Павел Кадочников за Сталина пить не стал
Лучшим другом великого актера был простой осветитель с «Ленфильма»
Творчество Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Павла Кадочникова,
которому в этом году исполнилось бы 90 лет, - целая глава в истории российского
кинематографа. Лирическим его героям присущ комический оттенок. Таков Мухин
в фильме «Антон Иванович сердится», Ермолаев в «Укротительнице тигров». Социальным
героям свойственны романтические черты. Достаточно вспомнить майора Федотова
из «Подвига разведчика» и легендарного Мересьева в «Повести о настоящем человеке».
Павел Кадочников почти до самой старости отказывался играть отрицательные роли. И не скрывал этого, даже шутку придумал: «Однажды став героем советского народа, я не имею права предать это амплуа». По сути дела он следовал этому правилу не только в кино, но и в жизни. После смерти Павла Петровича по городу поползли слухи: Кадочников умер стоя! Поклонники его таланта не могли себе представить кумира умирающим в постели, не по-геройски. Впрочем, очевидцы тоже говорили: Кадочников поднялся с больничной койки, встал во весь рост - и рухнул! Отказало сердце.
«Во артист!»
Родился Павел Кадочников в Петрограде, ребенком его увезли на родину отца в
село Бикбарда Пермской области. Там он пристрастился бегать на ярмарку. По возвращении
мать спрашивала:
- Ну и что ты там видел, Павлик?
Мальчик показывал в лицах и очень похоже: вот мужичонка корову на продажу привел,
а это - торговец лезвиями, бритвами...
- Вырастет Павлуша - артистом будет! - отметил его наблюдательность и способности
один из родственников.
- И мне так обидно стало, что я заплакал! - посмеивался впоследствии народный
артист Советского Союза Павел Кадочников, вспоминая свое босоногое детство.
- Я же слышал, как о человеке, ловко что-то укравшем, говорили: во артист!..
«Денег нет, зато хмелен»
Вернувшись в Ленинград, Кадочников занимался в детской художественной школе
на изобразительном отделении, но не пропускал ни одной репетиции на актерском,
куда его по каким-то причинам не приняли. Примелькался, даже осветителем стал.
И когда заболел исполнитель роли деревенского парня, режиссер кликнул:
- Павлуша, ты текст помнишь? - и попросил пропеть частушки, где была такая
фраза: «Денег нет, зато хмелен!»
Пропел. Даже с еще сохранившимся приуральским оканьем.
Тот же педагог, Авдеев, привел Кадочникова-подростка в студию при ТЮЗе. Привел,
когда там уже шли занятия.
- Очень способный мальчик, надо бы принять, - сказал он Борису Вольфовичу Зону,
режиссеру и выдающемуся театральному педагогу.
Зон предложил абитуриенту что-нибудь почитать, а выслушав, удивился:
- Что за чепуху ты читал?!
Кадочников смутился, но признался:
- Это мои стихи.
- Ну ладно, иди в аудиторию.
И он пошел - длинный, худой, сутулящийся, ходивший чуть ли не на полусогнутых
ногах. Со временем Кадочников выправился. Он много работал над собой, занимался
спортом, что тоже способствовало выправке.
«Я махнула на него рукой!»
В аудитории, куда послал Кадочникова Зон, была и его будущая жена.
- Сразу у нас отношения как-то не заладились, - рассказывала Розалия Ивановна
автору этих строк. - Подойду к нему с каким-нибудь комсомольским поручением,
а он отмахивается. Ну и я на него махнула рукой: «Ай, Кадочников, ты вообще!..»
После подружки иронизировали: «Говорила: «Кадочников, вообще!..» А сама вышла
за него замуж!..»
Мое отношение к Павлуше изменил дипломный спектакль «Снегурочка». Кадочников
- Лель. Меня назначили на роль хохотушки Радушки. У актрисы, репетировавшей
Купаву, что-то не получалось. Вернее так: получалось, да не то, что хотелось
режиссерам-педагогам. В конце очередного прогона Борис Блинов, игравший Мизгиря,
попросил Бориса Вольфовича Зона и второго педагога Татьяну Григорьевну Сонникову:
- Попробуйте на роль Купавы Котович.
Попробовали, и Зон объявил: все, вводим Котович! Я об этой роли могла только
мечтать втайне, мне так хотелось ее сыграть, а тут вдруг засомневалась: господи,
справлюсь ли?
«Я не смогу жить в одном городе с вами!..»
- Работая над «Снегурочкой», мы и подружились. Павел провожал меня до общежития.
