«Голубой огонек» - как салат «Оливье». Без него в Новый год чего-то не хватает…

В тот день рекламная заставка телеканала «Россия» сообщила телезрителям, что до наступления Нового года осталось четырнадцать дней.

Наш корреспондент провела четыре дня на съемках популярного шоу

Голубой огонекВ тот день рекламная заставка телеканала «Россия» сообщила телезрителям, что до наступления Нового года осталось четырнадцать дней. Но в Первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» сам телеканал «праздновал» его вовсю уже вторую неделю. Причем по полной программе: с тостами, с песнями и танцами, с бенгальскими огнями, с дружным отсчетом ударов кремлевских курантов: «…десять, одиннадцать, двенадцать!» - и скандированием: «С Но-вым го-дом! С Но-вым го-дом!» Шел самый разгар съемок новогоднего «Голубого огонька на Шаболовке».

На сцену, господин министр!

Второй час ночи. Технический перерыв. Операторы переставляют камеры с одной площадки на другую. Реквизиторы снуют между гостевыми столиками, раскладывая пучки бенгальских огней и наполняя бокалы лимонадом, как две капли воды похожим на настоящее шампанское. Людмила Марковна удалилась в гримуборную поправить после очередного дубля макияж. На ступенях оркестровой площадки одиноко стоял министр культуры. Совершенно как простой смертный.

- Михаил Ефимович, в котором часу у вас завтра начинается рабочий день?

- В восемь утра.

- А вам еще пару дублей «Летки-енки» с Гурченко танцевать…

- Ну что ж, новогодний «Голубой огонек» раз в году бывает. Часа четыре, может, еще удастся до утра отдохнуть.

- У вас вообще словосочетание «голубой огонек» вызывает какие-нибудь ассоциации, кроме съемок, жары на площадке, необходимости повторять одно и то же по нескольку дублей?

- Конечно! Вызывает даже очень приятные ассоциации. Я же рос вместе с ним! Дома мы смотрели его обязательно. Он был непременным атрибутом любого праздника, особенно Нового года. На 7 ноября и 1 мая «огоньки» в те времена были несколько более идеологизированные - это понятно, а вот на Новый год - поспокойнее в этом плане, ну и, следовательно, повеселее. Скажем, в новогоднем «огоньке» мог присутствовать Жванецкий, которому не было места в идеологических «огоньках». И мы ждали его выступления.

Голубой огонек

Я думаю так: «Голубой огонек» тогда превращал Советский Союз в большую коммунальную квартиру - он объединял людей у экранов, потому что его смотрели все. Более того, ему всегда был присущ удивительный эффект прямого эфира - будто все, что происходит, происходит именно в данный момент. Таким образом, рождалось еще одно единение - тех, кто у экранов, с теми, кто на экране. Всенародное это было действо. И очень заразительное. Потому что в школах, в институтах такая форма проведения праздников была самой популярной. Это я по своей юности знаю…

- Людмила Марковна готова? - раздался в микрофон голос режиссера. - Господин министр - на сцену!

Артисты массовых сцен быстро усаживаются за столики. Кстати, им пришлось пройти серьезный кастинг, чтобы участвовать в «Голубом огоньке». Сергей Широков, «дирижирующий» на площадке этим людским потоком, рассказывал, что конкурс в этом году составлял три человека на место. Есть и свои «ветераны» - для некоторых это уже восьмой «Голубой огонек». Многие специально даже отпуск берут на работе именно в декабре, чтобы в съемках участвовать: по двенадцать-четырнадцать часов торчать в павильоне на жуткой жаре, сбивать до красноты ладони от бесконечных аплодисментов по команде и так, по собственному желанию, улыбаться восемнадцать дней подряд от души, как в первый раз, играя в праздник… Думаете, деньги за это платят большие? Ничего подобного! Триста рублей за двенадцать часов работы. Помножьте на восемнадцать дней и добавьте еще несколько сотен за сверхурочные. Все. Для Москвы не бог весть что, прямо скажем. Но что-то этих людей сюда тянет. Может, та самая давняя любовь к «Голубым огонькам», о которой говорил Михаил Швыдкой?

