Таисия Калинченко: «Финансы заставили петь романсы»
Когда развалился «Ленконцерт», известная певица вынуждена была выступать в ресторанах
Песне «Золушка» исполнилось 35 лет. Помните: «Хоть поверьте, хоть проверьте…»?
Ее до сих пор «крутят» по радио. Чаще всего она звучит в исполнении Людмилы
Сенчиной. А между тем первой исполнительницей «Золушки» была Таисия Калинченко.
Перепела Сенчину и Пугачеву
- Таисия Семеновна, как так могло получиться? Редко когда песня ассоциируется
не с именем первого исполнителя…
- К тому времени, когда композитор Игорь Цветков написал «Золушку», я уже была
лауреатом нескольких конкурсов. На конкурсе «Весенний ключ», который организовывали
газета «Смена» и Ленинградский обком комсомола, я получила первую премию. Стала
более-менее известной исполнительницей. Анатолий Бадхен предложил петь с его
оркестром. Ко мне начали обращаться наши питерские композиторы - Андрей Петров,
Александр Колкер и другие с просьбой первой исполнить ту или иную песню. И ничего
удивительного не было в том, что замечательный композитор Игорь Цветков предложил
мне первой спеть «Золушку», написанную им вместе с Ильей Резником, который тогда
еще был актером Театра имени В. Ф. Комиссаржевской.
Песня мне понравилась с первых аккордов. Выучила я ее за минуту. Записала и
стала петь в концертах. Примерно в то же время в оркестр к Бадхену пришла Люся
Сенчина. И Анатолий Семенович решил, что у нее «Золушка» тоже хорошо получится.
Вот и все. А дальше пели обе.
- Такое положение дел могло привести к конфликту между вами и Сенчиной.
- Конфликта не было, но было неприятно. Так все хорошо у меня складывалось,
и вдруг такая история. Непривычная… Конечно, мне было обидно, но никогда нигде
ни единым словом я об этом не обмолвилась. А прошло время, и я поняла, как удачно
получилось. Выиграла песня! Наверное, она и живет так долго потому, что пели
ее и я, и Люся. Когда пришло время конкурса «Песня года-73», редакторы позвонили
Цветкову и спросили, кого бы он из нас двоих хотел видеть в финале. Игорь назвал
меня. И в финале пела я. Так что какие к Сенчиной могут быть претензии? Мы с
Людмилой Петровной в хороших отношениях.
- Композитор Андрей Петров говорил, что однажды, выбирая между вами и Пугачевой,
предпочтение отдал вам. Что это за история?
- Я сама эту историю услышала от Андрея Павловича несколько лет назад. Петров
пригласил меня в Выборг на кинофестиваль «Окно в Европу» спеть для Ростоцкого
на его юбилее, который там отмечался, песню из кинофильма «Белый Бим Черное
Ухо». К этому фильму я записывала песню. Вот тогда-то Андрей Павлович и сказал,
что записывали не одну меня. Еще и Аллу Пугачеву. Мнения разделились, и тогда
решили дать послушать членам худсовета записи анонимно. Алла Борисовна в то
время еще не была так известна. Ну и выбрали мою запись. А потом режиссер решил
ограничиться только инструментальной музыкой, и песня в фильм вообще не вошла.
Коль уж мы заговорили о неудачах… Был такой фильм «Вторая попытка Виктора Крохина».
Мне предложили роль матери этого самого Крохина. Говорят, попробовалась я неплохо.
Но худсовет решил: слишком молодо выглядит! На роль пригласили Гурченко. И Людмила
Марковна прекрасно ее сыграла.
Отвергла кино ради эстрады
- Таисия Семеновна, а как вы вообще попали в кино? В частности, в фильм «На
всю оставшуюся жизнь»?
- Совершенно неожиданно. Композитор Сергей Слонимский предложил мне спеть свой
совершенно потрясающий цикл на стихи Хармса «Веселые песни». Пела я в Филармонии.