Стал ухаживать! Ухаживания продолжались и когда мы стали работать в одном театре.
Потом поженились. Павел Петрович не делал мне предложения. Надо сказать, что
у меня был роман с другим нашим актером - хорошим, красивым парнем. Но чего-то
такого, единства душ, что ли, как мне казалось, не было. Пусть в нашем рассказе
он будет Иваном. Иду я, значит, с Иваном, а мне кажется, что рядом - Павлик.
Разговариваю с Иваном, а будто бы с Павликом! Так продолжаться не могло.
Назначила я Ване встречу на Марсовом поле, а Павлуше велела дожидаться у моего
общежития на Фонтанке. До сих пор не забыть, как носком башмачка разгребала
песок на дорожке - долго не могла отважиться сказать: «Прости, Ваня, я тебя
не люблю...» Вернулась к общежитию: «Все, Павлик!..» Он отвернулся: «Тогда я
уеду из Ленинграда! Я не смогу жить в одном городе с вами...» - «Почему?!» -
недоумеваю. «Ты же сказала: все!» - «С Ваней все кончено, дурачок!..»
Прожили Павел Петрович и Розалия Ивановна вместе пятьдесят три года. Свадьбы
у них не было. Да и золотую свадьбу отмечали по-семейному, на даче. Не приглашали
никого. В застолье, правда, участвовали рабочие, ремонтировавшие дачу.
Свидетельство № 3099
А в день бракосочетания, 16 июля 1935 года, они должны были выступать в какой-то
концертной программе. Кадочников зашел за Розалией в общежитие. На пути к трамвайной
остановке неожиданно предложил: «Давай распишемся». - «Давай».
- К тому времени нам уже стало ясно, что жить мы друг без друга не сможем,
- признавалась Розалия Ивановна. - А проходили мы как раз мимо административного
здания, что на углу Невского и Фонтанки, там был загс. Все произошло просто,
у нас даже документов не спросили.
Во время войны свидетельство о браке потерялось. Пошла в загс, чтобы восстановить.
«О, - говорят мне, - это же надо искать!.. Какой, вы сказали, год - тридцать
пятый?..» - «А что тут искать?! - говорю. - Свидетельство № 3099 от такого-то
числа...» У служащей глаза на лоб полезли: вот так посетительница!.. Вы меня
и теперь ночью разбудите, и я назову номер: 3099. Это потому, что мне любая
мелочь из того дня дорога! - вспоминала Розалия Ивановна незадолго до смерти,
когда Павла Петровича уже более 10 лет не было.
Квартиру увел чиновник
После того как однажды мать Павла Петровича категорично спросила: «Ну и долго
вы будете жить врозь?», молодожены с полгода пожили в коммуналке на улице Рентгена.
Им там отгородили угол в большой, но густонаселенной комнате. Это, естественно,
их не очень устраивало, и молодые актеры собирались уж было податься в какой-нибудь
провинциальный театрик, где бы им предоставили хоть какую-то жилплощадь. Воспротивился
директор ТЮЗа Леонид Кантор: «Ребята, на вас репертуар держится, вы наши ведущие
артисты! Не спешите, что-нибудь придумаем...»
Года четыре театр снимал им комнаты: на Моховой, на Шкапина, на Лиговке. Возвращались
хозяева - приходилось собирать чемоданы.
В 39-м БДТ стал строить дом на Бородинской. Несколько комнат выделили тюзянам.
Солнечная 12-метровая комнатушка, выделенная Кадочниковым, оказалась первой
и самой любимой.
Кадочников уже успешно снимался в кино: в «Якове Свердлове» сыграл Максима
Горького, в картине «Антон Иванович сердится» - композитора Мухина. Гонорары
позволили приобрести кое-какую самую необходимую обстановку: тахту, письменный
стол, стулья. Шкаф покупать не стали - обходились встроенным.
Сразу после войны жили на Старо-Невском, 168. Две крохотные комнатки в квартирке
с темной кухней. Там даже газа не было. Кадочников сыграл уже в «Подвиге разведчика»,
в «Повести о настоящем человеке». Был он знаменит, уважаем, любим. Но как идти
и требовать лучшего жилья, когда весь город в разрухе?! Тем более что чиновники
заверили: «Потерпите. Строится дом на набережной - дадим хорошую квартиру».
