Солдата пытали серной кислотой

Полковника, превратившего мальчишку в раба, наказали штрафом 50 тысяч рублей

Интереснейший судебный процесс начнется 13 июля в Окружном военном суде.  Судьям в форме предстоит рассмотреть кассационную жалобу солдата Антона Шалаева. Командир - полковник Военной академии тыла и транспорта Алексей Попов - отдал его во временное пользование другу. На даче гражданского лица Шалаев стал самым настоящим рабом, которого не кормили, избивали, а в конце концов еще и покалечили. Санкт-Петербургский военный гарнизонный суд, рассматривавший дело в первой инстанции, признал полковника-оборотня виновным в превышении должностных полномочий и наказал... штрафом 50 тысяч рублей. Более того, осужденный не только не лишился звания, но и остался в своей должности и командует солдатами до сих пор.

Батальон обеспечения дачи

Служба для Антона началась не так уж и плохо. Идти в армию ему, конечно, не хотелось, однако уклоняться от службы он не стал. Наоборот, очень обрадовался, когда узнал, что служить попадет не куда-нибудь, а в Петербург - в батальон обеспечения Военной академии тыла и транспорта (ВАТТ). (Сразу же напрашивается аналогия с Челябинском, прославившимся жуткой историей издевательств над рядовым Андреем Сычевым.)

Первые полгода, по словам Антона, проблем не было - солдат никто не напрягал. Не совсем ясно, правда, зачем вообще их прикомандировали к военной академии. Ведь значительную часть работ выполняли молодые курсанты. Как и в Челябинске, в ВАТТ создавалась прекрасная почва для злоупотреблений служебным положением, которая и породила преступление. Радикальные перемены в жизни солдата Шалаева начались, когда командиром батальона обеспечения стал полковник Алексей Попов, переведшийся из другой части. Он-то и отправил Антона на дачу - якобы для дальнейшего несения службы.

Генерал в рваной майке

Далеко не прекрасным летним днем Антона Шалаева посадили в машину и отвезли к особняку, окруженному высоким забором с колючей проволокой. Далее офицер сдал солдата мужчинам, охранявшим дачу. Они и поведали Антону, в чем будут заключаться его дальнейшие обязанности, - провели экскурсию по даче, показали кроликов, кур, гусей и свиней, за которыми нужно ухаживать, а также только что начавшуюся стройку хозблока.

Вскоре Антон познакомился и с хозяином дачи. О том, что рабовладельца зовут Сергей Тонков, он узнал гораздо позже, уже в ходе предварительного следствия. С самого начала мужчина, ходивший по даче в рваной майке и спортивных штанах, заявил, что называть его нужно не иначе как «товарищ генерал». Уголовное дело в отношении дачного «генерала» до сих пор расследует обычная - гражданская, а не военная прокуратура. Ведь никакого отношения к воинской службе самозванец в рваной майке не имел. Это, однако, не мешало ему вести себя как настоящему военному - истошно брызгая слюной, избивать солдата за то, что тот не столь быстро, как хотелось бы, подбежал к нему или не туда посмотрел. Сопротивляться Антон пытался лишь раз - поставил блок, защищаясь от резиновой дубинки. Тогда Тонков позвал охранников, которые сильно избили парня. Самое ужасное, что вскоре к такому обращению Шалаев привык. Позже на суде Антон легко вспомнил не менее десятка самых ярких сцен избиения. Рассказывал, как его пороли цепью и ею же изуродовали лицо, как били сковородкой так, что у нее отлетела ручка, и много чего еще.

За колючей проволокой

Куда сложнее оказалось привыкнуть к голоду, который постоянно мучил Антона. Сперва солдата кормили, как и положено, три раза в день. Затем два, потом один, а далее и вовсе стали оставлять без еды по нескольку дней. Спать Шалаеву приходилось то в подвале, то на рабочем месте - стройке хозблока. Некоторое время парня подкармливали соседи Тонкова. От них он и узнал, что является далеко не первым рабом на «генеральской» даче. Солдаты, по их словам, не только возвели, но и обслуживали поместье, при этом на них было страшно смотреть.

Неделя шла за неделей, а забирать Антона с нового места службы никто не собирался. Более того, за все прошедшее время его даже с территории дачи не выпускали. Побои и голод подтолкнули парня к побегу. Как-то раз ночью он попытался перебраться через забор с колючей проволокой. Подтянулся, поднялся наверх, прикоснулся к проволоке и... рухнул на землю с дикими криками. По проволоке был пропущен ток, как в самом настоящем концлагере. В ту ночь Антона страшно избили охранники вместе с хозяином дачи. Один из них, улыбаясь, заявил, что предыдущего солдата, того, что был в рабстве до Шалаева, они и вовсе убили.

Раба спасла кислота

Неизвестно, чем закончилась бы эта отвратительная история, если бы не очередная выходка «рабовладельца» Тонкова. В числе прочего Антон ухаживал за кроликами «товарища генерала». 28 июля прошлого года одна из крольчих неожиданно умерла. Обнаружив это, Тонков вышел из себя. Сперва избил Антона, потом хотел закопать его заживо, а потом, как на расстрел, повел к зданию свинарника. Ничего не подозревавший Антон внезапно испытал резкую боль - на него полилась серная кислота. В тот день парень получил химические ожоги шести процентов поверхности тела.

От ожогов изможденный голодом и побоями парень стал терять сознание. Вызывать «скорую» обитатели дачи не стали. Просто
запихнули Антона в машину, отвезли к КПП Военной академии тыла и транспорта и бросили у ворот.

Оттуда в совершенно жутком состоянии Шалаев попал в Клинику военно-полевой хирургии Военно-медицинской академии. Любопытная деталь: как и в случае с Сычевым, правда о случившемся стала известна не сразу. «Добрые» военные с большими погонами долго учили Антона, что именно отвечать на вопросы: говорить, будто сам упал, разбился, пытался как-то помочь себе, схватившись за банку с йодом, им и обжегся (!). Но Антон, оказавшись дома, обо всем рассказал родителям. Появилось уголовное дело в отношении полковника Попова, его даже на несколько дней отправили в изолятор временного содержания, а потом отпустили под подписку о невыезде.

Гримасы правосудия

Приговор в отношении полковника, отправившего солдата в рабство на дачу, военная Фемида вынесла 1 июня этого года. Попова признали виновным в превышении служебных полномочий по отношению к своему подчиненному и покарали штрафом 50 тысяч рублей. И это при том, что полковник до самого конца не признавал своей вины, а государственный обвинитель требовал для него наказания в виде трех лет лишения свободы с лишением права занимать командные должности. Такой вердикт не устроил солдата, прошедшего через все круги ада. Оставаясь на своем командирском месте, Попов может творить беспредел и дальше. Суд же над «дачным генералом» не начался до сих пор. Как и прежде, он живет за высоким забором на даче и наслаждается жизнью.

Сергей АНДРЕЕВ

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

Все имена и фамилии героев изменены.
Любые совпадения случайны.

12.10.2015