Это и есть Родина!
Старейший оператор ленинградской кинохроники Александр Иванов однажды чуть не утонул в подводной лодке
В трудовой книжке Александра Иванова всего одна запись - Ленинградская студия
документальных фильмов. За полвека работы в документальном кино Иванов объездил
весь СССР. На его счету около двухсот картин и две тысячи сюжетов о жизни Советской
России.
Темная история с зоопарком
- Свой первый фильм я снял после поступления во ВГИК в 1956 году, - вспоминает
Александр Николаевич. - Это был небольшой фильм-инструктаж о том, как надо себя
вести, чтобы не утонуть, если тонущий человек хватает вас за волосы. Над сюжетом
посмеивались, но так как это была моя первая работа, я был горд!
С тех пор за время работы на киностудии всего единожды у меня был брак - съемка
в зоопарке зимой, в темное время суток. Через решетку, в серой клетке мне предложили
снять серых уток, которые ели серый корм в тот момент, когда серая крыса воровала
этот корм.
«Погубите оператора - ответите лично»
- На съемках фильма «В трудном походе» мне пришлось провести несколько недель
на дизельной подводной лодке. Когда мы уходили в плавание, командующий флотом
обратился к командиру корабля: «Если что-то случится с вами - я переживу, но
если погубите оператора, ответите лично».
С этого момента матросы водили меня по лодке под руки. А когда произошло всплытие
в Северном Ледовитом океане, меня посадили в резиновую лодку, и двое ребят на
канатах тащили ее подальше от вспоротого льда. Когда матросы ушли, я остался
один посреди океана. Я смотрел на всплывшую подводную лодку, которая маячила
вдалеке, и понимал: это и есть Родина!
Я и не думал, что десятисантиметровый лед может причинить вред подводной лодке! Оказалось, во время всплытия лопнули стекла в иллюминаторах и океанская вода стала поступать в рубку. Мы подставляли трехлитровые банки к стеклам и считали, как быстро поступает вода. За тринадцать минут банка набиралась целиком. Рубку пришлось срочно блокировать и возвращаться в порт.
Наступил настоящий холод - замерзла вода в трубопроводе, того и гляди сядут аккумуляторы. Из-за проблем с теплом перестали давать горячую пищу. За весь день только раз нас поили горячим кофе, а в остальное время - сухой паек и 50 граммов красного сухого вина для согрева.
В Спитаке плакали даже кошки
- На съемки в Армению наша съемочная группа попала на следующий день после землетрясения,
уничтожившего Спитак. Повсюду лежали трупы, и вот-вот должна была начаться эпидемия.
Партийное руководство разместило нас в Кировакане, подальше от всего этого ужаса,
в высотной гостинице.
Моему ассистенту, чтобы зарядить пленку, приходилось сидеть в платяном шкафу.
Во время зарядки очередной пленки началось новое землетрясение силой в пять
баллов. Шкаф отбросило к соседней стене, и когда ассистент вышел, у него волосы
стояли дыбом.
Землетрясения повторились еще трижды. Мы не стали испытывать судьбу: собрали
вещи, нашли палатку и съехали из гостиницы на улицу. Обед готовили на костре,
в котелке, найденном неподалеку.
Весь Спитак, кроме здания райкома партии, был разрушен. Возле руин, которыми
прежде были многоэтажки, лежали вещи погибших во время землетрясения людей.
Собаки и кошки, которым удалось спастись, ни на шаг не отходили от своих домов
и плакали, когда их хозяев мертвыми вытаскивали из-под завалов. На моих глазах
обвалилась столовая, и триста человек, которые находились в ней, были заживо
погребены под бетонными плитами.
Никогда не забуду и такую картину: от пятиэтажного дома осталась одна стена,
вдоль которой, с первого до последнего этажа, стояли трехлитровые банки с консервированными
овощами. Все люди погибли, а банки остались целы.
К трупам нас категорически не подпускали. Погибших убирали из-под развалин
люди в скафандрах, потому что, не дай бог, - эпидемия! Спортивный стадион в
Спитаке сплошь был уставлен гробами - штабеля в три метра высотой! Это был шок
- между гробами небольшие лазы, и если смотреть сверху, было похоже на лабиринт.
Как секретарь обкома уронил орден Ленина
- Железная цензура на киностудиях существовала всегда. Отснятые журналы кинохроники
просматривались секретарем обкома КПСС. Иногда по политическим соображениям
журналы не пропускались и работу приходилось начинать заново. Нас, работников
киностудии, больше всего возмущало, что журналы не просматривались вовремя.
И зачастую мы не успевали выпустить ленинградскую кинохронику в назначенное
время.
Самым скандальным в моей практике стал случай в Смоленске. Я снимал вручение
ордена Ленина первому секретарю обкома из рук Никиты Сергеевича Хрущева. То
ли из-за волнения, то ли из-за нерасторопности смоленский секретарь выронил
орден... Я снимал крупным планом и сделал панораму вниз… Главное, что запомнилось
в этот момент, - наступившая тишина. Несколько мгновений назад зал гремел овациями,
все были счастливы. Внезапная тишина, и только шум моей кинокамеры!
Выход из ситуации нашел Никита Сергеевич - он отпустил шутку на мой счет: «Молодец,
хорошо среагировал!», и зал выдохнул с облегчением.
Смерть кинохроники
- Журналы ленинградской кинохроники прекратили свое существование с перестройкой.
В какой-то степени они себя изжили, потому что не могли угнаться за телевидением.
Когда я пришел на студию, телевидение только начиналось. И наш киножурнал был
чуть ли не единственным источником информации.
Мы работали круглосуточно, без праздников, чтобы успеть показать кинохронику
в тот же вечер в ленинградских кинотеатрах. Пока народ смотрел последние новости,
нас встречали как лучших гостей - наливали рюмку коньяка и ставили закуску.
Татьяна РОМАШЕНКОВА
Фото Замира УСМАНОВА