Выдали смотровую. Но квартиру ту забрал себе чиновник из Ленгорисполкома. «Не
расстраивайтесь, - успокаивают Павла Петровича, - строится дом...» Следующую
смотровую прислали, когда Кадочниковы находились на гастролях в Ижевске. Наученный
горьким опытом, Павел Петрович буквально на день, в свой выходной, слетал в
Ленинград - оформил документы, перевез вещи. Достался последний этаж, все остальные
уже разобрали.
«Помогите стать человеком!»
Павел Кадочников «тянул» на себе всю родню, помогал всем кому только мог. В
частности, двум беспризорным сиротам. Один, Коля, прибился к съемочной группе
режиссеров братьев Васильевых в обстреливаемом Сталинграде, где доснимался «Поход
Ворошилова». Его подкармливали и при эвакуации взяли с собой в Алма-Ату. После
войны он появился в Ленинграде, у Кадочникова дома. Павел Петрович помог ему
устроиться учиться. Потом узнали: Николай Баталов - фотокорреспондент ТАСС.
Второй мальчишка пришел к Кадочникову где-то на Украине, оборванный весь. «Павел
Петрович, помогите стать человеком». - «Объясни, что значит: «стать человеком»?»
Парень признался: голодал, с голодухи подворовывать начал. «Приезжай к нам в
Ленинград. Доберешься сам?» Какое-то время Юра Подлессный жил у Кадочниковых
на Старо-Невском. С кухни на ночь стол выносили, чтобы ему раскладушку поставить.
Кадочников помог Юре поступить в мореходное училище. Сначала его не принимали:
у Подлессного со зрением было неладно. Пришлось оперировать. Договаривался и
устраивал в больницу опять же Кадочников.
«Зачем вы подходили к пивному ларьку?»
Персонажи многих, даже комедийных, лент проявили не только многогранность его
артистического дара, но и незаурядные спортивные способности Павла Кадочникова.
Достаточно вспомнить боксера-разрядника Светланова из «Запасного игрока». В
«Укротительнице тигров» Федор Ермолаев - виртуозный мотогонщик. В первом случае
он довольно долго тренировался с Иваном Князевым и достиг такого уровня, что
ему советовали заняться боксом серьезно. С мотоциклом все обстояло проще. Павел
Петрович очень хорошо ездил. Так что тут особой подготовки не потребовалось.
Со временем на смену мотоциклу пришел автомобиль, который он водил тоже отменно.
Первый - «Москвич» - у Кадочникова появился, когда частных машин в городе еще
было мало. Павел Петрович ездил без всяких прав. Да их у него никто и не спрашивал.
Но однажды его остановили:
- Павел Петрович, а права вы получили?
Кадочников не понял, он решил, что речь идет о документе, удостоверяющем право
его собственности на автомобиль:
- Какие права! Вы же знаете, я езжу на своей машине!..
Сдавая теорию, он допустил ошибку. Ему говорят: подучите немножко и приходите
еще раз. Кадочников удивился:
- Подумаешь, одна ошибка!
- А сколько надо ошибок, чтоб создать аварийную ситуацию? - спрашивает экзаменатор.
Павел Петрович ездил довольно быстро. Но аккуратно! Если он и нарушал правила
движения, так по мелочам. Проедет на красный свет, остановят:
- Павел Петрович (по имени- отчеству, его же все знали!), зачем вы поехали
на красный?
- Так ведь пешеходов и близко не было.
- Неважно, правила есть правила, их надо соблюдать.
В другой раз остановился у пивного ларька. Не успел отъехать - останавливают:
- Павел Петрович, зачем вы подходили к пивному ларьку?
- Как зачем? Пивка попить!
- А вы разве не знаете, что за рулем пить нельзя?
- Так ведь я только кружечку!..
- Больше этого не делайте.
После того случая он за рулем и пива себе не позволял.
«О, вечная ему память!»
Кадочников занимался и подводным плаванием, даже закончил курсы аквалангистов.
Любил ходить на лыжах. Каждое утро - зарядка. А душ заменял купанием в Неве.
И пробежкой вокруг квартала - весной, осенью, в любую погоду в одних спортивных
трусах, зимой - в тренировочном костюме. Охотником и рыболовом был страстным!
Но не любил, когда убивали по принципу: лишь бы кого подстрелить. С рыбалки
всегда возвращался с отменным уловом. Бывало, столько рыбы наловит, что приходилось
на своей машине развозить по друзьям и знакомым. Раздавали просто так, продавать
и в голову не приходило.
