Лев Рахлин: «В тюрьму меня за руку ввела Русланова»
Патриарх Мюзик-холла приобретал бесценный жизненный опыт во Владимирском централе
Лев Рахлин возглавил петербургский Мюзик-холл в 2002 году после смерти отца
- Ильи Яковлевича Рахлина, который и создал этот удивительный, на сегодняшний
день единственный в стране подобный театр. А год назад обстановка сложилась
так, что Льву Рахлину пришлось уйти в вынужденный и продолжительный «творческий
отпуск». Директором Мюзик-холла была назначена взбалмошная москвичка Анжела
Хачатурьян. В сентябре прошлого года, в самый разгар некрасивых мюзик-холльных
разборок корреспондент «Смены», случайно встретив Рахлина, попросил его прокомментировать
происходящее. Лев Ильич отказался: «Я воздержусь. Пока». «Как долго может длиться
это пока?» - «Думаю, недолго». Рахлин оказался прозорлив - через три месяца
госпожа Хачатурьян была освобождена от занимаемой должности.
И вот он вновь в своем рабочем кабинете, и мы беседуем о предстоящей премьере,
которой под занавес театрального сезона Мюзик-холл намерен удивить петербуржцев,
- мюзикле «Шоу для Элизы». И о многом другом.
«Наркотический киноман»
- «Моя прекрасная леди», в нашем варианте «Шоу для Элизы», - один из полутора-двух
десятков мюзиклов, выдержавших проверку временем, - говорит Лев Ильич. - Отвечая
возможным оппонентам, сразу скажу, что мюзикл абсолютно российский жанр. В 20
- 30-е годы прошлого века русский театр строился по принципу мюзикла, хотя в
то время и названия такого не существовало. К тому же этот жанр в полной мере
совпадает с тем определением, которое дал нашему театру отец, - «Театр радости».
- Самим фактом рождения в семье Ильи Рахлина ваша судьба была предопределена?
- Вообще-то в детстве я мечтал о кино. Был абсолютнейшим, просто наркотическим
киноманом. Мог прогулять все уроки. Моя бедная мама - царствие ей небесное -
только тем и занималась, что выискивала меня по кинотеатрам. В кинотеатре «Балтика»,
в клубах Урицкого и Козицкого билетеры имели мои фотографии и жесткие указания
«не пущать» ни под каким предлогом! Я пешком шел с Васильевского острова на
Петроградскую сторону в кинотеатр «Великан» - вот в это здание, где сейчас Мюзик-холл.
В «Великане» сеансы начинались в 9.30 утра. К этому времени сюда стекались все
«сачки» и прогульщики Питера, начиная от первоклашек и заканчивая аспирантами.
Я пересмотрел немыслимое количество фильмов. И мечтал делать кино. В 15 лет
я уже поступал во ВГИК. В мастерскую Михаила Ромма. Но мне дико не повезло.
В то время на режиссуру молодежь не брали. Считалось, что человек должен отслужить
в армии, пройти определенную жизненную школу и созреть для режиссуры годам эдак
к тридцати.
- Как это, в 15 лет? После 8-го класса, что ли?
- Нет, школу я закончил чуть ли не экстерном. У меня было очень много двоек
по математике, физике, по другим точным наукам. И в то же время я постоянно
побеждал на городских олимпиадах по истории, литературе.
В 9-м классе я без ведома родителей забрал документы из математической школы
и поступил в школу рабочей молодежи при Ленинградском морском пароходстве. Там
была заочная форма обучения.
Пролетев во ВГИКе, я поступил в Университет. В ЛГУ был мощный студенческий
театр, из которого в свое время вышли Игорь Горбачев, Сергей Юрский, Иван Краско.
Уже с третьего курса я и еще несколько моих друзей перешли в Театральный институт
на Моховой.
- И что же с кино?
