Требуем равноправия!

Бесстрашные дамы готовы были подняться в воздух, лишь бы отстоять свои права

В начале прошлого века весь, как сегодня говорят, цивилизованный мир был охвачен женским движением под лозунгом «За равные права!». При этом отменные успехи дам в спорте становились одним из доказательств справедливости женского движения.

В компании с «французским дьяволом»

Дамы преуспевали во многих видах спорта, не только в конькобежном, но и в лаун-теннисе, гимнастике, а также в «покорении воздуха». В мае 1914 года в Петербурге и Москве были проделаны первые «мертвые петли» с пассажирами, и в обоих случаях ими были отважные женщины.

В Москве такой пассажиркой оказалась некая жена миллионера Попова, которая поднялась в воздух вместе с авиатором Васильевым - тем самым, который в 1911 году совершил первый перелет из Петербурга в Москву. По словам Васильева, он был поражен самообладанием и храбростью госпожи Поповой.

А в Петербурге в те же дни во время 4-й Авиационной недели Анастасия Андреевна Кузьмина-Караваева составила компанию известному авиатору французу Пуарэ, который считался «мастером воздушного танго», «королем воздуха». Он проносился буквально над самыми головами зрителей и снова взмывал в небеса, за что его прозвали «французским дьяволом». Дамы со страхом закрывали глаза, да и мужчин пугали рискованные полеты француза. Авиатор даже танцевал в воздухе, раскачивая свою машину из стороны в сторону.

Полет вниз головой

«Давно всем известна неустрашимость русских женщин, - писал современник, - и когда Пуарэ объявил, что хочет сделать «мертвую петлю», имея пассажиркой русскую женщину, то за один день получил более тысячи предложений. Честь проделать «мертвую петлю» выпала госпоже Кузьминой-Караваевой. Без страха уселась она в аппарат, и через несколько мгновений она уже носилась в поднебесье во власти «короля воздуха». А тот, достигнув высоты триста метров, проделал одну за другой несколько «мертвых петель».

Отважная петербурженка принадлежала к высшему свету Петербурга: она была супругой генерал-майора А. Д. Кузьмина-Караваева и дочерью генерала от инфантерии, члена Государственного совета А. Н. Селиванова. Как оказалось, на самолете она летала впервые.

«Полетами авиаторов я интересовалась уже давно и все время таила мечту полететь с кем-нибудь из известных завоевателей воздуха, - заявила она после полета. - Полет вниз головой длился всего несколько секунд, но сколько нового, захватывающего он дал мне. Могу только сказать, что приятное чувство у меня чередовалось с тяжелым»…

Отважные автомобилистки

Принимали женщины участие и в набиравшем популярность автомобильном спорте. Летом 1910 года с успехом заявила о себе княгиня Долгорукая, принимавшая участие в автопробеге Киев - Москва - Петербург. За границей автомобилисток было гораздо больше, а в 1911 году в Берлине на мотодроме женщина установила дамский рекорд скорости - 135 верст в час.

Впрочем, со временем женщины уверенно сели за руль автомобиля и участвовали во многих популярных в предвоенное десятилетие автопробегах. К примеру, осенью 1936 года в Москве стартовал женский автомобильный пробег «имени сталинской конституции». Ровно через два месяца 15 машин финишировали там же, в Москве. Среди отважных участниц пробега, в течение 45 ходовых дней покрывших свыше 10 тысяч километров, были три ленинградки.

Газеты сообщали их имена: участница двух всесоюзных конкурсов на лучшего водителя работница Автотранспортного управления Ленсовета Екатерина Зиновьева, стахановка 1-й автобазы Ленинградского гостреста хлебопечения Анна Виноградова и молодая ударница Антонина Максимова. За блестящую спортивную победу все они были отмечены наградами: Зиновьеву наградили орденом «Знак почета», а Виноградову и Максимову - почетными грамотами ЦИК СССР.

Сергей Глезеров

Фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов
Санкт-Петербурга

12.10.2015