Летнее плавание, которым он увлекся, когда они жили в Батуми - Кадочников там
снимался в первом советском стереофильме «Робинзон Крузо», в заглавной роли,
- перешло в зимнее. Зимой в Батуми, кроме него, никто не купался. Когда Павел
Петрович лез в воду, грузины говорили: «О, вечная ему память!»
В Батуми, кстати, Кадочников спас двух тонущих мальчиков. Много лет спустя,
в Москве, к нему подошел молодой человек:
- Павел Петрович, благодаря вам я живу!..
- Как это понимать: «благодаря мне»?
- Батуми помните?..
Когда в Ленинграде организовалась группа моржей, он вошел в нее, какое-то время
даже возглавлял. Куда бы ни приезжал, купался в любое время года. В Южно-Сахалинске
Кадочникова избрали «почетным моржом»!
«Поставьте машину на место!»
- Кадочникова народ просто обожал. Обожал и боготворил, - вспоминала Розалия
Ивановна. - И Павел Петрович очень любил и уважал зрителя, был щедр к нему.
В Калининграде со сцены не сходил - не поверите! - пять часов! А зрители все
его не отпускали и не отпускали!..
В Балтийске моряки стали качать его вместе с машиной. Перепуганный администратор
кричал: «Поставьте машину на место!»
В Ессентуках, куда мы выбрались отдохнуть, нам просто проходу не давали: «Павел
Петрович, сфотографируйтесь с нами!» Он отшучивался: «Я от съемок освободился,
чтобы отдохнуть, а тут опять надо сниматься!» Но не отказывал никому.
Но слава имеет и оборотную сторону.
На Павлика возводили напраслину, злословили, дескать, злоупотребляет. Стоило
нам сесть в поезд - весь состав знал, в каком вагоне, в каком купе едет Кадочников.
Стучат в дверь, открываю: «Что вам угодно?» - «Мы хотим выпить с Павлом Петровичем».
- «Если бы Павел Петрович пил со всеми, то он бы давно погиб и как артист, и
как человек. Извините, и не обижайтесь...» Вернулся из Москвы, жалуется: «Сил
никаких нет!.. В гостиничном ресторане не смог пообедать. Со всех сторон полезли
с бутылками, с рюмками: «Такой случай! Давайте выпьем!..» - «Не могу, мне после
обеда работать...» За кого только не предлагали выпить! Дошло до вождя: «Ну
уж за Сталина-то вы выпьете?!» Выкрутился: «В другой раз - с удовольствием,
сейчас - не могу!..» Но из ресторана пришлось уйти не солоно хлебавши!
Народный артист Советского Союза дружил с простым ленфильмовским осветителем
Александром Ершовым. Они рыбачили вместе. Некоторые снобы посмеивались: ну и
компаньона ты себе нашел!.. «А чем он плох? Сашка получше многих именитых...»
Сын, Петр Павлович
Павла Кадочникова подкосила смерть сына.
- Талантливейший был человек! Говорю так не потому, что он мой сын. Петенька
школу окончил с золотой медалью, окончил два института - Политехнический и Театральный,
не актерское - театроведческое отделение, - рассказывала Розалия Ивановна. -
Как актер он только-только начал раскрываться - успел сняться в четырех картинах...
Руки у него были золотые: не то что электропроводку мог починить - автомобиль
разбирал до последнего винтика.
Заходит Павел Петрович в гараж, а машина буквально по полочкам разложена. «Петя,
что ты натворил?!» - «Ва, не волнуйся. (Они друг друга называли «Ва»: отец -
ваше величество, сын - ваше высочество: Петенька высокого роста был.) Завтра
машина будет на ходу».
Петенька погиб в результате несчастного случая. Он часто на пикниках забавлялся
тем, что пригибал березки и, держась за макушку, совершал полеты. В тот роковой
день попробовал «полетать» на сосне. Сосна - дерево не гнущееся, а ломающееся…
«Живой Лель!»
Со «Снегурочки» началась любовь и семейная жизнь Павла Петровича с Розалией
Котович. В память этой большой любви он экранизировал эту прекрасную весеннюю
сказку Островского. По понятным причинам и Леля, и Купаву играли другие актеры.
- Но, знаете, что интересно? - Говорила автору этих строк Розалия Ивановна.
- Незадолго до смерти Павла Петровича мы зашли с ним в магазин. Я стою в очереди
в кассу. Павлик отошел за папиросами. Вдруг женщина толкает меня: «Гляньте,
живой Лель!» Я инстинктивно поворачиваюсь к ней. «Ой, живая Купава!» И как она
нас узнала - через столько-то лет?..
Владимир Желтов