В суд на Академию Русского балета!

Мать одной из воспитанниц знаменитой Вагановки добилась справедливости с помощью прокуратуры

В Петербурге создан правовой прецедент. Городская прокуратура восстановила в Академии русского балета имени Вагановой юную балерину, отчисленную «из-за внешних данных».

В ожидании приговора

Трясущиеся руки, запах валерьянки и тревожная тишина. Сам воздух в коридоре вот-вот взорвется. В такой напряженной атмосфере родители маленьких балерин ждут результатов годовых экзаменов. В мае 2004 года среди них была и Яна Асмаловская. Ее дочь Полина сдавала экзамен по классике. Словно гром среди ясного неба прозвучала оценка «3 минус».

- Мы знали, что это приговор и Полину отчислят, - рассказывает Яна Асмаловская. - Еще при поступлении нас всех заставили дать расписку, что при получении хотя бы одной неудовлетворительной оценки на экзаменах мы должны забрать документы. Но тут разыгралась совершенно непонятная сцена - к Полине подошла ее однокурсница и со словами: «Это я виновата!» - разрыдалась перед ней. Преподаватель сказал этой девочке, что она получила оценку ниже своих возможностей и поэтому пришлось снизить баллы всем остальным. Так Полина и оказалась «за бортом».

Толстые щиколотки

Однако для Полининой мамы у преподавателей была приготовлена совершенно иная версия. Как оказалось, ее дочь отчислили по «видимым» причинам - женская фигура, плотные бедра и толстые щиколотки. Но преподаватели не учли одного: мама Полины - профессиональный юрист.

- Я как юрист пыталась выяснить, а по каким критериям они определяют эту самую «плотность», но в ответ слышала: мы специалисты, мы знаем, - продолжает Яна Асмаловская. - Но нам уже давно говорили, что каждый год из этой академии выгоняют детей, которые поступают в хореографические училища в других регионах. А затем академия набирает лучших из иногородних, но сама нормально учить не хочет или не может.

Кшесинская в Вагановке учиться не смогла бы?

«Смена» обратилась за комментариями к ректору Академии русского балета имени Вагановой Вере Дорофеевой.

- У Полины Асмаловской нет профессиональных данных, а у нас - профессиональное учебное заведение, - ответила ректор. - 90 процентов балерин Мариинки - наши выпускницы. Времена меняются, меняются и критерии поступления. Даже многие примы прошлых лет сейчас к нам уже не смогли бы поступить. К тому же наша академия существует на бюджетные средства, на деньги налогоплательщиков. И позволить себе тратить их напрасно мы не имеем права.

Уши для балерин

В правилах приема в Академию русского балета имени Вагановой есть и такие «противопоказания», как отсутствие выворотности, крупная нижняя челюсть, неэстетичная форма носа и ушей.

- Это в академии называют «профессиональными данными», но ведь они не имеют никакого отношения к освоению программы. Закон об образовании говорит, что по этим критериям никто никого отчислять не имеет права, - говорит Яна Асмаловская. - Понятия профпригодности в детском возрасте вообще не существует. Есть масса методик, чтобы исправить внешние данные. Академия обязана научить детей элементам балета. Не все же собираются стать примами. Даже если ученица имеет «заячью губу», она же потом может пойти преподавать. Более того, академия устраивает конкурсы при переходе из класса в класс. Проучившись 7 лет, ученик может быть отчислен.

Так здесь повелось

- Мы стараемся отчислять профнепригодных детей как можно раньше, чтобы потом им было легче, - продолжает ректор Вера Дорофеева. - А конкурсы не мы придумали. С самого основания академии, с 1738 года, действовали правила конкурса. В уставе 1789 года сказано: «Все, принимаемые в академию, проходят испытательный срок 1 год. Выказавшие способности зачисляются в число учеников и учениц, а непригодные отчисляются». Любому театру нужны универсальные танцовщики, и даже на педагогический факультет у нас поступить очень трудно.

Крушение надежд

Полина проучилась только два года из возможных восьми. Теперь она чувствует себя выброшенной за борт. Когда девочке было 4 года, она «заболела» художественной гимнастикой и хореографией, но тяга к искусству этим не ограничивалась. Мама привела ее в музыкальную школу, где девочку очаровала арфа. В 10 лет Полина сделала выбор в пользу балета и поступила в знаменитую академию. Но через два года ее отчислили. Возвращаться к арфе уже поздно…

- Мы подали иск в Городской суд и одновременно обратились с жалобой в прокуратуру Центрального района Санкт-Петербурга, - продолжает Яна Асмаловская. - Прокуратура уже признала нашу правоту, и Полину восстановили.

Месть академии?

Но все оказалось не так просто и однозначно. Результаты четверти после восстановления стали для Полины еще одним ударом.

- Ей поставили двойки сразу по двум предметам - классическому и историко-бытовому танцам, - продолжает Яна Эдуардовна. Мама Полины считает, что таким образом академия сводит с ней счеты.

- По-моему, началось настоящее давление, чтобы выжить мою дочь из академии, - заявляет она. - Но мы будем стоять до конца, ведь впереди суд!

Михаил Козлов

12.10.2015