Там, под небесами…

Я с трудом поспеваю за ребятами из постановочной группы, привычно преодолевающими один лестничный марш за другим. Они торопятся. Режиссер дал команду: «Снег!», а на колосниках в этот момент никого не оказалось. У входа на деревянные мостки под самым потолком павильона - охрана. Она в павильоне, на всех входах и выходах, даже здесь, наверху. Суровый молодой человек в черном костюме смотрит на меня недоверчиво - чужая. Но у меня на шее бейдж с лаконичной надписью «проход всюду», и не пропустить охранник не может.

Я сама сюда напросилась, к «снеговикам». Так в шутку называют ребят, которые снег с колосников на площадку сыплют. Итальянский, между прочим, снег - крупное конфетти белого цвета. Спрашиваю: «А что, отечественная бумажная промышленность «снег» не выпускает?» Оказалось, выпускает, но мелкий, в кадре он смотрится плохо. А этот - прямо как настоящий: плавненько так кружится.
На колосниках - как в Африке. И в павильоне-то под осветительной техникой градусов тридцать, здесь - все пятьдесят. Много-много мостков с высокими перилами. Какие-то железные механизмы, вероятно для крепежа, канаты притаились под ногами свернутыми змеями - не споткнуться бы второпях. Вообще местность очень напоминает декорации какого-нибудь голливудского боевика. Американцы любят помещать разборки между героями в огромные цеха, напичканные арматурой, особенно в верхние его части.

Голубой огонек

Первый павильон «Мосфильма» - самый большой. Он занимает площадь один квадратный километр. И высотой - с пяти-шестиэтажный дом. Здесь можно целый город построить при желании. В данном случае павильон разделен на две неравные части - собственно съемочную площадку - мигающую, сверкающую, расцвеченную огнями, украшенную огромными искусственными елками с почти полуметровыми в диаметре шарами, и зону отнюдь не праздничную - камеры, операторский кран, рельсы под съемочную тележку, пульт звукорежиссера, режиссера, оператора, жилы толстых проводов по всему полу, оазисы из стульев с табличками, на которых означена принадлежность к тому или иному съемочному цеху - чтобы было куда упасть его работникам в изнеможении. Чуть вглубь - офис, построенный из пластиковых перегородок. Он же - VIP-зона. Там кабинеты главных (продюсера, директоров, режиссера), комнаты для гостей и кафе-холл. Вход ограничен как минимум двумя серьезными охранниками, число которых увеличивается с появлением политических персон и озабоченных проблемами безопасности звезд эстрады. В сам павильон можно войти обычным путем - через дверь, а можно преспокойненько въехать, скажем, на «КамАЗе» или хлебоуборочном комбайне - через огромные ворота, створки которых без мужской помощи даже приоткрыть нереально - тяжелые.

…«Снеговики», скинув рубашки - жара невыносимая, - черпают из мешков «снег» и горстями сыплют вниз, на площадку. Пола там уже не видно - все в «снегу» и в серпантиновых змейках. Отсюда кажется - жуткий беспорядок. А в монитор посмотришь - исключительно красивая картинка.

Огоньки, улыбочки, аплодисменты

- Тишина в студии! Пишем звук! - Режиссер-постановщик Хуан Ларра - главный человек на площадке - не расстается с микрофоном.
В ответ, как специально, звенит чей-то мобильник. Хуан чертыхается, только уже не в микрофон.

За столиком ведущие - Кристина Орбакайте и Иван Ургант дубль за дублем проговаривают свои реплики. Есть еще две пары ведущих: Татьяна Веденеева - Леонид Ярмольник и Юрий Стоянов - Илья Олейников. У зрителей точно создастся впечатление, что они существуют в пространстве «Голубого огонька» вместе. А на самом деле на съемках они часто совершенно не пересекаются.
Кристина выслушивает относительно длинный монолог своего партнера. Требуется действие.

