Александр Абдулов: «Я готов убить директора!»

Великий актер не может прожить без аплодисментов и мечтает сыграть Дон-Кихота

Во время гастролей в Петербурге столичного театра «Ленком» корреспондент «Смены» встретился с народным артистом России Александром Абдуловым.

По заветам Броневого

- Помню, когда мы впервые привезли в Питер «Юнону и Авось», то десятки сотен молодых людей выламывали двери Дворца культуры имени Горького, потом минут тридцать-сорок с собаками их ловили по всему ДК, - вспоминает Александр Гаврилович. - Однажды я просто обалдел. До начала спектакля минут сорок, я поднимаю голову, а на колосниках лежит человек двадцать. Так конкретно в балках лежат. А могли запросто грохнуться на сцену…

- В Петербурге перед одним из спектаклей вы ходили и громко повторяли своим знакомым, что, мол, сегодня так не хочется играть… А потом вышли на сцену и сыграли очень убедительно. Это было кокетство или вы через «не хочу» себя преодолели?

- Что значит преодоление? Каждый спектакль - преодоление. Каждый спектакль - завоевание. Каждая картина - тоже завоевание. Сегодня - один зал, одно завоевание. Завтра зрители будет абсолютно другими. У нас вся профессия в этом состоит. Мне понравилось, как сказал мой старший товарищ Леонид Сергеевич Броневой: «Никакой опыт не спасает - 50 лет ты отработал или вчера театральный институт окончил. Ты - совершенно белый лист, беспомощный человек. Это страшные потемки, в которых ты пробираешься с ужасом».

- Вы можете прожить без аплодисментов?

- На сцене - нет. Когда кто-то из актеров восклицает: «Да не нужны мне аплодисменты!», я смотрю на этого мыслителя и думаю: «Ты или больной, или очень плохой артист!»

Еще одна расхожая фраза в актерском мире меня раздражает: «Да мне плевать, даже если один человек будет в зале, я буду играть!» Братцы, но это же чушь собачья! Все равно мы работаем для Его Величества Зрителя. Я, например, дико переживаю, если вдруг у нас в театре бывают свободные места. К счастью, в «Ленкоме» такого не бывает! Если на моем антрепризном спектакле в зале бреши и прибегает ко мне перепуганный директор: «Александр Гаврилович, мы сейчас разберемся!», то я готов его убить!

- Вы ведь еще и продюсер «Антрепризы Александра Абдулова», существующей больше десяти лет. Сколько спектаклей на вашем боевом счету?

- Четыре.

- Между тем многие антрепризы закрылись. Вот и у Михаила Козакова, как он сам говорит, проект лопнул…

- У меня нет. Существуем.

- В нынешних антрепризах смущает явный коммерческий уклон…

- Мы тоже хотим заработать, но это не главное.

Член худсовета

- Говорят, хороший актер может сыграть любой текст, даже телефонную книгу… А вы можете?

- Уже сыграл. Моя роль Палача в спектакле Марка Захарова «Плач палача» - считай телефонная книга. В ней сто страниц текста. Основой композиции стала радиопьеса Дюрренматта «Ночной разговор», и я долго не мог понять, как это сыграть на сцене. Даже к Марку Анатольевичу ходил отказываться от роли. Сейчас вроде все наладилось. Хотя спектакль острый, сложный. У некоторых высоких гостей «Ленкома» в ранге министра и выше «Плач палача» вызвал недоумение, переходящее в панику. Но сейчас не те времена, когда спектакли закрывали.

- А говорят, что однажды вы сами, Александр Гаврилович, запретили спектакль в родном «Ленкоме»?

- В каком смысле?!

- Как член худсовета.

- Было! Действительно, мы запретили спектакль, который назывался «Царь и рыба». И некоторым другим премьерам доставалось от худсовета, в который я вхожу по сей день.

По примеру Брижит Бардо

- Как вы относитесь к ныне модному хождению известных актеров в бизнес?

- Если у кого-то получается, почему нет?! Про наших говорить не буду - не мне их судить. А вот Брижит Бардо не так давно под Каннами открыла отель. На том самом месте, где она снялась в одной из культовых картин много лет назад, недалеко от Монте-Карло. Сейчас этот отель - едва ли не самое модное место на Лазурном берегу. Там мадам Бардо и собственные скульптуры разместила, и фотоработы (она ведь еще и скульптор, и фотограф!)… Вот это бизнес - для денег и для души!

