Требуем равноправия!
Бесстрашные дамы готовы были подняться в воздух, лишь бы отстоять свои права
В начале прошлого века весь, как сегодня говорят, цивилизованный мир был охвачен
женским движением под лозунгом «За равные права!». При этом отменные успехи
дам в спорте становились одним из доказательств справедливости женского движения.
В компании с «французским дьяволом»
Дамы преуспевали во многих видах спорта, не только в конькобежном, но и в лаун-теннисе,
гимнастике, а также в «покорении воздуха». В мае 1914 года в Петербурге и Москве
были проделаны первые «мертвые петли» с пассажирами, и в обоих случаях ими были
отважные женщины.
В Москве такой пассажиркой оказалась некая жена миллионера Попова, которая
поднялась в воздух вместе с авиатором Васильевым - тем самым, который в 1911
году совершил первый перелет из Петербурга в Москву. По словам Васильева, он
был поражен самообладанием и храбростью госпожи Поповой.
А в Петербурге в те же дни во время 4-й Авиационной недели Анастасия Андреевна
Кузьмина-Караваева составила компанию известному авиатору французу Пуарэ, который
считался «мастером воздушного танго», «королем воздуха». Он проносился буквально
над самыми головами зрителей и снова взмывал в небеса, за что его прозвали «французским
дьяволом». Дамы со страхом закрывали глаза, да и мужчин пугали рискованные полеты
француза. Авиатор даже танцевал в воздухе, раскачивая свою машину из стороны
в сторону.
Полет вниз головой
«Давно всем известна неустрашимость русских женщин, - писал современник, -
и когда Пуарэ объявил, что хочет сделать «мертвую петлю», имея пассажиркой русскую
женщину, то за один день получил более тысячи предложений. Честь проделать «мертвую
петлю» выпала госпоже Кузьминой-Караваевой. Без страха уселась она в аппарат,
и через несколько мгновений она уже носилась в поднебесье во власти «короля
воздуха». А тот, достигнув высоты триста метров, проделал одну за другой несколько
«мертвых петель».
Отважная петербурженка принадлежала к высшему свету Петербурга: она была супругой
генерал-майора А. Д. Кузьмина-Караваева и дочерью генерала от инфантерии, члена
Государственного совета А. Н. Селиванова. Как оказалось, на самолете она летала
впервые.
«Полетами авиаторов я интересовалась уже давно и все время таила мечту полететь
с кем-нибудь из известных завоевателей воздуха, - заявила она после полета.
- Полет вниз головой длился всего несколько секунд, но сколько нового, захватывающего
он дал мне. Могу только сказать, что приятное чувство у меня чередовалось с
тяжелым»…
Отважные автомобилистки
Принимали женщины участие и в набиравшем популярность автомобильном спорте.
Летом 1910 года с успехом заявила о себе княгиня Долгорукая, принимавшая участие
в автопробеге Киев - Москва - Петербург. За границей автомобилисток было гораздо
больше, а в 1911 году в Берлине на мотодроме женщина установила дамский рекорд
скорости - 135 верст в час.
Впрочем, со временем женщины уверенно сели за руль автомобиля и участвовали
во многих популярных в предвоенное десятилетие автопробегах. К примеру, осенью
1936 года в Москве стартовал женский автомобильный пробег «имени сталинской
конституции». Ровно через два месяца 15 машин финишировали там же, в Москве.
Среди отважных участниц пробега, в течение 45 ходовых дней покрывших свыше 10
тысяч километров, были три ленинградки.
Газеты сообщали их имена: участница двух всесоюзных конкурсов на лучшего водителя
работница Автотранспортного управления Ленсовета Екатерина Зиновьева, стахановка
1-й автобазы Ленинградского гостреста хлебопечения Анна Виноградова и молодая
ударница Антонина Максимова. За блестящую спортивную победу все они были отмечены
наградами: Зиновьеву наградили орденом «Знак почета», а Виноградову и Максимову
- почетными грамотами ЦИК СССР.
Сергей Глезеров
Фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов
Санкт-Петербурга