«Синий платочек» написал враг СССР?

Автором музыки знаменитых советских шлягеров был поляк-антисоветчик Ежи Петерсбурский

24 марта музыкальная общественность России отметила 100-летие народной артистки Советского Союза Клавдии Шульженко. О судьбе Клавдии Ивановны мы знаем если не все, то очень многое, но вот о композиторе, написавшем музыку одного из ее самых известных песенных шедевров - «Синий платочек», - практически ничего. А ведь он был автором не только «Синего платочка», но и знаменитого в нашей стране танго «Утомленное солнце», от которого до сих пор приходит в ностальгический восторг старшее поколение россиян.

Юный вундеркинд

Автором этих песен был Ежи Петерсбурский - композитор, пианист, легенда польской эстрадной музыки. В советское время его почему-то называли Юрием Петербургским, и только недавно его истинное имя было восстановлено.

Ежи родился 20 апреля 1897 года в Варшаве. Уже в четыре года играл на рояле. В пятнадцать лет давал концерты. Он закончил Варшавскую консерваторию, где учился у профессоров Антония Сигиетинского и Александра Михаловского, а позже Венскую консерваторию, где его преподавателем был профессор Артур Шнабла. Талант Ежи Петерсбурского высоко оценил выдающийся композитор Имре Кальман, подсказав молодому человеку, что ему нужно заняться сочинением эстрадной музыки. Будущее показало, что «король оперетты» был абсолютно прав.

В молодые годы Ежи Петерсбурский совмещал сочинение эстрадных песен с выступлениями в кабаре и небольших театриках, расположенных в самом центре Варшавы, таких как «Мираж», «Черный кот», «Морское око». Тридцатилетний композитор сочинял одну модную песенку за другой, и они тут же становились, как сейчас говорят, хитами.
Чаще всего это были лирические танго на стихи Анджея Власты. Например, для певицы Веры Бобровской он написал танго «Уж никогда». Его танго «Ты и эта гитара» исполнял популярный русский певец Петр Лещенко.

В 1928 году он написал для Станиславы Новицкой лучшую песню своей жизни - «Танго Милонга», которое под названием «О! Донна Клара» завоевало мировую славу и принесло ему титул «Король танго». К этому времени в своем композиторском багаже Ежи Петерсбурский уже имел две оперетты - «Возлюбленная с экрана» и «Роберт и Бертрам» и музыку к трем кинофильмам: «Королевское предместье», «Что мой муж делает ночью?» и «Счастливое число 13».

«Песня о юге»

В варшавском кабаре «Адрия» Петерсбурский выступал с оркестром около восьми лет. К этому времени относится создание танго на слова Зенона Фридвальда «Это последнее воскресенье». В 30-х годах прошлого века эта мелодия (я подчеркиваю - только мелодия) Ежи Петерсбурского получила в нашей стране очень большую известность и исполнялась в самых различных аранжировках и на разные русские тексты, ничего общего не имеющие с польским оригиналом - стихами польского поэта Фридвальда.

Самой первой записью этой мелодии на грампластинку в 1936 году была «Песня о юге» на стихи поэтессы Асты Галлы в исполнении Клавдии Шульженко.

В ней говорилось о курортном романе в далеком черноморском Мисхоре. Вокальный джаз-квартет Александра Рязанова 19 мая 1938 года записал на пластинку танго Петерсбурского «Листья падают с клена - значит, кончилось лето…» на слова А. Волкова. Участники квартета считали, что их текст наиболее соответствует характеру мелодии, их совершенно не заинтересовало содержание стихотворения Фридвальда.

Но самую большую популярность завоевало танго Петерсбурского на стихи И. Альвека в исполнении джаз-оркестра Александра Цфасмана. Первый раз его спел солист оркестра Павел Михайлов. С этого момента за мелодией Петерсбурского прочно закрепилось название «Утомленное солнце».

Русский транзит

В 1939 году, когда гитлеровские войска вошли в Польшу, композитор успел перебраться в нашу страну вместе со своим джаз-оркестром. Его концерты в разных городах нашей страны пользовались огромным успехом. Он много сочинял, например, его перу принадлежит танго «Маленькое счастье» на слова П. Бернадского, специально написанное для нашей знаменитой исполнительницы романсов Изабеллы Юрьевой.

...В весенний день 1940 года в номере столичной гостиницы «Москва» всего за полчаса родился прекрасный вальс. На следующий день поэт Яков Галицкий, не пропускавший ни одного концерта оркестра Петерсбурского, написал на эту музыку стихи. А вечером того же дня солист оркестра Станислав Ляндау впервые спел:

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч…

Слова и музыка были весьма незатейливы, но столько в этой песенке таилось грусти и лиризма, что слушатели приняли ее сразу. А через некоторое время на прилавках ленинградских магазинов появился диск с записью Екатерины Юровской, изданный ленинградской фабрикой граммофонных пластинок. В Москве «Синий платочек» записали на пластинки Изабелла Юрьева и Лидия Русланова.

Клавдия Шульженко вскоре тоже включила «Платочек» в свои концерты, но текст Якова Галицкого ее не удовлетворял. И тут в дело вмешался Его Величество Случай. Во время войны, весной 1942 года, фронтовой джаз-ансамбль, которым руководили Клавдия Шульженко и ее муж Владимир Коралли, прибыл по Дороге жизни из блокированного Ленинграда в Волхов. После первого же концерта к Клавдии Ивановне подошел молоденький лейтенант из газеты «В решающий бой» 54-й армии и, краснея, протянул листок со словами: «Вот, я тут написал новые слова к «Синему платочку». Посмотрите, может быть, вам понравятся». Внизу стояла подпись: «Михаил Максимов».

На следующий день, 12 апреля 1942 года, на концерте в железнодорожном депо Волхова состоялась премьера песни со знаменитыми теперь строчками: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…». А уже через несколько месяцев песню про синий платочек подхватили на всех фронтах.

Возвращение на родину

Мало кто знает, как сложилась дальнейшая судьба автора этой знаменитой песни. Во время войны на территории Советского Союза была сформирована польская армия, которой командовал генерал Андерс. В эту армию в полном составе был принят оркестр Ежи Петерсбурского. В 1943 году армия Андерса, подчиняясь приказу польского правительства, находившегося в Лондоне, через Иран ушла из Советского Союза и влилась в состав британских войск.

Ежи Петерсбурский прошел со своим оркестром всю войну, выступал перед польскими солдатами. После окончания войны «король танго» не захотел возвращаться в советскую Польшу и поселился в Каире, где вел программу «Польский час» на местном радио и выступал с концертами.

В 1947 году Петерсбурский уехал в Аргентину, где стал главным дирижером театра El Nacional в Буэнос-Айресе. Дирижировал мюзиклом My fair Lady, выезжал на гастроли в Венесуэлу и Бразилию. Многие считали его ярым антисоветчиком, чуть ли не врагом СССР.

Только через 20 лет, в 1967 году, правительство Польши разрешило ему вернуться на родину. По приезде в Варшаву Петерсбурский женился на известной польской певице Сильвии Клейдиш, и в 1969 году у звездной пары появился сын, тоже Ежи.

Ежи Петерсбурский ушел из жизни 7 октября 1979 года в возрасте 82 лет.

Но его песню «Синий платочек» (по-польски Niebieska Chusteczka, текст А. Тура) с удовольствием поют не только в России, но и в сегодняшней Польше.

Георгий ГОЖЕВ

12.10.2015