен с подобным утверждением. Новые правила в танцах на льду предписывают исполнять такие сложные элементы, как поддержки на одной ноге, твизлы, оригинальные повороты. Разработаны и четкие критерии судейства. Другое дело, что из-за этого все погрязли в технике, забыв об артистизме. Иногда я ловлю себя на мысли: какое счастье, что я не действующий спортсмен и мне наплевать на то, какие элементы нужно включать в мои номера. Да и смотрю я фигурное катание как зритель.

- В качестве хореографа вы востребованы?

- Да, в нынешнем сезоне я поставил программы для Ирины Слуцкой, Андрея Влащенко, Юлии Лаутовой. Работаю со шведскими спортсменами.

- Поставив программу, вы принимаете участие в ее дальнейшей доработке или этот процесс целиком и полностью ложится на тренера?

- После того как спортсмены «вкатывают» программу, необходимо еще два-три раза встретиться с ними. Исправить ошибки, внести какие-то яркие штрихи.

Фигурист Игорь Бобрин50? Ну и что же?

- Будут ли написаны новые главы в совместную с Натальей и Андреем книгу «Пара, в которой трое»?

- Лет через десять, не раньше.

- Какой подарок вы бы хотели получить к юбилею?

- Чертовски не люблю юбилеи! На чужие старался не ходить, на свой - тем паче. У меня очень много работы, насыщенная жизнь. Не думаю, что в ней что-то изменится от того, что мне пойдет шестой десяток.

Беседовал Борис ХОДОРОВСКИЙ

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015