Евгения Миронова откачивали нашатырем
Популярный актер в Москве принципиально интервью не дает. Только в Питере! И только для газеты «Смена»!
Популярный артист в Москве принципиально интервью не дает. Только в Питере! И только - «Смене»!
Встретиться
с Мироновым удалось на съемочной площадке. Актер, воспользовавшись перерывом,
собрался перекусить. Несмотря на то что ему помешали подкрепиться, Женя согласился
побеседовать.
Судьба телеграфиста
- Хотите бутерброд?
- Нет, спасибо. Лучше расскажите о своей новой работе у Алексея Учителя.
- Дело происходит в 1957 году. Я играю персонажа по имени Конек, повара по
профессии. Он увлекается боксом и мечтает о том, как человек покорит космос.
Кем он по задумке режиссера станет в конце картины, я еще не знаю, но вообще
это фантазер, необыкновенный по своей непосредственности. Миндадзе написал акварельный
до прозрачности сценарий, там почти нет истории, и сейчас Алексей Учитель и
оператор Юрий Клименко наполняют его жизнью.
- Вы ведь сами в детстве писали пьесы. Каков был их сюжет?
- Так, дурацкие какие-то. Я их писал, а потом ставил в школе.
- Еще и сами ставили?
- Просто, кроме меня, в нашей школе этим некому было заниматься. Это делалось
для уроков защиты профессии, были у нас такие. Надо было выбрать какую-нибудь
профессию и «защитить» ее. Нашему классу достался телеграфист. Я написал об
этой профессии пьесу, и мы ее сыграли. Еще играли «Красную шапочку». Я сделал
из этой сказки мюзикл на музыку оперы «Аида». Сам играл во время представления
на разных инструментах.
- Главные роли тоже вы играли?
- В «Красной шапочке», конечно, нет. Там главной героиней была моя сестра Оксанка.
А остальные роли распределились между одноклассниками. А вот в пьесе про телеграфиста
главная роль досталась мне.
- Почему вместо того, чтобы штурмовать театральные вузы столицы, вы поступили
в Саратовское театральное училище?
- Так сложилось. К четырнадцати годам у меня уже не было терпения учиться в
школе, а хотелось начать учиться профессии. В Москве четырнадцатилетних не принимали,
а ждать восемнадцати у меня не было сил. Я и поступил в училище.
«Мнение окружающих меня мало волнует»
- Актер очень зависим от режиссерского выбора. Как вам кажется, кто кого
сейчас выбирает - вы или вас?
- В последние годы выбираю я. И это еще сложнее. Когда тебя выбирают, ты безответственен
- плывешь как бревно по течению. Когда выбираешь ты, важно не ошибиться, проявить
интуицию. В такой ситуации появляется ответственность. Ответственность перед
собой. Мнение окружающих меня волнует меньше всего. Пушкин ведь все написал
по поводу мнения окружающих. Если я буду честен перед собой, я буду честен перед
другими.
- Вы как-то говорили, что не хотите быть только пластилином в руках режиссера.
Но для этого нужно найти режиссера-соавтора. Кто для вас такой режиссер?
- Думаю, что Володя Машков. Мы с ним одного поля ягоды, сокурсники, давно знаем друг друга. Наконец, мы друзья. Мне с ним по-хорошему легко. С другими, особенно с режиссерами-монстрами, - тяжело, потому что у каждого в голове свои тараканы. С ними непросто найти контакт, непросто договориться - у большинства режиссеров свой взгляд на то, как это надо играть, и он, может быть, не совпадает с моим. От этого начинаются сложности. Но у меня не было ни разу, чтобы в такой ситуации я не смог найти компромисс.
Если я скажу: «да пошел ты», развернусь и уйду, то победителей не будет ни
с той, ни с другой стороны. Искать такие компромиссы очень мучительно, потому
что, если мне что не нравится, я это состояние терпеть не могу. Если я не чувствую
того, что должен чувствовать, то просто физически не смогу сыграть эту роль.
С Кончаловским - легко, С Бортко - тяжко
- С Андреем Кончаловским вам тоже тяжело работалось? Он режиссер-тиран или
уже руководствуется западной стратегией, где актер и режиссер - партнеры?
- По системе работы скорее последнее. У него все достаточно продумано и отлажено
на съемочной площадке. Сам он относится к работе безо всякой вымученности, с
невероятной легкостью. Но это не Голливуд так на него повлиял. Андрон Сергеевич
сам по себе такой.
- С легкими людьми вообще легче работается?
- Легче, но не значит, что лучше. Все относительно. Иногда ведь нужны мучения.
- Как вам работалось с Бортко в «Идиоте»?
- С Бортко я долго не мог найти точек соприкосновения. У нас обоих был совершенно
разный взгляд на эту работу. Но так получилось, что в какой-то момент мы объединились.
Сериалы - вещь опасная
- Вас не смущал сериальный формат «Идиота»?
- Смущал безумно. Но сейчас, снимаясь в полнометражном художественном фильме,
я скучаю по безумному ритму сериала. Поверьте, что-то в этом есть. Я человек
экстремальный, люблю экстремальные ситуации, в них человек всегда мобилизуется
и выдает результат лучше обычного. «Идиот» был для меня такой экстремальной
ситуацией. У нас было мало времени. Из-за этого я был вынужден вступать в конфликты.
Однажды нужно было быстро начинать снимать - пока не взошло солнце, но я настоял
на том, что мы не готовы к этой съемке и снимать нужно на следующий день, когда
лучше подготовимся. Такие роли нельзя играть в суете. В последние съемочные
дни я не выходил из кадра двадцать два часа. У меня тек грим, отклеивались усы
и борода. Это были самые сложные сцены, я снимался с нашатырным спиртом. Но
необходимость мобилизоваться помогала. И сейчас, когда на съемках неторопливо
и качественно ставят свет, я скучаю по сериалу. Но все равно считаю, что сериалы
вещь опасная.
- Опасная потому, что можно снять плохое кино?
- Опасная потому, что здесь от тебя зависит еще меньше, чем в большом кино.
Если там можно остановиться, подумать и исправить ошибку, то в сериале исправить
ничего нельзя - поезд ушел. Там идет бешеный поток - деньги и время. Чуть-чуть
зазевался, и все - плюнул в вечность. Особенно если это такой сложный материал,
как Достоевский.
- А какой была ваша первая мысль после предложения играть князя Мышкина?
- Мне сразу стала понятна вся мера ответственности, и никакой легкости, радости
и счастья я не испытывал. Я даже какое-то время считал, что играть Льва Николаевича
Мышкина в сериале очень опасно. Я долго и серьезно все взвешивал, советовался.
Потом решил.
- С кем советовались?
- С теми, с кем я обычно советуюсь.
- В таких ролях, как князь Мышкин, нужно уподобиться чистому листу бумаги.
Это не грозит сумасшествием для самого себя?
- Грозит. Когда ты начинаешь заниматься этой ролью серьезно, то появляется
опасность. И нужна была какая-то грань, какое-то чувство меры.
- До какого предела вы готовы дойти в этом процессе?
- У русских артистов начала века было такое увлечение - внедриться в чужую
среду и какое-то время пожить под именем совершенно другого человека. Окунуться
в другую жизнь не на сцене, а в действительности. Этим увлекался, насколько
я знаю, в период гражданской войны Михаил Чехов. Эта игра опасна тем, что можно
заиграться и потом уже не выйти из образа.
Елена НЕКРАСОВА
Фото Владимира Бертова