Машину фантомаса в кино больше не снимают
Два десятка лет петербуржец Никита Коляго собирает ретроавтомобили
За рулем житель Петербурга Никита Коляго провел практически всю
жизнь и на собирателя престижных иномарок не похож совершенно. Тем не менее
в его коллекции ретроавтомобилей, которая хранится под самым обычным навесом
на одном из питерских предприятий, есть самые настоящие шедевры, которые регулярно
используются для киносъемок. Другого такого собрания на северо-западе России
просто нет.
Ретроавтопарк
Собирателей редкой техники чаще всего представляют богатыми коммерсантами,
а то и вовсе бандитами, которым просто некуда девать деньги. В отличие от них
Никита Коляго работает простым водителем. Страсть к старинной технике у него
появилась еще в детстве благодаря брошенной немецкой машине, которая ржавела
в его дворе. Так или иначе, но с автомобилями оказалась связана вся дальнейшая
жизнь Никиты. Три года он даже отработал инспектором ГАИ. А в 1985 году стал
собирать ретротехнику, отдавая предпочтение немецким машинам и старым советским
авто. Сейчас простой питерский шофер стал обладателем автопарка, о котором мечтал
бы любой европейский коллекционер.
Автомобиль фашистских генералов
Предмет особой гордости Никиты Коляго - крупный «Опель-адмирал»
1937 года выпуска. В фашистской Германии такой автомобиль являлся знаком принадлежности
к армейской верхушке. На таких возили генералов и адмиралов гитлеровской армии,
а также высший состав СС. Машина с огромным салоном запросто развивала скорость
до 200 километров в час.
Сейчас этот шедевр находится не в самом лучшем виде. Коллекционеру
он достался практически даром. Необычная машина прошла с немецкими военачальниками
всю войну, а затем попала в нашу страну как трофей. На нее успели переставить
мотор от 21-й «Волги», после чего ее фактически бросили на улице и сгноили.
Тем не менее Никита Коляго не теряет надежды восстановить уникальный автомобиль
и проехать на нем по питерским улицам.
Машина для немецких олигархов
А вот автомобиль, на которых колесили по Европе немецкие промышленники
тех времен, уже восстановлен и находится на ходу. «Штойвер» 1940 года выпуска
обошелся Никите Коляго в 3 тысячи долларов. Такая машина в наши дни уникальна
даже для Германии. Как ни странно, но суровые военные годы автомобили, использовавшиеся
в армии, пережили лучше гражданской техники. До начала ХХI века дожили всего
несколько «Штойверов». К слову, Никита Коляго - обладатель единственной машины,
снабженной помимо всего прочего откидным верхом. Немецкие коллекционеры ретротехники,
с которыми петербуржец постоянно переписывается, такие машины видели только
на фотографиях. Стоимость раритета измерить в деньгах практически невозможно.
Немцы ковали «Победу» для китайцев
Советские послевоенные машины пользуются у коллекционеров такой
же любовью, как немецкие довоенные. Тем более что при близком изучении продукции
советских заводов совершенно ясно видно, что наши машины просто копировались
с немецких аналогов. «Опель-капитан» 1939 года выпуска, к примеру, прошел всю
войну. Никите Коляго даже пришлось заваривать в его корпусе отверстия от пуль.
«Опель-капитан» у него арендовали для съемок знаменитого фильма «Закат» о падении
Берлина. То, что именно эта машина стала прообразом нашей «Победы», может заметить
даже непрофессионал. Более того, на первые экземпляры «Победы» шли запчасти
с трофейной техники. Прообразом «ведра с гайками» - «Москвича», который также
имеется в коллекции Никиты, - стал знаменитый «Опель-кадет». Изделия советских
автозаводов, однако, не пережили послевоенных десятилетий. Если немецкие иномарки,
сделанные из крупповской стали, могут простоять на открытом воздухе еще полвека,
то наши автомобили гниют с потрясающей быстротой. «Жигули» первых выпусков превратятся
в груду ржавого металла в течение нескольких лет. Тем не менее питерскому коллекционеру
удалось сохранить для потомков знаменитую «Победу М-20». Именно такие машины
Советский Союз поставлял в Китай. Китайцев особенно привлекало сочетание серого
и синего цветов в одном автомобиле. Вот и выходит, что «Победу» для китайцев
ковали на фашистских заводах.
На таких летал Фантомас
Только в коллекции Никиты Коляго можно увидеть автомобиль, запомнившийся
всем по съемкам знаменитого фильма о Фантомасе. В Петербурге такой всего один.
В кино у новенького «Ситроена DS-19» неожиданно появились крылья, а затем машина
взмыла в небо, оставив преследователей-полицейских на земле.
Для киносъемок в России использовать уникальный автомобиль пока
не пытался никто. В нашу страну «Ситроен» пригнали еще в 1960-е годы. Представьте
себе, для наших дорог такое авто подходит идеально. С потрясающей легкостью
французская машина пробирается по бездорожью и даже скорость большую при этом
сохраняет. Трамвайные же рельсы на ней можно переехать, даже не заметив преграды.
Цена же «Ситроена», на котором летал Фантомас, измеряется десятками тысяч долларов.
Свадьба на ГАЗе
Гораздо чаще кинорежиссеров к собирателям ретротехники обращаются
молодожены. Совершенно свободно любой желающий может заказать для свадьбы «Чайку»
или «ЗИЛ» - «членовоз», доступный в прежние времена лишь партийной элите. Есть,
однако, и поклонники экстремальной техники. Несколько лет назад в Петербурге
нашлась пара, которая предпочла роскошной машине обычный «газик».
Уникальную по проходимости машину Никита Коляго практически собрал
собственными руками. В таком виде «советский джип» выпускался в 1967 году. Проходимость
машины достойна особого упоминания, правда, на городской улице она смотрится
как динозавр, прорвавшийся сквозь пелену веков. Именно на такой ретротехнике
предпочли прокатиться в день свадьбы знакомые коллекционера, также интересующиеся
старинными авто. Невесте в традиционном белом платье с огромным трудом удалось
забраться в салон через маленькую дверь, никак не предназначенную для таких
нужд. Зато на фоне роскошных иномарок у Медного всадника нестандартная процессия
смотрелась настолько необычно, что с женихом и невестой стали фотографироваться
туристы. Такую свадьбу и в самом деле забыть невозможно.
Для молодоженов и Шнура
К сожалению, таких экстремалов в Петербурге немного, чаще всего
народ заказывает автомобили бывших партийцев. День езды на «ГАЗ-13» образца
1972 года обойдется вам приблизительно в 300 долларов. Любят прокатиться на
таком автомобиле и продвинутые новые русские. Может быть, поэтому и стоят машины
от 45 тысяч долларов.
Один из «членовозов» - семиместный черный «ЗИЛ» с прекрасно отделанным
салоном - у собирателей купил Сергей Шнуров, также питающий страсть к ретротехнике.
Пробел в коллекции, однако, удалось восполнить довольно быстро. Совершенно случайно
в руки коллекционера попал точно такой же «ЗИЛ», некогда принадлежавший Новгородскому
обкому партии. Собиратель заметил машину на улице в потоке транспорта, поехал
следом и уговорил хозяина продать такой раритет.
По подсчетам коллекционеров, сейчас в Петербурге осталось не более
двухсот антикварных автомобилей, а в России в целом не более тысячи.
Сергей Андреев
Фото автора
















