Юрий Соломин: «Рекламная пауза затмила искусство!»

Знаменитый артист считает, что многие современные фильмы можно смотреть только по направлению врачей

Вот уже 18 лет Юрий Соломин стоит у руля прославленного Государственного академического Малого театра. При этом он умудряется сниматься в кино и даже в сериалах. В свои 70 Юрий Мефодьевич в потрясающей форме - бодр, энергичен, элегантен и мудр.

У «Московской саги» был другой финал

- Телесериал «Московская сага», где вы сыграли роль профессора Градова, получил самые высокие рейтинги, но вот профессионалы оказались далеко не в восторге. Например, Михаил Козаков довольно резко отозвался о сериале, отказав ему в художественных достоинствах. Что вы можете сказать в защиту этого фильма?

- Это очень нужный фильм. В последнее время я не так часто снимаюсь. Соглашаюсь играть только то, что мне ложится на ум, на сердце. Тему большой семьи, преемственности, сталинских репрессий я хорошо знаю и могу сказать, что в фильме все это отражено честно, без купюр. Правда, очень жаль, что смазан финал. Он был совершенно другим. На съемках я шел к этому финалу, но, к сожалению, не смог его отстоять. Финал должен был быть таким: цветущее поле, кресло, в нем сидит Градов. И к нему навстречу по полю бегут все убитые родственники...

- Вам часто предлагают роли такого же уровня, как роль профессора Градова?

- Нет. Это очень редкий материал. Я не против детективов, сам в свое время снимался, но все хорошо в меру. Сейчас же с телесериалами происходит что-то невероятное! В каждой серии семь минут из пятидесяти уходят на рекламу. Режиссеры уже так наловчились, что еще на съемках рассчитывают, после какой сцены пойдет реклама. Я смотрю на все это безобразие и думаю: а ведь так мы дойдем до того, что и во время спектаклей будем делать рекламные паузы!

- Почему вы отказались сниматься в продолжении сериала «Родина ждет»?

- Прочитав довольно качественный сценарий, я сначала согласился, но потом узнал, что поменяли режиссера. Это меня отпугнуло. Прежнего режиссера - Олега Погодина - я хорошо знаю. С новым режиссером все пришлось бы начинать с нуля, а значит, опять что-то доказывать, ругаться. Зачем мне это, да еще в такой ответственный для нашего театра сезон? Ведь этот сезон для Малого театра - 250-й, юбилейный.

Голых задниц в моем театре не будет!

- На основной сцене вашего театра вот уже больше десяти лет идет только классика… Почему вы устранились от современной жизни?

- Неужели вам мало современности на телевидении?! Вот когда в современных пьесах прекратят выражаться нецензурно, перестанут раздеваться чуть ли не догола, тогда мы изменим свое отношение к ним. Однажды, еще в советское время, я был на Западе. Так получилось, что в одном зале кинотеатра шел наш фильм, в другом - «Эммануэль».

Журналисты бегали из одного зала в другой, а потом стали спрашивать меня: почему в том фильме ЭТО есть, а у нас - нет. Я им сказал: «Тот фильм для больных людей! И в тот зал билеты нужно не продавать, а раздавать по рецепту врача». Вот теперь и мы дожили до того, что на многие отечественные фильмы нужно пропускать по направлению врача.

Так что, будет хорошая современная пьеса - возьмем. Не будет - продолжим черпать из классики. Такая драматургия требует огромных душевных затрат - и режиссерских, и актерских. Классика бесценна, она останется современной и через сто лет, и через двести пятьдесят. Но голых задниц в моем театре не будет!

- Трудное это дело - быть хранителем традиций?

- Я думаю, это намного сложнее, чем ломать. Я не понимаю тех деятелей, что издеваются над классикой. Чеховскую «Чайку» теперь могут назвать «Почему застрелился Константин», а «Лес» Островского - «Нужна драматическая актриса»… И это не анекдот! Я сам видел эти спектакли!

Сейчас почему-то считают, что актеры могут не выговаривать роль громко и четко, блатной язык стал чуть ли не нормой. Только не в Малом! Чтобы сохранить традиции русского национального театра, нам пришлось многое пережить. Нас мордовали, ругали, обзывали, но мы не отдали ни пяди своего театра. И это моя гордость.

Мой талисман - галстук Ильинского

- Юрий Мефодьевич, вы по-прежнему заядлый автомобилист?

- Да, я - водитель с 30-летним стажем. Правда, последние два года езжу с водителем, но по-прежнему в курсе проблем и забот братьев-автомобилистов. Вот построили в Москве третью кольцевую дорогу, но «забыли» сделать развязки и только теперь спохватились, когда пробки стали жуткими! И еще - на дорогах появилось слишком много больших машин.

Это у богатых считается очень престижным. Я недавно был в гостях у очень богатых людей в Италии, мы заговорили на эту тему, и они предложили: «Хотите, покажем вам нашу машину!» И показали… что-то похожее на «Запорожец».

- А вы сами на каком автомобиле ездите?

- У нас в театре «форды», небольшие, очень удобные.

- У вас есть свой актерский талисман?

- Да, это галстук, подаренный знаменитым актером Игорем Ильинским. Точнее, его женой - Татьяной Александровной Еремеевой. Я играл в «Дяде Ване» и никак не мог подыскать галстук василькового цвета, который был описан у Чехова. Попадались все какие-то синие, бирюзовые, в полосочку. А тут Татьяна Александровна подошла ко мне на репетиции и сказала: «Посмотрите, вот галстук Игоря Владимировича - вдруг подойдет?» Он подошел идеально! С этим галстуком я полмира объездил. И теперь, собираясь на гастроли, не забываю спросить костюмера: «Как там галстук Ильинского?» И на душе сразу становится спокойнее.

Маклай стал популярнее хозяина

- Ваша четырнадцатилетняя внучка Саша стала лауреатом молодежной премии «Триумф», разделив успех вместе с Земфирой, Маратом Башаровым и пополнив свой бюджет двумя с половиной тысячами долларов…

- Она всерьез занимается музыкой, была самой маленькой участницей концерта «Солисты XXI века», сейчас с успехом выступает в Москве и Лондоне. Саша выбрала свою дорогу сама. Она хорошо играет, я обожаю ее слушать. Надеюсь, из нее вырастет серьезный музыкант и непременно интеллигентный человек.

- В вашем доме живут четыре собаки. Расскажите о них!

- С удовольствием! Терьер Ляля у нас в семье самая старшая, ей тринадцать лет. Мушка, Лялина дочка, до мамы породой недотягивает - не шпиц, не терьер, в общем, непонятно кто! Потому что папа был непородистый. Но все равно Мушка любимая! Яшка тоже неблагородных кровей - дворняжка. Мы нашли его замерзающим, отогрели и оставили жить в доме. Четвертый в стае - Маклай, немецкая овчарка. Самая породистая и самая знаменитая собака. Почему знаменитая? Так Маклай же у нас актер, в кино снимался! Помните, в

«Московской саге» такая большая черная собака бегала... Вот это и есть мой Маклай. Однажды забавный случай с ним вышел. Гуляю как-то я с Маклаем. Останавливается прохожий: «Ой, неужели та самая собака из «Московской саги»?!»

При этом на меня - ноль внимания. Как будто меня нет рядом! Вот, Маклай, говорю, это и есть успех. Скоро будешь автографы раздавать!

Михаил АНТОНОВ

Фото
Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015