Армен Джигарханян:«Хорошо там, где жена и кот!»

Знаменитый актер мечется между Россией и Америкой

Сегодня трудно поверить, что с самого начала кинокарьера Армена Борисовича складывалась неудачно. Как каждый начинающий актер, Джигарханян хотел сниматься в кино. Сделал несколько попыток - не взяли. Потом после нескольких проб получил роль молодого рабочего Акопа в фильме «Обвал». Но своим истинным кинодебютом он считает фильм «Здравствуй, это я!». Между двумя этими лентами прошло семь лет. А потом для Джигарханяна наступило время запредельной и беспрерывной востребованности.

На сто казино один театр
- Армен Борисович, некоторые актеры старшего поколения отказываются сниматься в сериалах и критикуют современные кинематограф и телевидение. Георгий Жженов так прямо и говорит, что они развращают детей и женщин. Что думаете вы по этому поводу?
- Не имею права огульно ни осуждать, ни одобрять. Я смотрю сериалы, иногда даже сам снимаюсь в них. Иногда вижу вещи действительно позорные. Стыдно бывает. А мне говорят: «Посмотри рейтинг! Уже 18 лет второе или третье место держим!» Значит, кто-то смотрит. Как сказал поэт, если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно. Тут все упирается в вопросы морали. В театре сегодня та же проблема. Сейчас мы чуть ли не сами убиваем такое известное во всем мире явление, как русский театр. Тот, который во все времена был властителем дум. Неужели государство этого не понимает? Скажу жестче: современной России и не нужен театр! Не нужен властитель дум! Не обольщайтесь тем, что в Санкт-Петербурге и Москве заполняются залы на 600 - 700 мест. Человеку и без театра есть чем заполнить нерабочее время. Интернет, порнуха всегда под рукой. Казино в Петербурге и Москве - видимо-невидимо! Раньше бы сказали: казино открываются по просьбе трудящихся. Но если бы на сто казино хотя бы один театр открывался... А тут еще затеяли разрушительную реформу театра. Всех более или менее нормальных людей это должно тревожить.

Можно взять пример из области, казалось бы, далекой от искусства. В один прекрасный день люди вдруг решили, что есть надо быстро. И тогда появились «Макдоналдсы». Но ведь это же падение вкусов! На Востоке не говорят: «Пойдем пообедаем». Там говорят: «Пойдем поотдыхаем». Это же совсем другое дело. Сначала человек съел закуску, потом суп, потом второе... Причем не спеша. А нам говорят: «Нельзя так долго!» И придумали эти гамбургеры. А потом поняли, что от гамбургеров появляются гастриты. Начались призывы: «Не ешьте гамбургеры! В день надо хотя бы один раз супу поесть!»

- Вы хотите сказать, что рано или поздно возникнет потребность в театре. Как в супе.
- Необязательно. В связи с прободением язвы желудка, может, и возникнет. Но это уже станет очень дорогим удовольствием. Если вообще поздно не будет.

«Я уже все сыграл»
- У вас теперь свой театр, но на сцену вы уже не выходите. Точку в своей театральной актерской карьере поставили окончательно?
- Есть проблемы, на мой взгляд, непреодолимые. В частности, физическое состояние. Я знаю, что такое, когда актеру дыхания не хватает. А давать брак - не могу!

- Многие актеры, переходя к возрастным ролям, на вопрос, что бы они хотели сыграть, отвечают: короля Лира…
- Нет. Я все сыграл. Роль определяется не названием, а сутью. Я бы даже сказал, болью. Название, персонаж и текст пьесы - всего лишь повод. Я своего Гамлета сыграл уже раз пятьдесят. Гамлет - это ведь боль человека, который не понимает, как жить дальше. И Лира своего я уже сыграл. Я испытывал боль Лира, и я сыграл ее, эту боль. Неважно, как при этом пьеса называлась - «Мулька» или «Пулька». Зрители не видели Лира, но плакали над его болью.

Скоро актеров заменят культуристы
- Сейчас часто можно слышать: этот артист стоит столько-то, а этот - столько. Сколько, по-вашему, может стоить Армен Джигарханян?
- Я до сих пор - говорю вам честно! - не знаю, сколько я стою. Иногда меня упрекают: «Ты с ума сошел! Этот г...к в два раза дороже тебя!» Но случалось и другое, меня режиссеры просили: «Борисыч, нет денег. Помоги…» И называлась смехотворная сумма. Тогда я говорил: «Ребята, не надо так меня унижать. Давайте я у вас лучше бесплатно буду сниматься».

- Вы как-то сказали, что наши актеры на Западе соглашаются сниматься за смешные деньги! Мол, меньше платят только африканцам!
- Это так. Но к актерской профессии сей факт отношения не имеет. Он имеет отношение к рейтингу нашей страны. Было время, и я получал серьезные предложения сниматься на Западе, но надо было играть на английском языке. Там предъявляют очень серьезные требования к нашей профессии. При мне один из западных актеров спросил режиссера: «Играть по-английски или по-французски? Как вам нужно?» Мы тогда еще пошутили: «А по-немецки?» - «Нет проблем, - ответил артист. - Могу и по-немецки». Вот, исходя из таких маленьких примеров, мы и выясняем, что наши актеры сортом пониже. Это нам давали понять не только на Западе. Я вынужден привести еще один пример. Снимался я в одной «совместной» картине. У дирекции были очень большие проблемы по выплате суточных. Как сделать так, чтобы русские артисты не попали в одну очередь с иностранцами? Потому что наши суточные резко отличались не в лучшую сторону. Хотя на площадке мы играли не хуже иностранцев. Да и вообще русская актерская школа еще недавно была на очень высоком уровне. Неслучайно Станиславский до сих пор в американской киношколе имеет большой авторитет, а русский актер Михаил Чехов был создателем в Америке этой самой актерской школы. Могу я сказать «Смене» то, что думаю?

- Разумеется!
- Говорю. Мы бедная страна. Если не сказать, нищая. Пора уже себе в этом признаться. Один молодой режиссер говорит мне: «Нам надо быстро! Армен Борисович, вы скажите свои слова побыстрее!» Я говорю: «Сынок, подожди, я хочу понять, как и что играть…» - «Армен Борисович! Ничего не надо играть! У нас тут врезка будет, потом камера наедет, потом отъедет…» - «Да? Ну тогда из фанеры вырежьте Джигарханяна и наезжайте на него сколько вам угодно!» То, что сегодня происходит, - это уже не искусство. Мы не любовью занимаемся, а, извините, онанизмом. Если так дальше пойдет, придут культуристы и скажут: «Деда, иди кашки поешь, а мы тут и без тебя…»

- Я уже слышал мнение, что сейчас актеров заменили каскадеры.
- Умница тот, кто это сказал! Но я выражаюсь более интеллигентно: деградация…

Друг пустил пожить
- Армен Борисович, как вам живется на две страны? Говорят, у вас в Америке дом, и немаленький. А поскольку на кровно заработанные у нас дом в Америке купить невозможно, поговаривают, что вам его друг подарил…
- Друг детства. Не подарил - пустил пожить. Дом находится в городе Гарланде в 15 милях от Далласа, а у друга - бизнес, ему сподручнее жить в Далласе. Дом пустовал. Я там не живу, а только в гости езжу, поскольку там - моя жена и мой кот. А живу здесь, в России, и никуда не уезжал.

- Где вы себя уютнее чувствуете: в Москве или?..
- В смысле погоды - там. Но не потому что тепло, как на Родине, в Армении. Я не могу сказать, что от ностальгии по Еревану просыпаюсь в холодном поту. Я русский язык знаю лучше, чем английский и армянский. Мне там хорошо, где моя жена, где мой кот - мой мальчик.

Владимир Желтов

12.10.2015