- Вы так об этом рассказываете! Уж не хотите ли построить свой отель?

- Хотеть-то я хочу. Но кто ж даст! Разве что в Астрахани. Пусть без скульптур, но с рыбалкой!

- Вы по-прежнему заядлый рыбак?

- На гастроли в Питер прилетел с рыбалки. В этом году у меня были сразу три восхитительные рыбалки. Одна абсолютно экстремальная: на вертолете мы сели в горах Якутии, затем неделю сплавлялись на лодке. Потрясающие эмоции! Еще на Камчатке были, в Астрахани. Поймал огромного тайменя под двадцать килограммов.

- Говорят, ваш друг Макаревич и дайвингом вас увлек...

- Я купил подводное ружье, сделал попытку погружения, но понял, что дилетанту тут делать нечего. Сначала нужно найти время на обучение у толкового инструктора.

Лир, Дон-Кихот, Нельсон…

- В советские времена вы снимались параллельно в пяти-шести фильмах… Теперь такое невозможно?

- Почему? Если буду откликаться на все предложения - можно и в десяти-пятнадцати.

Но я сужаю круг, выбирая только самое интересное. Вот недавно сыграл адмирала Нельсона в сериале «Люди Отечества». Когда на меня надели парик и шляпу, я посмотрел в зеркало и ахнул: «Ну вылитый Нельсон!» Съемки, кстати, заняли всего один день - так я еще никогда не работал.

- Раз вы так похожи на Нельсона, можно будет потом замахнуться на отдельный сериал про легендарного адмирала…

- Это идея!

- Что еще интересного сыграли?

- Коровьева в «Мастере и Маргарите» у Владимира Владимировича Бортко.

- Принято считать Коровьева второстепенным персонажем…

- Я не знаю, где это принято. На экране и в книге Коровьева больше всего.

Премьера «Мастера» на ТВ - 7 ноября. Но я уже практически всю картину видел и не боюсь сказать: у Владимира Бортко получилось. Потому что он к этому относился серьезно, как к нормальной картине. Не искал какую-то мистику, не искал каких-то чудес, а снимал серьезное кино по Булгакову. Бортко снял от «А» до «Я». Он все время говорил: «Как только вынимаю одну фразу Булгакова - рассыпается все!»

- Какие роли репетируете в «Ленкоме»?

- Главную - в спектакле по сюжету фильма «Полет над гнездом кукушки».

- Ту, что играл в кино Джек Николсон?

- Ту самую. Много лет назад из-за нее я вообще хотел уйти из актерской профессии.

- Что так? Поняли, что за Николсоном не угнаться?

- Понял, что такую пьесу советская власть никогда не даст сыграть. Ну и Николсон произвел впечатление. Сейчас одна из главных моих задач - уйти от Николсона как можно дальше, сделать что-то свое.

- О каких ролях мечтаете?

- О короле Лире, Дон-Кихоте.

- А телевидение вас увлекает?

- Если вы имеете в виду проект «Естественный отбор», то он закрылся. Зато буду делать ТВ-цикл передач «Моя история» об ушедших замечательных актерах и деятелях кино, театра, с кем я был лично знаком. Передача о Пельтцер уже вышла, на очереди мои ТВ-воспоминания о Леонове, Никулине, Глузском, Горине, Лебешеве.

- Как режиссер вы сняли фильм-мюзикл «Бременские музыканты»… На этом поставили точку в своей режиссерской кинокарьере?

- Почему? Зимой приступаю к съемкам «Гиперболоида инженера Гарина» по повести Толстого. Мой сценарий, две версии - восемь серий для ТВ и полный метр для кино. Возможно, решусь сам сыграть главную роль.
Дебилы достали!

- Говорят, ваш водитель - рекордсмен мира по прыжкам с парашютом…

- Да, рекордсмен. Но я его уже уволил. Люди меняются, и, к сожалению, редко в лучшую сторону.

- Что случилось с милиционерами, избившими вас несколько лет назад? Их посадили?

- Нет, дело развалили. Они своих сажать не любят.

- Одно время вы говорили о своем желании получить «лицензию на отстрел журналистов». Теперь стали более лояльны к ним?

- К нормальным людям я всегда был лоялен. А к идиотам и дебилам - уж увольте!

- Говорят, вы построили бассейн на даче и запустили туда раков, а теперь ловите их на досуге…

- Чушь. Нет там никаких раков.

Михаил АНТОНОВ

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015