Хуан: Кристя, давай ты займешься делом, чтоб так просто не сидеть. Серпантин, скажем, в меня позапускай…

Из-под земли вырастает реквизитор с горстью серпантиновых колесиков. Серпантин красивый, но в отличие от снега, в Италии произведенного, отечественный - запускать надо умеючи. Кристина так увлеклась освоением этой науки, что пропускает реплику.

Голубой огонекХуан: Стоп! Еще раз!

Широков (артистам массовых сцен, сидящим тут же, за столиками): Так, ребята, зажгли огоньки, улыбочки, аплодисменты!

Ларра: Снег! Можно перебежать на другой мостик? Вы сыплете прямо на ведущих, а надо - за них.
В поднебесье - топот ног. Перебежали.

Голос звукорежиссера: Бенгальские огни надо выключить хотя бы на ближайших к ведущим столиках. А то они выглядят, как электросварка по звуку (дословно).

Все смеются оригинальности фразы. Сергею Широкову уже не надо просить своих артистов улыбаться.

Гример: Еще можно промокнуть?

Кристина и Иван подставляют лица. Минут через пять-десять этот процесс повторится - под светом очень жарко.

В бокалы ведущим подливают лимонад - тот самый, цвета шампанского. Настоящее шампанское в кадре пьют редко. Не потому, что дорого, не потому, что за несколько дублей опьянеть можно. Просто действует оно на многих своеобразно - пот градом, грим течет…
Снят последний дубль. Дальше начинается самое настоящее представление, вызывающее у окружающих неизменное веселье, несмотря на то что повторяется оно по нескольку раз в день, только с разными действующими лицами.

Ларра: Мотор! Аплодисменты!

Кристина и Иван улыбаются и хлопают.

Ларра: Активнее! Вы только что посмотрели номер Жванецкого.

Аплодисменты перерастают в бурные, Кристина смеется, Иван кричит в камеру «браво».

Ларра: Кристина, вон Алла Борисовна пошла, помаши ей рукой!

Кристина посылает маме воздушный поцелуй, Иван галантно прикладывает руку к сердцу.

Ларра: Поздравьте друг друга с Новым годом.

Ведущие поднимают бокалы, чокаются…

Кино, одним словом.

Голубой огонекЖириновский и Станиславский

- Ненавижу Станиславского! - изрек Владимир Вольфович, сидя за чашкой чая в VIP-кафе. - Тоже мне учитель! Стойте так, ходите эдак… Как хочу, так и хожу!

Стерпеть такое надругательство над мэтром театрального искусства актриса Лидия Вележева, разумеется, не могла.

Переместившись к столику Жириновского, она мужественно вступила в спор с Владимиром Вольфовичем. Но тот был неумолим.

- Театр? - выступал он в своей обычной эпатажной манере, куя фразы, как молотом. - Что вы показываете там, в своем театре? В игрушки играете? Показывайте больницы, тюрьмы! Вот там настоящая жизнь! Ненавижу театр!

Владимир Вольфович явно был в ударе. И еще долго, наверное, бил бы молотом по наковальне, если бы его не позвали на съемочную площадку. И надо отдать ему должное. Профессиональным артистам отнюдь не сразу удавалось точно попасть артикуляцией в ими же записанную фонограмму сингла. Жириновский делал это безукоризненно и выразительно, по ходу дела заигрывая со Светланой Хоркиной, сидевшей рядом за столиком. Эпатаж продолжался. Владимир Вольфович то норовил приложиться к плечу очаровательной Светланы, то со значением заглядывал ей в глаза. На площадке стоял хохот. На Жириновского он действовал, как допинг.

- Веселитесь? - загремел он. - Конечно, в Новый год всем все можно, сколько радости! Подумали бы о тех, кто в больницах и тюрьмах! Там люди тоже хотят радоваться, а плачут!

Окружающие тоже готовы были рыдать от смеха.

- Владимир Вольфович, у вас галстук влево сбился, поправьте.

- Да, он всегда сбивается влево, к сердцу ближе, к душе. Энергетика у меня такая, мощная!

