Таисия Калинченко: «Финансы заставили петь романсы»

Когда развалился «Ленконцерт», известная певица вынуждена была выступать в ресторанах

Песне «Золушка» исполнилось 35 лет. Помните: «Хоть поверьте, хоть проверьте…»? Ее до сих пор «крутят» по радио. Чаще всего она звучит в исполнении Людмилы Сенчиной. А между тем первой исполнительницей «Золушки» была Таисия Калинченко.

Перепела Сенчину и Пугачеву
- Таисия Семеновна, как так могло получиться? Редко когда песня ассоциируется не с именем первого исполнителя…
- К тому времени, когда композитор Игорь Цветков написал «Золушку», я уже была лауреатом нескольких конкурсов. На конкурсе «Весенний ключ», который организовывали газета «Смена» и Ленинградский обком комсомола, я получила первую премию. Стала более-менее известной исполнительницей. Анатолий Бадхен предложил петь с его оркестром. Ко мне начали обращаться наши питерские композиторы - Андрей Петров, Александр Колкер и другие с просьбой первой исполнить ту или иную песню. И ничего удивительного не было в том, что замечательный композитор Игорь Цветков предложил мне первой спеть «Золушку», написанную им вместе с Ильей Резником, который тогда еще был актером Театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

Песня мне понравилась с первых аккордов. Выучила я ее за минуту. Записала и стала петь в концертах. Примерно в то же время в оркестр к Бадхену пришла Люся Сенчина. И Анатолий Семенович решил, что у нее «Золушка» тоже хорошо получится. Вот и все. А дальше пели обе.
- Такое положение дел могло привести к конфликту между вами и Сенчиной.
- Конфликта не было, но было неприятно. Так все хорошо у меня складывалось, и вдруг такая история. Непривычная… Конечно, мне было обидно, но никогда нигде ни единым словом я об этом не обмолвилась. А прошло время, и я поняла, как удачно получилось. Выиграла песня! Наверное, она и живет так долго потому, что пели ее и я, и Люся. Когда пришло время конкурса «Песня года-73», редакторы позвонили Цветкову и спросили, кого бы он из нас двоих хотел видеть в финале. Игорь назвал меня. И в финале пела я. Так что какие к Сенчиной могут быть претензии? Мы с Людмилой Петровной в хороших отношениях.

- Композитор Андрей Петров говорил, что однажды, выбирая между вами и Пугачевой, предпочтение отдал вам. Что это за история?
- Я сама эту историю услышала от Андрея Павловича несколько лет назад. Петров пригласил меня в Выборг на кинофестиваль «Окно в Европу» спеть для Ростоцкого на его юбилее, который там отмечался, песню из кинофильма «Белый Бим Черное Ухо». К этому фильму я записывала песню. Вот тогда-то Андрей Павлович и сказал, что записывали не одну меня. Еще и Аллу Пугачеву. Мнения разделились, и тогда решили дать послушать членам худсовета записи анонимно. Алла Борисовна в то время еще не была так известна. Ну и выбрали мою запись. А потом режиссер решил ограничиться только инструментальной музыкой, и песня в фильм вообще не вошла.
Коль уж мы заговорили о неудачах… Был такой фильм «Вторая попытка Виктора Крохина». Мне предложили роль матери этого самого Крохина. Говорят, попробовалась я неплохо. Но худсовет решил: слишком молодо выглядит! На роль пригласили Гурченко. И Людмила Марковна прекрасно ее сыграла.

Отвергла кино ради эстрады
- Таисия Семеновна, а как вы вообще попали в кино? В частности, в фильм «На всю оставшуюся жизнь»?
- Совершенно неожиданно. Композитор Сергей Слонимский предложил мне спеть свой совершенно потрясающий цикл на стихи Хармса «Веселые песни». Пела я в Филармонии. Концерт снимало телевидение. Во время трансляции меня и увидел режиссер Петр Фоменко. Он решил, что роль Лены Огородниковой должна сыграть я. Фильм живет до сих пор. А песню «На всю оставшуюся жизнь» мы спели с Петром Фоменко на пару. Вот об этом мало кто знает. Он очень волновался, это я хорошо помню. И прислушивался к советам не только Баснера, но и моим. Здесь мы поменялись ролями.

