Я - кухонная партнерша Басилашвили
Галина Мшанская дала «Смене» интервью накануне 70-летия своего мужа - народного артиста СССР Олега Басилашвили
В воскресенье, 26 сентября, исполнится 70 лет народному артисту СССР Олегу Басилашвили.
Корреспондент «Смены» побеседовал с женой актера Галиной Мшанской, известной
телеведущей, автором цикла «Царская ложа» и многих других телепрограмм, фильмов,
спектаклей.
Мимо
«Иронии судьбы»
- Обладатель грузинской фамилии, Олег Валерианович знает язык предков?
- Олег воспитан в русской семье, родился и вырос в Москве, а в Грузии жил только
в течение двух лет в войну, в эвакуации. Хотя он очень любит Грузию, чтит землю
предков, где похоронены его дед и бабушка, родные отца. Он человек с памятью.
В кабинете Олега висят старые черно-белые фотографии прадеда, деда, бабушки,
отца и матери. Но он не грузин по своему нутру.
- Говорят, Басилашвили должен был сниматься в михал-ковской «Неоконченной пьесе
для механического пианино», но в тот момент тяжело болела мать актера…
- Этого я не знаю. Могу сказать, что, когда умер его отец, пришлось отказаться
от съемок в «Иронии судьбы» у Рязанова. Олег должен был стать Ипполитом, которого
прекрасно сыграл Юрий Яковлев. У Олега было даже несколько съемочных дней, его
фотографию выбрасывала героиня в окно. Однако муж не мог сниматься в комедии,
когда случилась такая трагедия.
- Что это за история, когда отец Олега Валериановича в Москве отказался от отдельной
квартиры, оставшись в коммуналке?
- В 1915 году дед Олега, архитектор Сергей Михайлович Ильинский, купил в доме
на Покровке на четвертом этаже пятикомнатную квартиру. После революции, которая
не заставила себя ждать, хозяев «уплотнили», превратив квартиру в коммуналку.
Так родители всю жизнь и прожили здесь. Валериану Николаевичу Басилашвили, директору
Московского техникума связи, и матери Олега Ирине Сергеевне Ильинской, доктору
филологических наук, профессору, не раз предлагали двухкомнатную квартиру в
центре, чтобы семья уехала из коммуналки, но они не могли уехать, оставив соседку-старушку
Асю. Просто соседку, которая стала за долгие годы родным человеком. Вот какие
были люди!
- Олег Валерианович как-то говорил, что у него есть желание написать мемуары…
- Свою книгу Олег постепенно пишет, но когда допишет, я не знаю. Работы в театре
и кино очень много.
- Название его мемуаров будет - «Пропала жизнь»?
- Откуда вы это взяли?!
- Он сам в нескольких интервью говорил…
- Да? Я прекрасно помню эту фразу из монолога чеховского дяди Вани: «Я бы мог
быть Шопенгауэром, Достоевским… Пропала жизнь».
Может быть, и такое название будет. Но я не думаю, что в жизни Олега так уж
все пропало. Он столько в этой жизни достиг как актер. Воспитал достойных дочерей.
Стипендия для дочки
- Ваша старшая дочь, Ольга Мшанская, работает в вашей телегруппе…
- Я хочу передать Ольге свои дела. Она уже сделала такие программы, как «Путешествие
из Вашингтона в Баден-Баден», «Русские сезоны в Париже». Ольга способный человек.
Так же, как и я, любит и хорошо знает Мариинский театр. И ее в театре знают,
а личные контакты имеют огромное значение. Мариинка - неисчерпаемый кладезь.
Пока там Валерий Гергиев, оттуда можно делать бесконечное число передач и фильмов:
настолько богата жизнь блистательного театра …
- А чем занимается младшая дочка Ксения?
- Она живет в Москве, работает обозревателем радиостанции «Эхо Москвы» по вопросам
культуры. Мы без нее очень скучаем. Дочка, кстати, недавно окончила филиал Манчестерского
университета в Москве, защитила кандидатскую диссертацию. Обучение там платное,
а Ксюшу не только приняли, но еще и платили стипендию двести долларов. Самый
любимый ее автор - Набоков. Так приятно, что в недавнем научном сборнике «Про
и контра» опубликована большая статья Ксении о раннем романе Набокова «Соглядатай».
Мимо тусовок
- Вы с мужем оба - представители творческих профессий. Были ли у вас совместные
проекты?
- Олег мне никогда не помогал ни советом, ни чем-то другим. Он говорит, что
не разбирается в том, что я делаю. А я довольно часто помогаю ему учить роли.
