Айвазовский работал на правительство
Но даже император должен был покупать картины художника-мариниста
У Ивана Константиновича Айвазовского в пятницу очередная годовщина со дня рождения.
Знаменитому художнику-маринисту исполнилось бы 188 лет. Военно-морской музей
в честь этой даты, а также своего приближающегося 300-летия устроил выставку
работ Айвазовского из своего собрания.
Айвазовский мог рисовать стремительно. За свою жизнь он создал почти 6 тысяч
работ.
- Иван Константинович мог нарисовать за день четыре небольшие (50 x 60 см)
картины, - рассказал на открытии выставки Константин Губин, главный художник
Военно-морского музея. - Он даже иногда бравировал этим - устраивал показательные,
как бы сейчас сказали, мастер-классы и при всех за несколько часов создавал
шедевры.
Те 26 работ, которые выставлены в Военно-морском музее, составляют лишь малую
часть наследия великого художника. Но среди них есть картины, считавшиеся ранее
утерянными. Так, по пути из Ревеля в Кронштадт осенью 1857 года в считанные
минуты затонул парусник «Лефорт», на котором находились моряки Балтийского флота
вместе с женами и детьми. Погибли около 800 человек, это событие стало крупнейшей
катастрофой за всю историю парусного судоходства в России. Айвазовский очень
близко к сердцу принял эту трагедию и нарисовал совершенно нетипичную для себя
картину. Если раньше даже кораблекрушения он изображал в романтично-тревожном
ключе, то теперь художник словно обиделся на море, показав, как из недр морских
к небесам взмывают души людей - первыми дети, потом их матери, а грешные пьяницы-матросы
в самом конце. Эта религиозно-символическая картина на долгое время пропала:
при советской власти ее усердно прятали в запасниках - боялись «ненужных» божественных
мотивов.
Организаторы выставки особенно гордятся пятью картинами, которые Айвазовский
лично подарил Военно-морскому музею. Известно, что Иван Константинович знал
себе цену и раздаривать свои труды не любил - даже императору приходилось покупать
у художника его творения.
Но вольным творцом Айвазовский не был - он находился на службе у государства
и был художником Главного морского штаба. Тогда, когда не было телевидения и
фотоаппаратов, живописцы единственные могли передать картину происходящего.
Поэтому Главный морской штаб посылал Ивана Константиновича «на задания»: по
заказу руководства художник оперативно рисовал батальные сцены с мест сражений,
вкладывая в них патриотический дух и веру в силу российского флота, продвигая
таким образом официальную идеологию. Во времена Крымской войны Айвазовскому
не всегда удавалось присутствовать на местах сражений, но он тщательно собирал
рассказы очевидцев и восстанавливал картину происходящего. Картиной «Синопский
бой» ему даже удалось намекнуть общественности на участие Англии в войне против
России: в шлюпках, спускаемых в воду с горящего корабля, сидят не только турки,
но и два подозрительных джентльмена в цилиндрах.
Любовь Румянцева