- Не было соблазна продолжить работу в кино?
- Конечно же, соблазн был! Вскоре после выхода на экраны фильма «На всю оставшуюся жизнь» я получила несколько предложений, но слишком много было работы на эстраде. А ведь если о кино я даже не мечтала, то стать певицей хотела с самого детства.

Повторила подвиг Вертинского
- Таисия Семеновна, простите, если мой вопрос покажется вам бестактным. Однажды в редакцию позвонила возмущенная женщина, судя по голосу, не очень молодая. Жалобы на современную эстраду и претензии к современному телевидению перемежалось вопросами: а где такой-то или такая-то? И следовало перечисление имен кумиров 60 - 70-х годов. Прозвучало и ваше имя. Я не знал, что ответить. «Я слышала, Калинченко до ресторана докатилась! Могу вам даже сказать, до какого! Ресторан «Невский»!»
- Ну не знаю, как насчет «докатилась», но ресторан был. Но не «Невский». А неподалеку от него - там, где когда-то было кафе «Шампанское. Мороженое». Там был открыт небольшой ресторанчик. И я действительно несколько лет там пела по вечерам. Исключительно романсы.

- Чем это было вызвано - невостребованностью?
- Естественно! Чем же еще? «Ленконцерт» развалился. Какое-то время еще оставались концерты по линии общества «Знание», потом и его не стало. Тогда-то мне и предложили петь романсы.

- Психологически тяжело было петь в ресторане?
- Я люблю Александра Вертинского. Эмигрировав из России, Александр Николаевич тоже довольно долго в Румынии пел в ресторанах. Не так давно, читая его письма, воспоминания, я наткнулась на мысли, схожие с моими. Вертинский пишет, что это было ужасное ощущение. Все сидят, едят, пьют, и он - со своими песнями. Но Вертинский нашел оправдание перед самим собой. «Главное, я пою. Мне должно быть все равно, кто передо мной. Я должен делать свое дело и делать его как можно лучше!» К тому времени я Вертинского еще не читала, но рассуждала примерно так же: «Какая разница, кто перед тобой! Все они - люди. Ну пришли перекусить. И что? Разве я от этого должна хуже петь?» Если бы вы видели, как меня слушали! А потом положение на эстраде постепенно стало выравниваться. Появились какие-то концерты, корпоративные вечеринки. Теперь я преподаю вокал в Театральной академии, зарплата небольшая, деньги лишними не будут. А то, что меня не видно на телеэкране… Что ж, эстрада - дело молодое…

- А как же Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко?
- Иосиф Давыдович и Людмила Марковна - очень энергичные люди. Я не такая. Они не могут жить без своей профессии. Я, представьте, могу. В жизни так много интересного… Я люблю книги, музыку, стихи. Люблю свою семью, своих студентов.
Было у меня несколько концертов в Театре эстрады. Собирала музыкантов, платила за аренду. Наверное, надо было еще вложить деньги в рекламу. Собирались неполные залы. Но приходили те, кому по-настоящему дорого мое творчество. После одного из концертов за кулисы пришла женщина и сказала, что у нее было депрессивное состояние, жить не хотелось, проходила мимо Театра эстрады, увидела афишу и решила отвлечься. Благо что билеты были. В общем, своим пением, как она сказала, я вернула ей веру в жизнь. Это дорогого стоит. Но без хорошей реклама залы продолжали быть неполными, и я решила: потешила самолюбие, и достаточно. С песней я все равно не расстаюсь. Могу и в компании спеть. И просто для себя. Пение - естественное мое состояние. Иногда неожиданно замечаю за собой, что иду по улице и пою.

Владимир Желтов

12.10.2015