Концерт снимало телевидение. Во время трансляции меня и увидел режиссер Петр
Фоменко. Он решил, что роль Лены Огородниковой должна сыграть я. Фильм живет
до сих пор. А песню «На всю оставшуюся жизнь» мы спели с Петром Фоменко на пару.
Вот об этом мало кто знает. Он очень волновался, это я хорошо помню. И прислушивался
к советам не только Баснера, но и моим. Здесь мы поменялись ролями.
- Не было соблазна продолжить работу в кино?
- Конечно же, соблазн был! Вскоре после выхода на экраны фильма «На всю оставшуюся
жизнь» я получила несколько предложений, но слишком много было работы на эстраде.
А ведь если о кино я даже не мечтала, то стать певицей хотела с самого детства.
Повторила подвиг Вертинского
- Таисия Семеновна, простите, если мой вопрос покажется вам бестактным. Однажды
в редакцию позвонила возмущенная женщина, судя по голосу, не очень молодая.
Жалобы на современную эстраду и претензии к современному телевидению перемежалось
вопросами: а где такой-то или такая-то? И следовало перечисление имен кумиров
60 - 70-х годов. Прозвучало и ваше имя. Я не знал, что ответить. «Я слышала,
Калинченко до ресторана докатилась! Могу вам даже сказать, до какого! Ресторан
«Невский»!»
- Ну не знаю, как насчет «докатилась», но ресторан был. Но не «Невский». А неподалеку
от него - там, где когда-то было кафе «Шампанское. Мороженое». Там был открыт
небольшой ресторанчик. И я действительно несколько лет там пела по вечерам.
Исключительно романсы.
- Чем это было вызвано - невостребованностью?
- Естественно! Чем же еще? «Ленконцерт» развалился. Какое-то время еще оставались
концерты по линии общества «Знание», потом и его не стало. Тогда-то мне и предложили
петь романсы.
- Психологически тяжело было петь в ресторане?
- Я люблю Александра Вертинского. Эмигрировав из России, Александр Николаевич
тоже довольно долго в Румынии пел в ресторанах. Не так давно, читая его письма,
воспоминания, я наткнулась на мысли, схожие с моими. Вертинский пишет, что это
было ужасное ощущение. Все сидят, едят, пьют, и он - со своими песнями. Но Вертинский
нашел оправдание перед самим собой. «Главное, я пою. Мне должно быть все равно,
кто передо мной. Я должен делать свое дело и делать его как можно лучше!» К
тому времени я Вертинского еще не читала, но рассуждала примерно так же: «Какая
разница, кто перед тобой! Все они - люди. Ну пришли перекусить. И что? Разве
я от этого должна хуже петь?» Если бы вы видели, как меня слушали! А потом положение
на эстраде постепенно стало выравниваться. Появились какие-то концерты, корпоративные
вечеринки. Теперь я преподаю вокал в Театральной академии, зарплата небольшая,
деньги лишними не будут. А то, что меня не видно на телеэкране… Что ж, эстрада
- дело молодое…
- А как же Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко?
- Иосиф Давыдович и Людмила Марковна - очень энергичные люди. Я не такая. Они
не могут жить без своей профессии. Я, представьте, могу. В жизни так много интересного…
Я люблю книги, музыку, стихи. Люблю свою семью, своих студентов.
Было у меня несколько концертов в Театре эстрады. Собирала музыкантов, платила
за аренду. Наверное, надо было еще вложить деньги в рекламу. Собирались неполные
залы. Но приходили те, кому по-настоящему дорого мое творчество. После одного
из концертов за кулисы пришла женщина и сказала, что у нее было депрессивное
состояние, жить не хотелось, проходила мимо Театра эстрады, увидела афишу и
решила отвлечься. Благо что билеты были. В общем, своим пением, как она сказала,
я вернула ей веру в жизнь. Это дорогого стоит. Но без хорошей реклама залы продолжали
быть неполными, и я решила: потешила самолюбие, и достаточно. С песней я все
равно не расстаюсь. Могу и в компании спеть. И просто для себя. Пение - естественное
мое состояние. Иногда неожиданно замечаю за собой, что иду по улице и пою.
Владимир Желтов