«Голубой огонек» - как салат «Оливье». Без него в Новый год чего-то не хватает…
В тот день рекламная заставка телеканала «Россия» сообщила телезрителям, что до наступления Нового года осталось четырнадцать дней.
Наш корреспондент провела четыре дня на съемках популярного шоу
В
тот день рекламная заставка телеканала «Россия» сообщила телезрителям, что до
наступления Нового года осталось четырнадцать дней. Но в Первом павильоне киноконцерна
«Мосфильм» сам телеканал «праздновал» его вовсю уже вторую неделю. Причем по
полной программе: с тостами, с песнями и танцами, с бенгальскими огнями, с дружным
отсчетом ударов кремлевских курантов: «…десять, одиннадцать, двенадцать!» -
и скандированием: «С Но-вым го-дом! С Но-вым го-дом!» Шел самый разгар съемок
новогоднего «Голубого огонька на Шаболовке».
На сцену, господин министр!
Второй час ночи. Технический перерыв. Операторы переставляют камеры с одной
площадки на другую. Реквизиторы снуют между гостевыми столиками, раскладывая
пучки бенгальских огней и наполняя бокалы лимонадом, как две капли воды похожим
на настоящее шампанское. Людмила Марковна удалилась в гримуборную поправить
после очередного дубля макияж. На ступенях оркестровой площадки одиноко стоял
министр культуры. Совершенно как простой смертный.
- Михаил Ефимович, в котором часу у вас завтра начинается рабочий день?
- В восемь утра.
- А вам еще пару дублей «Летки-енки» с Гурченко танцевать…
- Ну что ж, новогодний «Голубой огонек» раз в году бывает. Часа четыре, может,
еще удастся до утра отдохнуть.
- У вас вообще словосочетание «голубой огонек» вызывает какие-нибудь ассоциации,
кроме съемок, жары на площадке, необходимости повторять одно и то же по нескольку
дублей?
- Конечно! Вызывает даже очень приятные ассоциации. Я же рос вместе с ним! Дома
мы смотрели его обязательно. Он был непременным атрибутом любого праздника,
особенно Нового года. На 7 ноября и 1 мая «огоньки» в те времена были несколько
более идеологизированные - это понятно, а вот на Новый год - поспокойнее в этом
плане, ну и, следовательно, повеселее. Скажем, в новогоднем «огоньке» мог присутствовать
Жванецкий, которому не было места в идеологических «огоньках». И мы ждали его
выступления.
Я думаю так: «Голубой огонек» тогда превращал Советский Союз в большую коммунальную
квартиру - он объединял людей у экранов, потому что его смотрели все. Более
того, ему всегда был присущ удивительный эффект прямого эфира - будто все, что
происходит, происходит именно в данный момент. Таким образом, рождалось еще
одно единение - тех, кто у экранов, с теми, кто на экране. Всенародное это было
действо. И очень заразительное. Потому что в школах, в институтах такая форма
проведения праздников была самой популярной. Это я по своей юности знаю…
- Людмила Марковна готова? - раздался в микрофон голос режиссера. - Господин
министр - на сцену!
Артисты массовых сцен быстро усаживаются за столики. Кстати, им пришлось пройти
серьезный кастинг, чтобы участвовать в «Голубом огоньке». Сергей Широков, «дирижирующий»
на площадке этим людским потоком, рассказывал, что конкурс в этом году составлял
три человека на место. Есть и свои «ветераны» - для некоторых это уже восьмой
«Голубой огонек». Многие специально даже отпуск берут на работе именно в декабре,
чтобы в съемках участвовать: по двенадцать-четырнадцать часов торчать в павильоне
на жуткой жаре, сбивать до красноты ладони от бесконечных аплодисментов по команде
и так, по собственному желанию, улыбаться восемнадцать дней подряд от души,
как в первый раз, играя в праздник… Думаете, деньги за это платят большие? Ничего
подобного! Триста рублей за двенадцать часов работы. Помножьте на восемнадцать
дней и добавьте еще несколько сотен за сверхурочные. Все. Для Москвы не бог
весть что, прямо скажем. Но что-то этих людей сюда тянет. Может, та самая давняя
любовь к «Голубым огонькам», о которой говорил Михаил Швыдкой?
