В сердце Балтики взорвется бомба?

В этом году в Финский залив могут вылиться тонны горючего с брошенного корабля «Леонид Демин»

Специалисты-экологи и «зеленые» много говорят о вреде выбросов в атмосферу предприятий Петербурга и опасности, исходящей от мусоросжигательных заводов. Но мало кто знает, что в самом сердце Финского залива уже несколько лет находится самая настоящая бомба, последствия взрыва которой угрожают и России, и Эстонии, и Финляндии. На берегу российского острова Гогланд лежит брошенное всеми океанское судно «Леонид Демин». Сев на мель, оно стало оседать на один борт и в этом году может и вовсе упасть на бок.

В чистые воды Финского залива при этом выльются тонны горючего и машинного масла, оставшегося на корабле.

Брата Мстислава Келдыша» продали на металлолом
Все прекрасно помнят кадры из известного фильма «Титаник», на которых российское судно «Академик Мстислав Келдыш» опускает группу охотников за сокровищами к самому известному из затонувших кораблей. Техника, которой был оснащен наш корабль, в самом деле уникальна. Именно поэтому американцы и обратились к российской стороне за помощью в организации подводных съемок.

Оказывается, у «Мстислава Келдыша» есть брат-близнец. Точно такое же судно «Леонид Демин», снаряженное аналогичным оборудованием, строилось на той же самой верфи, а позже выполняло те же самые работы. В июле 1995 года суда в паре проводили исследования на месте гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море, а затем они же ликвидировали последствия жуткой катастрофы.

Собственно после этого «Мстислав Келдыш» и отправился в Атлантический океан на съемки «Титаника». Его «брату», обошедшему с научными экспедициями весь земной шар, повезло куда меньше. Долгое время судно, приписанное к Кронштадту, не эксплуатировалось. В 2003 году компания «Росвооружение» и вовсе продала известное судно латвийской фирме на… металлолом. Члены экипажа плакали, когда сходили на берег вместе с вещами и передавали судно латышам. Расставаться с «Леонидом Деминым» было очень больно.

Последний поход
Предприимчивые латыши решили своим ходом отогнать исследовательское судно океанского класса к себе и уже там разрезать на металл. Хотя поначалу им и предлагалось пилить «Леонида Демина» прямо у пирса в Кронштадте. 29 декабря 2003 года судно, ставшее латвийским, отправилось в свое последнее плавание. Через Финский залив оно шло в паре со специально нанятым норвежским буксиром. Дурную шутку с теми, кто хотел разрезать «Леонида Демина» на металлолом, сыграла природа этих мест.

Ведь неспроста, рассказывая в известной всем сказке об острове Буяне, Александр Сергеевич Пушкин имел в виду именно остров Гогланд. Оказавшись недалеко от него, «Леонид Демин» и норвежский буксир попали в сильный шторм. Соединявший их трос оборвался. Буксир сумел уйти в сторону, а исследовательский корабль выбросило на берег Гогланда. Ни одна из предпринятых позже попыток снять его с мели не закончилась успехом. Корабль, по размерам сопоставимый с пятиэтажным домом, лишь больше увязал в прибрежном песке.

Судно бросили хозяева
Практически сразу стало ясно, что технической возможности снять океанское судно с мели не существует. Резать же огромный корабль на металл прямо на месте дорого и опасно. Ведь на борту остались несколько десятков тонн дизельного топлива, машинное масло в агрегатах, емкости канализации и не совсем чистая вода, использовавшаяся для технических нужд. Поняв это, латвийские коммерсанты просто бросили «Леонида Демина» на произвол судьбы.

Российская сторона долго грозила латышам судебным иском на 13 миллиардов рублей (такова сумма ущерба, причиненного природе несанкционированной свалкой металлолома), однако потом о брошенном судне все забыли. Сотрудники МЧС при этом уже в 2004 году провели интереснейшую «спасательную операцию». Варварскими методами они разграбили «Леонида Демина» - срезали рулевую рубку со всем оборудованием и вынесли с борта чудом сохранившиеся компьютеры.

От применения сварки для резки металла на борту начался сильный пожар, который тут же перекинулся на берег. Потушить огонь, полыхавший несколько дней и уничтоживший большой участок леса, удалось лишь по прибытии специальных пожарных кораблей из Кронштадта. Но и это еще не все! Свое черное дело сделали и суровые волны, каждый день бьющиеся о борт корабля, замершего у берега. Судно село на мель, так как стояло на воде. Под воздействием прибоя оно стало крениться на левый борт. К концу прошлого года крен превысил 45 градусов.

В этом году «Леонид Демин» запросто может упасть в воду и тогда все, что находится в его трюмах, - топливо, масло и фекальные воды - выльется в Финский залив. Пока, однако, об этой проблеме власти не задумываются. Брошенный корабль даже грабить некому, поскольку лежит он в закрытой пограничной зоне. С маяка, расположенного на Гогланде, кстати, прекрасно виден берег Финляндии.

Корабль-призрак
Попасть на борт брошенного корабля не так уж и сложно. Всего-то и нужно оказаться на Гогланде, договорившись с пограничниками. Корреспонденту «Смены» посчастливилось побывать в тех местах в 2005 году. На красивом берегу с огромными валунами и пышными деревьями «Леонид Демин» смотрелся как корабль-призрак… Внутри корабля практически везде лежали вещи, оставленные уходившими членами экипажа. В помещении камбуза по-прежнему стояли электрические плиты, на которых готовилась еда для исследователей и матросов, и мебель. Там же валялись разбитые тарелки и погнутые ложки. Практически во всех помещениях стояли новенькие огнетушители и висели не тронутые никем пожарные шланги. В гигантском помещении, служившем ангаром для вертолета и одновременно спортзалом, под потолком уцелела баскетбольная корзина. То тут, то там валялись книги и журналы самого различного содержания: от «Роман-газеты» за сентябрь 1988 года до Гражданского кодекса России.

Сложно представить себе, какой вред окружающей среде может причинить судно, из-за запасов горючего являющееся по сути бомбой замедленного действия.

Сергей Андреев

Фото автора

12.10.2015