Где искать Веронику?
То, что дети становятся разменной монетой при разводе родителей, ни для кого не секрет. История маленькой американки Вероники Слободкин не составляет исключения
Олег Скуратов - коренной ленинградец, известный журналист, приехал в 1989 году
в родной город и принялся писать очерк о великом сталинском злодействе - уничтожении
Музея обороны Ленинграда. Вместе со своим братом Олегом Яцкевичем он встречался
тогда с множеством людей, беседовал и записывал воспоминания. Но очерк так и
не был опубликован. В 2002 году, разбирая архив скончавшегося брата, Олег Яцкевич
наткнулся на черновик этой работы. Обрадовался находке, принялся исправлять
неточности, добавлять всплывшие позднее факты и передал очерк в редакцию газеты
«Смена». Он заслуживает того, чтобы увидеть свет к 60-летию Победы.
Воспоминания о музее
В сентябре 1949 года по городу расползался нелепый слух: громят, мол, блокадный
музей и жгут все, что собрано… Ленинградцы, недавно пережившие осаду, не сразу
в это поверили. И многие осторожно потянулись в Соляной городок, чтобы воочию
убедиться - неужели такое возможно?
Кто ходил в ту разведку, увидел немногое. У входа на Гангутской улице высился
щит с объявлением о том, что «музей закрыт по техническим причинам». Рядом -
груды битого стекла и гипса. Подъезжали грузовики, увозили расколотые планшеты,
связки оружия. С Фонтанки бил ветер, поднимая картонки и бумажки, волочил их
к Соляному переулку. Там, вдали от охраны, их подбирали прохожие и прятали на
ходу. Говорят, что кто-то из них спас дневник Тани Савичевой…
Музей «Героическая оборона Ленинграда» распахнул залы еще в войну - 30 апреля
1944 года. Наверное, каждый, кто бывал в музее, был поражен его размахом и достоверностью.
Вереница залов, тысячи экспонатов!
Душой и организатором блокадного музея был ученый-историк Лев Львович Раков.
Когда секретарь обкома Кузнецов отозвал его из ополчения и предложил должность
директора, то спросил напрямик: «За что сидел в 36-м?» Раков пожал плечами:
«Собирал много лет военную форму Российской Армии. Сделал выставку в Эрмитаже.
Арестован за пропаганду дворянской одежды...»
Музей постоянно пополнялся. Многие экспонаты принесли сами ленинградцы, и каждый
предмет или снимок был неповторимой приметой героического времени. Полутонную
бомбу, обезвреженную известным минером Ханукаевым, привезли с завода «Вулкан»
девчушки МПВО. Динамовец Валентин Федоров, организатор и участник знаменитого
блокадного матча, передал негативы, сделанные весной 42-го на поле Крестовского
острова.
Жители города на Неве гордились своим музеем. И, наверное, у каждого был особенно
близкий и памятный уголок. Помню, как у ладожской панорамы плакала девчонка,
- на Дороге жизни погиб отец-водитель. В январе 48-го я встретил в блокадном
музее «лесную картину». Ведущая группу рассказывала, что написал панораму артиллерийский
разведчик Игорь Никифоров. Он вел поиск почти под носом у немцев и создал точную
панораму их переднего края, обозначив в масштабе блиндажи и огневые точки. Схемы,
снятые с этого холста, были переданы на батареи и в части, готовящиеся к наступлению.
За мужество художника наградили орденом Красной Звезды.
Как хотелось бы снова увидеть ту фронтовую картину! Хоть одним глазком. Но
этого не случится: погиб под Лугой разведчик Никифоров, а его боевая панорама
уничтожена вместе с музеем. Вместе с другими реликвиями нашей истории.
Разгром
В дни осады все выдержали ленинградцы - лютый голод и стужу, шквал артиллерийских
обстрелов. Но, одержав верх над врагом, они не смогли отразить коварный удар
в спину.
В начале 49-го в Ленинград прибыл Маленков. Нагрянул с большой «командой»,
занявшей половину состава «Красной стрелы». Для ее размещения была в пожарном
порядке очищена гостиница «Октябрьская», и поселившиеся варяги ожидали здесь
должностных назначений, коротая время в развернутых спецбуфетах. А Маленков
времени не терял. Вместе с министром госбезопасности Абакумовым и членом оргбюро
ЦК ВКП(б) Андриановым он приступил к уничтожению партийного и советского актива
города. Музей «Героическая оборона Ленинграда» был для них, словно бельмо на
глазу. В нем каждый экспонат свидетельствовал о преданности Отчизне и чистоте
помыслов брошенных за решетку людей. И Маленков потребовал доставить ему «крамольный
документ» - путеводитель по блокадному музею.
- В те дни я еще не представлял размера грозящей опасности, - говорит бывший
заместитель директора музея по научной части Григорий Иосифович Мишкевич, -
но, чувствуя неладное, решил посоветоваться с Раковым. Спрашиваю, что же теперь
будет? Раков полагал, что музей на время закроют. Но он и мысли не допускал,
что уничтожат совсем: «Ведь у этих людей - партбилеты, не переплюнут же они
Герострата!»