Там, под небесами…
Я с трудом поспеваю за ребятами из постановочной группы, привычно преодолевающими
один лестничный марш за другим. Они торопятся. Режиссер дал команду: «Снег!»,
а на колосниках в этот момент никого не оказалось. У входа на деревянные мостки
под самым потолком павильона - охрана. Она в павильоне, на всех входах и выходах,
даже здесь, наверху. Суровый молодой человек в черном костюме смотрит на меня
недоверчиво - чужая. Но у меня на шее бейдж с лаконичной надписью «проход всюду»,
и не пропустить охранник не может.
Я сама сюда напросилась, к «снеговикам». Так в шутку называют ребят, которые
снег с колосников на площадку сыплют. Итальянский, между прочим, снег - крупное
конфетти белого цвета. Спрашиваю: «А что, отечественная бумажная промышленность
«снег» не выпускает?» Оказалось, выпускает, но мелкий, в кадре он смотрится
плохо. А этот - прямо как настоящий: плавненько так кружится.
На колосниках - как в Африке. И в павильоне-то под осветительной техникой градусов
тридцать, здесь - все пятьдесят. Много-много мостков с высокими перилами. Какие-то
железные механизмы, вероятно для крепежа, канаты притаились под ногами свернутыми
змеями - не споткнуться бы второпях. Вообще местность очень напоминает декорации
какого-нибудь голливудского боевика. Американцы любят помещать разборки между
героями в огромные цеха, напичканные арматурой, особенно в верхние его части.
Первый павильон «Мосфильма» - самый большой. Он занимает площадь один квадратный
километр. И высотой - с пяти-шестиэтажный дом. Здесь можно целый город построить
при желании. В данном случае павильон разделен на две неравные части - собственно
съемочную площадку - мигающую, сверкающую, расцвеченную огнями, украшенную огромными
искусственными елками с почти полуметровыми в диаметре шарами, и зону отнюдь
не праздничную - камеры, операторский кран, рельсы под съемочную тележку, пульт
звукорежиссера, режиссера, оператора, жилы толстых проводов по всему полу, оазисы
из стульев с табличками, на которых означена принадлежность к тому или иному
съемочному цеху - чтобы было куда упасть его работникам в изнеможении. Чуть
вглубь - офис, построенный из пластиковых перегородок. Он же - VIP-зона. Там
кабинеты главных (продюсера, директоров, режиссера), комнаты для гостей и кафе-холл.
Вход ограничен как минимум двумя серьезными охранниками, число которых увеличивается
с появлением политических персон и озабоченных проблемами безопасности звезд
эстрады. В сам павильон можно войти обычным путем - через дверь, а можно преспокойненько
въехать, скажем, на «КамАЗе» или хлебоуборочном комбайне - через огромные ворота,
створки которых без мужской помощи даже приоткрыть нереально - тяжелые.
…«Снеговики», скинув рубашки - жара невыносимая, - черпают из мешков «снег»
и горстями сыплют вниз, на площадку. Пола там уже не видно - все в «снегу» и
в серпантиновых змейках. Отсюда кажется - жуткий беспорядок. А в монитор посмотришь
- исключительно красивая картинка.
Огоньки, улыбочки, аплодисменты
- Тишина в студии! Пишем звук! - Режиссер-постановщик Хуан Ларра - главный человек
на площадке - не расстается с микрофоном.
В ответ, как специально, звенит чей-то мобильник. Хуан чертыхается, только уже
не в микрофон.
За столиком ведущие - Кристина Орбакайте и Иван Ургант дубль за дублем проговаривают
свои реплики. Есть еще две пары ведущих: Татьяна Веденеева - Леонид Ярмольник
и Юрий Стоянов - Илья Олейников. У зрителей точно создастся впечатление, что
они существуют в пространстве «Голубого огонька» вместе. А на самом деле на
съемках они часто совершенно не пересекаются.
Кристина выслушивает относительно длинный монолог своего партнера. Требуется
действие.
