Аллергия на деньги
Этой профессиональной болезнью страдают сотрудники Санкт-Петербургского монетного двора
Продукция этого пред-приятия в том или ином количестве есть у каждого из нас. Работники монетного двора в прямом смысле делают деньги!
Вредная работа
Если бы не плотная завеса государственной тайны, которой окутано деньгопечатание, завод Монетного двора был бы обычным производственным предприятием цветной металлургии. Работники двора даже состоят в профсоюзе металлургов. Труд этот считается вредным. И тот, кто достаточно долго здесь проработал, металлические деньги вообще за деньги не считает. Приходит домой и ссыпает в какой-нибудь дальний угол. На производстве-то от них порядком устаешь, а потом тебе еще в магазине на сдачу мелочь насыплют! Что ж, мясопереработчики тоже колбасу не едят…
На Ленинградском монетном дворе много заказов пошло после Олимпиады-80. Тогда Двор блестяще отработал заказ на серию юбилейных монет. Теперь Центробанк распределяет заказ на монеты между московским и петербургским монетными заводами поровну.
Кроме государственных Двор берет также частные заказы. Некоторые граждане, например, просят отчеканить трехкилограммовую золотую медаль с собственным портретом.
В прежние времена народ был куда скромнее. На Монетном дворе хранится уникальный экспонат - орден «Генералиссимус СССР Сталин». Когда-то подобострастные соратники вождя заказали его на Монетном дворе. Однако отец народов, портретами которого была увешана вся страна, оказывается, иногда был вовсе не чужд скромности. Он отказался принимать эту штучную награду!
20 000 долларов за монету
- Говорить о том, что мы делаем деньги, было бы не совсем правильно, - утверждает специалист отдела менеджмента монетного двора Сергей Петров. - Завод, как и любое другое предприятие, выпускает изделия.
Монетами изделия становятся лишь по высочайшему велению Центробанка. Однако и сам ЦБ не может сделать коллекционный тираж достоянием рынка. Существует утвержденный список коммерческих банков, которые покупают монеты у Банка России по устанавливаемой им цене. Далее деньги распространяют дилеры этих банков.
Что касается цены монеты, то она может сильно отличаться от номинала. Особенно это касается коллекционных монет. В июле Двор тиражом 100 экземпляров изготовил золотую монету из исторической серии «Феофан Грек». Ее вес 1 килограмм, номинал - 10 000 рублей. Рыночная же цена монеты может составить с учетом нумизматической ценности более 30 тысяч долларов!
Более того, со временем цена монет, как и хорошего вина, возрастает. Так, серебряная трехкилограммовая монета номиналом 200 рублей, выпущенная в 1999 году по случаю 175-летия Монетного двора, сегодня «потяжелела» в цене как минимум в десять раз. Конечно, с учетом нумизматических накруток. И это, утверждает Сергей Петров, только начало. Тут, конечно, все дело в тираже - обладателями этого раритета смогут стать только 150 нумизматов.
Деньги лепят… из пластилина
Все монеты, которые звенят в наших с вами карманах и кошельках, первоначально были пластилиновыми. То есть это были, конечно, еще не совсем монеты. Сначала штатный художник-медальер Монетного двора рисует эскиз, который должен утвердить заказчик. В случае с деньгами это Банк России.
Потом появляется первый рельефный макет, который выполняется в увеличенном виде из пластилина и лепится на пластиковую основу. С него снимается гипсовая модель, с нее в свою очередь изготавливается форма из специальной смолы. Ну и так далее до получения металлического штемпеля, которые потом вставят в пресс.
НЛО: сделано в Петербурге!
Кроме монет и памятных знаков - медалей, жетонов и наград - из-под прессов монетного двора выходит еще один любопытный вид продукции - космические диски. Они появились еще при Советском Союзе, когда работали программы межпланетных запусков. Тогда кто-то придумал использовать космические корабли для рекламы советского государства в космическом масштабе!
Небольшие металлические диски, например, с выбитыми буквами «СССР» наклеивались на полую деревянную сферу. Внутрь сферы закладывалась взрывчатка, которая и разбрасывала эти крошечные НЛО с советской символикой где-нибудь над Луной или Венерой.
В наши дни с дисков перешли на вымпелы. На каждый полет заказываются свои вымпелы.
Но они уже не разбрасываются на чужедальних планетах, а раздаются на память причастным к полету землянам. Потому и выполняются вымпелы более художественно, с нанесением эмали.
Китайцы - лучшие покупатели
Магазин Монетного двора - единственное место, где можно достать «свежеиспеченную» продукцию завода. Как утверждают продавцы, к ним заходят не только туристы, но и нумизматы, специально приезжающие разжиться коллекционной редкостью.
Иностранные туристы тоже не проходят мимо. Например, китайцы часто покупают сувенирные наборы монет целыми сериями. Туристы из Европы предпочитают серебро достоинством 2 - 3 рубля, преимущественно с символикой Петербурга. У наших соотечественников пользуются спросом монеты со знаками зодиака и юбилейные «по мелочи». На ура разошлась серия, выпущенная к 300-летию города. Уже распродана вся коллекция.
А вот килограммовый золотой «Феофан Грек», выпущенный в июле, пока еще не поступил в «торговую сеть». Продавцы говорят, что, может, и не поступит: 100 экземпляров очень уж раритетный тираж. Однако уже в августе выйдут две монеты, достоинством 3 и 25 рублей, посвященные 300-летию денежной реформы Петра I. Это серебряные монеты со вставками золота. Тираж соответственно 8 тысяч и 1 тысяча экземпляров, так что стать их владельцами имеют шанс не только китайцы.
Владимир ЧИЧИНОВ
