После технического перерыва на перестановку камер Жириновский появился на площадке в кителе и фуражке морского офицера. Мощная энергетика позволила Владимиру Вольфовичу спеть «на ура» пять дублей «Морячки» подряд. Восторг студийных зрителей был искренним. Когда режиссер произнес наконец заветное: «Спасибо! Снято!», они провожали со сцены политика-артиста бурными аплодисментами и криками «браво!».

Интересно, что сказал бы на это Константин Сергеевич?..

У нас был пожар, наводнение и Алла Пугачева

Эту сакраментальную фразу Хуан Ларра произнес, отвечая на вопрос: «Как там у вас, на «Огоньке»?» И все это правда. Был натуральный пожар. Во время исполнения номера под Сосо Павлиашвили ни с того ни с сего загорелась лестница двухъярусной декорации. Без последствий. Наводнение тоже было - настоящий потоп. Ночью вдруг прорвало шланг в системе, с помощью которой на съемочной площадке образуется дождевая завеса. (Да, в новогоднюю ночь на «Голубом огоньке» будет идти не только снег, но и дождь.) Слава богу, обошлось. И Алла Пугачева тоже была. В обрамлении новоявленных «народных артистов» из популярного одноименного телепроекта.

Был Михаил Задорнов в хорошем настроении. Ему надо было записать выступление минут на десять. Он и записал с одного дубля. А до и после еще битый час развлекал зрителей на площадке шутками, байками и анекдотами. Потом ничтоже сумняшеся снял пиджак и со словами: «Ой, давно я так дурака не валял» - продемонстрировал присутствующим «павиана в зоопарке», свою знаменитую «корову» с грустными глазами и «моржа», которого «никто не видит». Мотор не выключали, операторы как «приклеились» к своим камерам, так и продолжали работать. Хуан Ларра, оценивая происходящее, задумчиво произнес: «Снимали «Огонек». По ходу дела сняли еще и целое отделение Задорнова».

Голубой огонек

Была Лолита на качелях. Меладзе в стиле Джеймса Бонда. Заводной хор Турецкого пел про «мани-мани». Бабкина исполняла обновленные «Валенки», обутая в настоящие, расписные-вышитые. Стоянов и Олейников делали «Зарядку» Высоцкого, поменяв оригинальный текст на актуальный. Полагаю, Владимир Семенович вряд ли бы обиделся, послушав. Облаченная в шелка и натуральную шубу при тридцатиградусной жаре павильона мужественно записывала дубль за дублем Верка Сердючка на фоне хора МВД. Продолжили традицию совместного творчества Моцарт - Игорь Николаев и Сальери - Игорь Крутой. Звучало много красивой музыки, старых, любимых народом шлягеров. Никто не стонал, когда съемка заканчивалась за полночь. Шастающий по Москве грипп гнали шипучим напитком из погруженной в стакан с водой таблетки «Упсарина Упса» и продолжали работать. Актеров на площадке встречали и провожали аплодисментами в знак признательности. А те, в свою очередь, даже после утомительной съемки с готовностью откликались на просьбы сфотографироваться с ними или дать автограф. Царила близкая к семейной атмосфера. Все правильно. Люди творили «Огонек», который уже не одно поколение нашего народа считает неотъемлемой частью новогодней ночи. Как салат «Оливье».

На Шаболовке, в монтажной студии, я уже видела то, что зрителям еще только предстоит увидеть в новогодние вечер, ночь, утро. Не все, но многое. И искренне скорбела, что часть этого замечательного действа, увы, придется на раннее утро, когда одна часть зрителей уже спит, а другая постепенно засыпает. Могу только посоветовать не спать. Честное слово, не пожалеете! Пожалеете, если заснете. Потому что повтора в полном объеме не будет. И этот добрый домашний телепраздник может пройти мимо вас.

Виктория МОРОЗОВА

Москва - Санкт-Петербург


Редакция благодарит пресс-службу телеканала «Россия» за предоставленные фотографии

12.10.2015