Хуан: Кристя, давай ты займешься делом, чтоб так просто не сидеть. Серпантин,
скажем, в меня позапускай…
Из-под земли вырастает реквизитор с горстью серпантиновых колесиков. Серпантин
красивый, но в отличие от снега, в Италии произведенного, отечественный - запускать
надо умеючи. Кристина так увлеклась освоением этой науки, что пропускает реплику.
Хуан:
Стоп! Еще раз!
Широков (артистам массовых сцен, сидящим тут же, за столиками): Так, ребята,
зажгли огоньки, улыбочки, аплодисменты!
Ларра: Снег! Можно перебежать на другой мостик? Вы сыплете прямо на ведущих,
а надо - за них.
В поднебесье - топот ног. Перебежали.
Голос звукорежиссера: Бенгальские огни надо выключить хотя бы на ближайших к
ведущим столиках. А то они выглядят, как электросварка по звуку (дословно).
Все смеются оригинальности фразы. Сергею Широкову уже не надо просить своих
артистов улыбаться.
Гример: Еще можно промокнуть?
Кристина и Иван подставляют лица. Минут через пять-десять этот процесс повторится
- под светом очень жарко.
В бокалы ведущим подливают лимонад - тот самый, цвета шампанского. Настоящее
шампанское в кадре пьют редко. Не потому, что дорого, не потому, что за несколько
дублей опьянеть можно. Просто действует оно на многих своеобразно - пот градом,
грим течет…
Снят последний дубль. Дальше начинается самое настоящее представление, вызывающее
у окружающих неизменное веселье, несмотря на то что повторяется оно по нескольку
раз в день, только с разными действующими лицами.
Ларра: Мотор! Аплодисменты!
Кристина и Иван улыбаются и хлопают.
Ларра: Активнее! Вы только что посмотрели номер Жванецкого.
Аплодисменты перерастают в бурные, Кристина смеется, Иван кричит в камеру «браво».
Ларра: Кристина, вон Алла Борисовна пошла, помаши ей рукой!
Кристина посылает маме воздушный поцелуй, Иван галантно прикладывает руку к
сердцу.
Ларра: Поздравьте друг друга с Новым годом.
Ведущие поднимают бокалы, чокаются…
Кино, одним словом.
Жириновский
и Станиславский
- Ненавижу Станиславского! - изрек Владимир Вольфович, сидя за чашкой чая в
VIP-кафе. - Тоже мне учитель! Стойте так, ходите эдак… Как хочу, так и хожу!
Стерпеть такое надругательство над мэтром театрального искусства актриса Лидия
Вележева, разумеется, не могла.
Переместившись к столику Жириновского, она мужественно вступила в спор с Владимиром
Вольфовичем. Но тот был неумолим.
- Театр? - выступал он в своей обычной эпатажной манере, куя фразы, как молотом.
- Что вы показываете там, в своем театре? В игрушки играете? Показывайте больницы,
тюрьмы! Вот там настоящая жизнь! Ненавижу театр!
Владимир Вольфович явно был в ударе. И еще долго, наверное, бил бы молотом по
наковальне, если бы его не позвали на съемочную площадку. И надо отдать ему
должное. Профессиональным артистам отнюдь не сразу удавалось точно попасть артикуляцией
в ими же записанную фонограмму сингла. Жириновский делал это безукоризненно
и выразительно, по ходу дела заигрывая со Светланой Хоркиной, сидевшей рядом
за столиком. Эпатаж продолжался. Владимир Вольфович то норовил приложиться к
плечу очаровательной Светланы, то со значением заглядывал ей в глаза. На площадке
стоял хохот. На Жириновского он действовал, как допинг.
- Веселитесь? - загремел он. - Конечно, в Новый год всем все можно, сколько
радости! Подумали бы о тех, кто в больницах и тюрьмах! Там люди тоже хотят радоваться,
а плачут!
Окружающие тоже готовы были рыдать от смеха.
- Владимир Вольфович, у вас галстук влево сбился, поправьте.
- Да, он всегда сбивается влево, к сердцу ближе, к душе. Энергетика у меня такая,
мощная!
