Герои Невской Дубровки стал тренером «Зенита»

Николаю Люкшинову исполняется 90 лет

Сегодня исполняется 90 лет старейшине петербургского тренерского цеха заслуженному тренеру России, основателю кафедры футбола Института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта, кандидату педагогических наук, профессору Николаю Люкшинову.

С фронта - на футбол
Вся жизнь Николая Михайловича связана с футболом. Свою игровую карьеру он начал на бумажном комбинате в Ивановской области, где работал счетоводом и одновременно выступал за заводскую команду. Потом будущий тренер поехал учиться во Владимирский техникум физкультуры, сумев там попасть в сборную города Владимира. Играл нападающего, много забивал, а в 1937 году после окончания техникума с отличием Николай Михайлович поехал поступать в Ленинградский институт физкультуры им. П. Ф. Лесгафта. В Ленинграде стал сталинским стипендиатом и был выбран депутатом от Октябрьского района. Затем началась война.

- Мы готовились к выступлению в Москве в День физкультурника, и вдруг объявляют о начале войны, - вспоминает Николай Люкшинов. - Я сразу же ушел на фронт, воевал в составе 276-го артиллерийского пулеметного батальона. С этой поры из боев не выходил до самого 45-го. Сначала был рядовым, потом - офицером, затем стал командиром роты, командиром батальона, начальником штаба при оперативной части полка и наконец адъютантом командира дивизии. Воевал все время под Ленинградом, участвовал в боях у Невской Дубровки. Наш батальон первым соединился с Лужским фронтом, осуществив прорыв блокады. Получил в итоге награды, в том числе орден Красной Звезды.

Придя с фронта, Николай Михайлович стал заместителем директора Института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта по административно-хозяйственной части. Тренерская карьера Люкшинова началась в «Зените».

В Поднебесной
Одним из самых запоминающихся событий того этапа работы стала поездка в Китай:
- Китайцы - люди очень пытливые, их все буквально до мелочей интересует, поэтому работать там пришлось много. Мы с ребятами сыграли двадцать матчей, девятнадцать из них выиграли и лишь один свели вничью. Меня попросили выступить с лекциями, и после получения разрешения от посольства я им еще лекции прочитал. Встретился с нами и Мао Цзэдун. Китайский лидер пожал нам руки, а на меня произвел очень хорошее впечатление, как и вообще весь Китай в целом.

Следующим местом работы Николая Михайловича был «Адмиралтеец».
- «Зенит» играл при мне хорошо, но меня вызвали в городской Спорткомитет и попросили возглавить «Адмиралтеец», который только что вылетел из высшей лиги, - рассказывает Люкшинов. -

Я поставил условие руководству завода: «Дайте мне два года, потому что за один сезон команды не делаются». Со мной согласились, я стал главным тренером «Адмиралтейца» и в первый же год вывел клуб обратно в высшую лигу. Потренировал команду еще три года, получил звание заслуженного тренера РСФСР, сказал: «Достаточно!» и перешел в «Динамо», где меня попросили сделать команду фактически с чистого листа. Ничего, справился.

Профессор футбола
Затем в карьере Николая Люкшинова произошел еще один очень интересный поворот: ему предложили поехать в Албанию и потренировать там национальную сборную, а также местный клуб «Партизан». Тренер согласился, и из Албании советского специалиста впоследствии даже не хотели отпускать:
- Я заключил договор на год, а в итоге проработал там два с половиной года. Выиграл престижный турнир с «Партизаном», после чего уже отпросился домой. Отношение ко мне было очень хорошим, частенько меня принимал лично президент страны Энвер Ходжа.
После Албании Люкшинов вернулся в Институт им. Лесгафта и занялся научно-педагогической работой. Написал много научных работ, две книги - «Профессор футбола Николай Люкшинов» и «Искусство тренировки футболистов высокого класса» - были выпущены большими тиражами.

Потери «Зенита»
Футбол по-прежнему составляет важнейшую часть жизни Люкшинова. Так, наш разговор начался с того, что юбиляр поделился со мной очень интересными статистическими выкладками из последних матчей «Зенита»:
- Практически в каждом матче я подсчитываю количество неточных передач у команд. И у «Зенита», как выясняется, с этим беда. Взять, например, последние матчи с «Виторией» и «Москвой». С португальцами у нас 19 потерь, у них - 9, с москвичами у «Зенита» 22 ошибки в передачах, у соперника - 12. И так в большинстве матчей сезона. Ругать Петржелу и саму команду я не хочу. Потому что для того чтобы знать глубочайшие причины проблем, нужно находиться внутри команды, но я просто хочу показать, какой у «Зенита» брак при передачах. А игроков-то классных хватает: посредственных футболистов в национальные сборные не приглашают.

Нынешним уровнем развития отечественного футбола в целом Люкшинов не слишком доволен:
- У нас столько молодежи, что мы должны быть все время в элите мирового футбола. А мы прячемся где-то сзади. Значит, что-то мешает нам. Считаю, что самое главное - решить проблему детско-юношеского футбола. Возьмите любую развитую в футбольном отношении страну: там такие поля, такие условия для мальчишек! У нас же ничего этого нет. «Зенит» имеет очень хорошую школу, но этого недостаточно, это очень мало.

Нет у нас в стране и комплексной научной базы. А без науки в современном футболе никак не обойтись.

Андрей ЛЯЛИН

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015