Я его домашняя, а точней, кухонная партнерша. Наши репетиции проходят на кухне.
Как он выучил недавно огромную, насыщенную терминами роль Нильса Бора в спектакле
БДТ «Копенгаген», для меня до сих пор непонятно! В свое время у Олега была программа
«С любовью из Санкт-Петербурга», к которой я подбирала музыку. Там звучала поэзия
Пушкина, Блока, Маяковского, Уткина и других авторов. Я все связываю музыкальной
канвой. В «Вокзале для двоих» есть эпизод в ресторане, когда герой Олега, пытаясь
заработать деньги, играет на фортепиано и в кадре видны руки Олега на клавиатуре.
Так вот это я показывала ему, как надо играть.
- Ваш муж слывет домоседом…
- На многих ли питерских презентациях и тусовках вы нас, Миша, видели?
- Вообще не видел!
- Мы нигде не бываем. Я человек общительный, до женитьбы с Олегом у меня был
полон дом народа. А он ведет очень замкнутый образ жизни. У него были прекрасные
друзья, но, к сожалению, кто-то уже ушел из жизни, кто-то переехал в Москву.
- Пребывая в домашнем уединении, чем он занимается?
- Очень много читает. Еще недавно готовился к роли Сталина о последних годах
его жизни (Владимир Бортко должен был снимать фильм по сценарию Радзинского),
так перечитал, по-моему, все, что кем-либо и когда-либо было написано о вожде
народов.
Но потом Бортко дали деньги на «Мастера и Маргариту», и он проект с Радзинским
(не знаю, совсем или на время) отложил. Сейчас Олег играет Воланда в «Мастере
и Маргарите» - это серьезнейшая, огромная работа.
Похвала от Товстоногова
- Говорят, великий режиссер Георгий Александрович Товстоногов за все время только
три раза публично похвалил Олега…
- Этого я не знаю, я же в театре не бываю. Однажды, впрочем, Товстоногов при
мне похвалил Олега. Тогда театр взялся за «Трех сестер», и я позволила спросить
у великого режиссера, как мой муж репетирует, на что он ответил: «Замечательно
репетирует». Для Олега это были очень ценные слова.
- Почему даже после смерти Товстоногова Басилашвили не переехал в Москву, хотя,
говорят, Марк Захаров не единожды приглашал его в «Ленком»?
- И Олег Табаков, когда несколько лет назад возглавил МХАТ, тоже приглашал Олега,
пообещав и квартиру в Москве. Но муж считал, что уже поздно переезжать, в таком
возрасте - начинать сначала. Олега в свое время усиленно приглашали быть министром
культуры, но он не захотел уходить из любимой профессии. В общем, хоть внутри
он себя ощущает москвичом, все ломать и заново строить не решился.
А при Георгии Александровиче он считал, что такой уход будет предательством.
Когда многие уходили, Олег видел, как это болезненно переживал мастер… Тогда
же было такое время, что Олег играл в БДТ по 26 - 28 спектаклей в месяц. От
скольких картин пришлось отказаться! Например, Олег должен был играть в «Гараже»
у Рязанова, но Товстоногов не отпустил…
- А правда, что Басилашвили купил в Москве, в доме, где вырос, комнату?
- Действительно, купил одиннадцатиметровую комнату в родительской коммунальной
квартире. В этой комнате наша дочь Ксения прожила четыре года. Но сейчас квартира
совершенно видоизменилась. Все старые соседи ушли из жизни, те же, кому достались
эти комнаты, стали их сдавать. А кому сдают? Проституткам, которые с вокзала
приводят туда мужчин. К счастью, недавно Олег смог по госцене приобрести на
окраине Москвы небольшую однокомнатную квартиру.
- Галина Евгеньевна, а про вашу любовь с Олегом несколько слов не скажете?
- (Улыбается.) Как-то неловко говорить про любовь, когда вместе сорок с лишним
лет прожито. Но если не она, что же нас держало? Брачного контракта не было
(улыбается). Каких-то особых материальных ценностей не нажили. Дача вот только
сейчас появилась. Дети выросли и в нашей опеке не нуждаются. Любовь и держит!
Мы не успели надоесть друг другу! Олег никогда не отдыхал за границей, я - тоже.
Да и теперь вряд ли поедем. Мне кажется, лучше ничего нет, чем наш уголок на
даче в Репине, на Финском заливе.
Михаил САДЧИКОВ
Фото из архива Г. Мшанской