После технического перерыва на перестановку камер Жириновский появился на площадке
в кителе и фуражке морского офицера. Мощная энергетика позволила Владимиру Вольфовичу
спеть «на ура» пять дублей «Морячки» подряд. Восторг студийных зрителей был
искренним. Когда режиссер произнес наконец заветное: «Спасибо! Снято!», они
провожали со сцены политика-артиста бурными аплодисментами и криками «браво!».
Интересно, что сказал бы на это Константин Сергеевич?..
У нас был пожар, наводнение и Алла Пугачева
Эту сакраментальную фразу Хуан Ларра произнес, отвечая на вопрос: «Как там у
вас, на «Огоньке»?» И все это правда. Был натуральный пожар. Во время исполнения
номера под Сосо Павлиашвили ни с того ни с сего загорелась лестница двухъярусной
декорации. Без последствий. Наводнение тоже было - настоящий потоп. Ночью вдруг
прорвало шланг в системе, с помощью которой на съемочной площадке образуется
дождевая завеса. (Да, в новогоднюю ночь на «Голубом огоньке» будет идти не только
снег, но и дождь.) Слава богу, обошлось. И Алла Пугачева тоже была. В обрамлении
новоявленных «народных артистов» из популярного одноименного телепроекта.
Был Михаил Задорнов в хорошем настроении. Ему надо было записать выступление
минут на десять. Он и записал с одного дубля. А до и после еще битый час развлекал
зрителей на площадке шутками, байками и анекдотами. Потом ничтоже сумняшеся
снял пиджак и со словами: «Ой, давно я так дурака не валял» - продемонстрировал
присутствующим «павиана в зоопарке», свою знаменитую «корову» с грустными глазами
и «моржа», которого «никто не видит». Мотор не выключали, операторы как «приклеились»
к своим камерам, так и продолжали работать. Хуан Ларра, оценивая происходящее,
задумчиво произнес: «Снимали «Огонек». По ходу дела сняли еще и целое отделение
Задорнова».
Была Лолита на качелях. Меладзе в стиле Джеймса Бонда. Заводной хор Турецкого
пел про «мани-мани». Бабкина исполняла обновленные «Валенки», обутая в настоящие,
расписные-вышитые. Стоянов и Олейников делали «Зарядку» Высоцкого, поменяв оригинальный
текст на актуальный. Полагаю, Владимир Семенович вряд ли бы обиделся, послушав.
Облаченная в шелка и натуральную шубу при тридцатиградусной жаре павильона мужественно
записывала дубль за дублем Верка Сердючка на фоне хора МВД. Продолжили традицию
совместного творчества Моцарт - Игорь Николаев и Сальери - Игорь Крутой. Звучало
много красивой музыки, старых, любимых народом шлягеров. Никто не стонал, когда
съемка заканчивалась за полночь. Шастающий по Москве грипп гнали шипучим напитком
из погруженной в стакан с водой таблетки «Упсарина Упса» и продолжали работать.
Актеров на площадке встречали и провожали аплодисментами в знак признательности.
А те, в свою очередь, даже после утомительной съемки с готовностью откликались
на просьбы сфотографироваться с ними или дать автограф. Царила близкая к семейной
атмосфера. Все правильно. Люди творили «Огонек», который уже не одно поколение
нашего народа считает неотъемлемой частью новогодней ночи. Как салат «Оливье».
На Шаболовке, в монтажной студии, я уже видела то, что зрителям еще только предстоит
увидеть в новогодние вечер, ночь, утро. Не все, но многое. И искренне скорбела,
что часть этого замечательного действа, увы, придется на раннее утро, когда
одна часть зрителей уже спит, а другая постепенно засыпает. Могу только посоветовать
не спать. Честное слово, не пожалеете! Пожалеете, если заснете. Потому что повтора
в полном объеме не будет. И этот добрый домашний телепраздник может пройти мимо
вас.
Виктория МОРОЗОВА
Москва - Санкт-Петербург
Редакция благодарит пресс-службу телеканала «Россия» за предоставленные фотографии