Самое старое дерево Петербурга может рухнуть!

Огромный 348-летний дуб боится северного ветра

Зеленые насаждения в нашем городе не только насыщают воздух кислородом и радуют глаз. Некоторые деревья и кустарники хранят историческую память, так же как дома, дворцы, памятники и другие достопримечательности. Больше всего ветвистых свидетелей времени можно найти на Елагином острове. Там до сих пор сохранились несколько десятков старых деревьев, два из которых даже старше самого Петербурга!

Внутри дуба спрятался детский отряд
Неподалеку от Елагиноостровского дворца стоят два дуба допетровского периода. Одному 348 лет, другому - 343 года.
Тот, что старше, возможно, и не доживет до своего 350-летия. Он на последнем издыхании.

Долгое время рядом с дубом было место стартов соревнований, зимой там складывали лодки - а их в советские годы в парке было до тысячи штук. Дуб начал погибать.

Несколько лет назад специалисты парка взялись за его «ремонт» - выгребли из ствола десять с половиной кубометров трухи. Места внутри дуба оказалось столько, что однажды в нем смог уместиться целый отряд ребятишек из летнего лагеря - они прятались там от воспитательницы.

Потом внутренности старинного дерева залили цементом, а снаружи прибили стяжку из железных щитов. Дуб теперь растет только одной стороной. Из-за сильного порыва северного ветра он может упасть.

Его младший брат - 343-летний дуб - тоже уже замазан цементом. На этой заплатке какие-то влюбленные оставили надпись: «Маша + Володя = любовь. 13.03.05». По ней старый дуб можно легко разыскать среди деревьев парка.

А вот сосну - ровесницу Петербурга (ей 302 года) найти сложнее. Она находится поодаль от дворца и внешне ничем не примечательна.

Коммунизм погубил старые деревья
- В советское время о деревьях не заботились, поэтому многие из них погибли, - говорит Андрей Метс, главный специалист садово-паркового хозяйства Елагина острова.

Все тайны парка знал лишь последний царский садовник Иван Иванович. Его журналы передавали друг другу несколько поколений специалистов парка. В советские годы они вынуждены были скрывать свои знания - партия не одобряла царского наследия. Даже если это наследие - деревья.

Во времена активного строительства коммунизма пострадал весь парк в целом.
- Все травы, вся растительность шли под грабли, - рассказывает Андрей Метс. - Считалось, что «голый» парк выглядит «культурнее». В результате естественная жизнь экосистемы была грубо нарушена, что сказалось на всех растениях парка.

С 1986 года на Елагином острове идет отмирание дубов. Это связано со строительством дамбы. Уровень воды повысился, и корни деревьев стали страдать от длительного затопления.
- За годы блокады здесь не было уничтожено практически ни одного дерева, - говорит Андрей Метс. - Зато сколько их погибло после - не сосчитать!

Сейчас ситуация в парке получше, о старых деревьях заботятся. Но горожане часто и не подозревают, что они прогуливаются рядом с вековыми деревьями. Андрей Метс планирует установить на старых деревьях таблички, сообщающие о возрасте дерева и о том, кто его посадил.

Любительница конопли
На Елагином острове есть деревья и кустарники, славные не столько своим возрастом, сколько происхождением.
Озеленением парка занимались лично Александр I, Николай I, Мария Федоровна, Александра Федоровна. Супруга последнего русского царя посадила в парке больше всего кустов и деревьев. Малина душистая, смородина альпийская, гречиха, крестовник, девясил - любимые растения Александры Федоровны. Она же посадила на Елагином острове коноплю, которую в советские годы приказали уничтожить как «ядовитое растение».

Император Николай I к кустарникам особой страсти не имел, зато любил порядок во всем, даже в природе. При нем в парке появились прямые ряды деревьев. Шеренгу из пяти лиственниц на берегу Большой Невки он посадил лично. Николаю I мы обязаны и появлениям в парке «магических кругов». Это отнюдь не привет от инопланетян, а всего лишь посаженные ровным кругом лиственницы. В парке несколько таких кругов.

От Марии Федоровны в парке осталось лишь одно дерево - клен 1820 года. Он растет прямо у стен дворца.
Но, пожалуй, самое интересное и загадочное древесное наследие оставил потомкам Александр I. В 1823 году он высадил четыре лиственницы в форме… креста. Если вспомнить о непростой судьбе этого императора, посадка покажется очень символичной.

Наталья Преблагина

Фото Замира Усманова

12.10.2015