Айвазовский работал на правительство

Но даже император должен был покупать картины художника-мариниста

У Ивана Константиновича Айвазовского в пятницу очередная годовщина со дня рождения. Знаменитому художнику-маринисту исполнилось бы 188 лет. Военно-морской музей в честь этой даты, а также своего приближающегося 300-летия устроил выставку работ Айвазовского из своего собрания.

Айвазовский мог рисовать стремительно. За свою жизнь он создал почти 6 тысяч работ.

- Иван Константинович мог нарисовать за день четыре небольшие (50 x 60 см) картины, - рассказал на открытии выставки Константин Губин, главный художник Военно-морского музея. - Он даже иногда бравировал этим - устраивал показательные, как бы сейчас сказали, мастер-классы и при всех за несколько часов создавал шедевры.

Те 26 работ, которые выставлены в Военно-морском музее, составляют лишь малую часть наследия великого художника. Но среди них есть картины, считавшиеся ранее утерянными. Так, по пути из Ревеля в Кронштадт осенью 1857 года в считанные минуты затонул парусник «Лефорт», на котором находились моряки Балтийского флота вместе с женами и детьми. Погибли около 800 человек, это событие стало крупнейшей катастрофой за всю историю парусного судоходства в России. Айвазовский очень близко к сердцу принял эту трагедию и нарисовал совершенно нетипичную для себя картину. Если раньше даже кораблекрушения он изображал в романтично-тревожном ключе, то теперь художник словно обиделся на море, показав, как из недр морских к небесам взмывают души людей - первыми дети, потом их матери, а грешные пьяницы-матросы в самом конце. Эта религиозно-символическая картина на долгое время пропала: при советской власти ее усердно прятали в запасниках - боялись «ненужных» божественных мотивов.

Организаторы выставки особенно гордятся пятью картинами, которые Айвазовский лично подарил Военно-морскому музею. Известно, что Иван Константинович знал себе цену и раздаривать свои труды не любил - даже императору приходилось покупать у художника его творения.

Но вольным творцом Айвазовский не был - он находился на службе у государства и был художником Главного морского штаба. Тогда, когда не было телевидения и фотоаппаратов, живописцы единственные могли передать картину происходящего. Поэтому Главный морской штаб посылал Ивана Константиновича «на задания»: по заказу руководства художник оперативно рисовал батальные сцены с мест сражений, вкладывая в них патриотический дух и веру в силу российского флота, продвигая таким образом официальную идеологию. Во времена Крымской войны Айвазовскому не всегда удавалось присутствовать на местах сражений, но он тщательно собирал рассказы очевидцев и восстанавливал картину происходящего. Картиной «Синопский бой» ему даже удалось намекнуть общественности на участие Англии в войне против России: в шлюпках, спускаемых в воду с горящего корабля, сидят не только турки, но и два подозрительных джентльмена в цилиндрах.

Любовь Румянцева

12.10.2015