- У меня был весьма успешный театральный дебют в Сибири. Я получил какое-то
немыслимое количество призов. Появился азарт. Решил еще пару лет поработать
в театре. И эта «пара лет» затянулась больше чем на три десятилетия.
Русланову боялись урки и тюремщики
- Лев Ильич, вам в жизни повезло еще потому, что с раннего детства вы могли
наблюдать «вблизи» многих замечательных людей!..
- Не я один такой.
- Да, но вы наверняка единственный мальчишка, который присутствовал на удивительном
юбилее - 10-летии освобождения из мест заключения двух великих актрис - Зои
Федоровой и Лидии Руслановой.
- Это было 10-летие со дня освобождения Зои Федоровой. Лидия Андреевна освободилась
двумя годами раньше. Но арестованные и осужденные по разным делам, по сути ни
за что, они сидели вместе. Во Владимирском равелине. Это был незабываемый вечер
воспоминаний. Гениальная актриса Зоя Федорова и уникальная певица с бешеным
темпераментом Лидия Русланова рассказывали «в лицах», по-актерски разыгрывали
тюремные истории. Русланова - лидер по натуре. В заключении она тоже сразу стала
лидером. Ее боялись и урки, и тюремщики. Вдова эсэсовского полковника мыла ей
ноги. Знаменитого мужа Руслановой генерала Крюкова, бывшего сподвижником Жукова
и комендантом поверженного Берлина, избивали у нее на глазах. Он был надломлен.
Тогда она, женщина, презрительно сказала: «Встань, ты же советский генерал!»
Лидия Андреевна в тюрьме оберегала Зою Алексеевну. По праздникам дарила бог
весть каким способом попадавшие в тюрьму апельсины. При всей трагичности в их
рассказах было очень много смешного.
Папа в то время как раз ставил какое-то масштабное праздничное представление
во Владимире на стадионе. И они у местных властей выхлопотали разрешение посетить
Владимирский централ! Русланова знала, что я собираюсь посвятить свою жизнь
кинематографу. И Лидия Андреевна посчитала, что посещение тюрьмы мне необходимо
для жизненного опыта. И она меня, 15-летнего пацана, за руку ввела в тюрьму!
В Мюзик-холле чуть не угробили космонавта
- А что за история, когда ваши красавицы «утерли нос» космонавту Леонову?
- Папа придумал очень эффектный номер под названием «Космос». Сделан он был
по принципу черного кабинета. Над сценой как бы в невесомости в свободном полете
парили три девочки. Тросов видно не было. В тот раз у нас в гостях были космонавты
Алексей Леонов и Георгий Береговой. Леонов попросил, чтобы дали полетать и ему.
А когда его подняли, взмолился: «Опустите скорее!» А потом объяснял: «Голова
кружится больше, чем в невесомости». Его понять можно. Другая высота, другая
логика.
«Без Питера я бы погиб»
- Ваш отъезд из СССР - авантюра?
- 90-й год, смутные времена… С одной стороны, шумный успех и абсолютный рекорд
спектакля «Играем короля», поставленного в моем театре-студии. За сезон он был
сыгран 220 раз! При постоянных аншлагах. А с другой стороны - оскорбительные
надписи на афишах, туманное, во многом неясное мне будущее страны. Железные
ворота приоткрылись… Я как-то легко преодолел языковой барьер. Почувствовал
свою востребованность и там. Успешно поставил достаточное количество спектаклей.
Но стал ловить себя на мысли, что на физическом уровне не могу жить без Питера!
Я не говорю о патриотизме - не хочу лицемерить. Но это абсолютная правда. Все
мои близкие знают, что я и двух недель не могу пробыть за его пределами. Считал
секунды до возвращения! Говорят, каждому свое. За рубежом, наверное, в финансовом
плане я был бы несоизмеримо богаче. Но скорее всего погиб бы там. Я попытался
обыграть жизнь, а этого делать не следует. Жизнь все равно все расставит по
своим местам.
Владимир Желтов
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА