Виват лошади и собаки Петра!

В Зоологическом музее отметили 300-летие со дня знакомства императора со своими любимыми животными

Конь Лизетт и собаки Тиран и Лизетта - любимые четвероногие Петра, которые не расставались с императором ни на минуту во время Полтавской битвы. Их чучела теперь хранятся в Зоологическом музее, но из-за отсутствия средств на приобретение герметичной климатической витрины могут погибнуть.

- Царь впервые увидел своего жеребца Лизетта в военном лагере под Ригой ровно триста лет назад и перекупил его у маркитантов за сто голландских червонцев, - рассказала «Смене» Надежда Слепкова, научный сотрудник Зоологического института РАН.

Про боевые подвиги коня историки знают по сохранившимся записям в дневниках приближенных императора. Рассказывают, что благодаря Лизетту русское войско одержало победы в знаменитой Полтавской битве, в сражениях у Прута и во всем Персидском походе. А после смерти коня в 1741 году его чучело заняло почетное место среди экспонатов Кунсткамеры.

- Однажды, во время перемещения чучела Лизетта из одного зала в другой (это почти километр), я сломал ему ногу, - рассказывает таксидермист Владимир Сухарев. - На неровном полу конь зацепился задней ногой и стал падать! Я вцепился в круп, держу изо всех сил, но лошадь все равно навернулась! Благо что был выходной, посетителей в музее не было, начальство отсутствовало. Кое-как я оттащил лошадь в закоулок, посмотрел, что случилось. Оказалось, внутри ноги была доска, которая надломилась от старости. Недолго думая я распорол шкуру, сделал желоб, вставил в него металлический стержень, все это заклеил. Если сейчас сделать Лизетту рентген, стержень можно увидеть.

С двумя собаками Петра связывала не менее надежная дружба, чем с прославленным конем. Терьер по кличке Лизетта была подарена государю Меншиковым все в том же 1705 году. Гладкошерстную красавицу Меншиков привез Петру из Полоцка, чтобы та составила конкуренцию Тирану - собаке ныне несуществующей породы буленбецер (попросту быкодав).

- Обе собаки оставили след в истории, - продолжает Надежда Слепкова. - Тиран прошел с Петром через все походы и был неразлучен с государем. Он настолько знал приближенных царя, что носил им и от них письма.

Лизетта же умудрилась спасти от верной смерти знатного вельможу, подав за него челобитную, которую Екатерина засунула собачке за ошейник, не смея просить за осужденного у разгневанного мужа. За этот подвиг собачке надели на шею зеленый бархатный ошейник с медной биркой, на которой Петр собственноручно выгравировал: «За верность не умираю».

Вера ХОХАЛЕВСКАЯ

Фото Замира УСМАНОВА

12.10.2015