Вскоре события приняли драматический оборот. На объединенном пленуме обкома
и горкома Маленков объявил о существующей в Ленинграде антипартийной оппозиции,
о «кучке врагов народа», противопоставивших себя сталинской линии. Подвергся
зловещей критике и блокадный музей. Потрясая в воздухе конфискованным путеводителем,
словно прямым доказательством крамолы, Маленков кричал в зал: «Только врагам
мог понадобиться миф о блокаде, чтобы принизить роль великого вождя!»
Очевидцы рассказывают, что для большего эффекта Маленков спустился с трибуны
и, понизив голос, поведал собравшимся о горах оружия, собранного в музее для...
организации террористического акта в случае прибытия Сталина в Ленинград.
На следующий день директор музея Ковалев (он сменил на этом посту Ракова) провел
инструктаж экскурсоводов: «Не останавливать группы у фотографий Кузнецова, Попкова,
Капустина, не акцентировать внимание на числе жертв от голода и обстрелов. Быстрее
проходить зал голодной зимы».
Вскоре со стендов начали исчезать портреты прославленных военачальников, уничтожались
тексты, в которых было малейшее упоминание о роли этих людей в обороне города.
Но вот комиссия наткнулась на картину «Жданов и Кузнецов у аппарата Бодо». Снимать?
Так на ней сам Жданов! Снимешь, а потом… Поступили так: фигуру Кузнецова замазали,
живописав на ее месте окно.
Летом 49-го «Ленинградское дело» вышло на новый, трагический виток. В Ленинграде
прокатилась новая волна арестов.
Вспоминает Капитолина Васильевна Сотина, бывший экскурсовод музея:
- 30 августа 1949 года я вела группу по залам. Но вот передо мной вырос новый
директор музея Дубинин и без пояснений потребовал: «Кончай прогулку!» Людей
бесцеремонно выпроводили на улицу, музей закрыли. А через час прибыла какая-то
бригада с ломами и лопатами. И начали выкорчевывать крепления для тяжелого оружия,
разбивать и выносить макеты. В первый же час были разрушены панорамы «Дорога
жизни» и «Прорыв Балтфлота из Таллина». А когда стали крушить самолет Героя
Советского Союза Плоткина, бомбившего Берлин из кольца блокады, я, чтобы не
заплакать, ушла из музея...
Ежедневно новые команды погромщиков прибывали в музей. Работы на всех хватало:
как-никак 36 залов! В залах появились грузовые тележки, перевозившие экспонаты
к подъезду на Гангутской улице. Там эти реликвии блокады грузили в «полуторки»
и увозили в неизвестном направлении. А во внутреннем дворике жгли то, что легко
горело: карты и схемы военных действий, дневники и письма погибших, картонные
планшеты…
- Начальники погромотрядов с большими звездочками на погонах показывали подчиненным,
как надо действовать, они разбивали ломами гипсовые скульптуры, без надобности
дробили стекла выставочных витрин, - вспоминает бывший работник музея Е. М.
Надомова.
Многие сотрудники прятали экспонаты в подвалах, запирали и заваливали хламом.
Очевидцы рассказывают, как оружейник Вася Тихомиров, потерявший на фронте ногу,
пытался отстоять два «максима», расположенных у полотна «Бой под Синявино».
Эти пулеметы он собственноручно вытащил из синявинских торфяных болот и теперь
костылем отгонял энкавэдэшников, что хотели загрузить их в тележку.
Тихомирова скрутили и, избив, потащили в Большой дом на Литейном. К тому времени
там уже находились и Лев Раков, и Григорий Мишкевич. Оружейника стали принуждать
к оговору их в террористической деятельности. Мол, прятали музейное оружие для
покушения. Но Вася Тихомиров, которому в блиндаже под стакан водки отрезали
раздробленную ногу, и здесь выдержал все. Это подтверждает отсидевший «свою
десятку» Мишкевич: «Обязательно напишите - Вася не подписал ни одной бумаги
и на очных ставках стоял на своем, говорил только правду».
Григорий Мишкевич прошел три каторжных лагеря в Инте. Льву Ракову «Особое совещание»
определило 25-летний тюремный срок. Лишь через несколько лет после смерти Сталина
он вернулся в Ленинград. Здоровье было подорвано, на лице виднелся шрам, «заработанный»
на следствии. Незадолго до смерти Раков пробился на прием в Смольный. И спросил
напрямик, будет ли восстановлен Музей «Героическая оборона Ленинграда»? Секретарь
обкома молча выслушал бывшего «зека» и многозначительно посоветовал никогда
больше с ТАКИМ вопросом к нему не ходить…
Олег Скуратов, Олег Яцкевич
От редакции: Этот очерк был написан незадолго до торжественного открытия возрожденного музея в 1989 году. Сотни ленинградцев откликнулись на призыв нести в музей уникальные предметы и документы блокадной поры. И все-таки понесенная Ленинградом - Петербургом утрата невосполнима. Прежний музей занимал 37 тысяч квадратных метров, нынешний только тысячу. Раньше было 40 тысяч экспонатов. Теперь - только 15 тысяч.