Время собирать кирпичи

Петербуржец Олег Вареник за 20 лет собрал уникальную коллекцию троительных материалов

Коллекционеров многие считают людьми не от мира сего. Кто-то собирает марки, кто-то - бабочек, а Олег Вареник из Стрельны коллекционирует... кирпичи. Сейчас в его маленькой квартире хранятся более тысячи кирпичей, из которых при желании можно построить небольшой домик.

В начале славных дел

Необычное увлечение началось 20 лет назад. Именно тогда Олега Вареника заинтересовала история Стрельны. В этом городе до сих пор ходят слухи, что для Большого Стрельнинского дворца, который еще называют Константиновским, Петр I закупал кирпичи в Голландии. Они отличались особой прочностью, и именно поэтому дворец, горевший несколько раз, выстоял.

- Это неправда - кирпичи наши, питерские, - говорит Олег Вареник. - Я нашел документы и воспоминания соратников первого российского императора. В них говорится, что для строительства новой столицы и Большого Стрельнинского дворца Петр построил в Стрельне 16 кирпичных заводов. Именно из этих кирпичей были построены и Константиновский дворец, и Монплезир, и здание Двенадцати коллегий в самом Петербурге. На строительство здания Двенадцати коллегий кирпичи из Стрельны отправлялись на барже. Лучшего места, чем Стрельна, для кирпичных заводов под Питером было не найти. Здесь очень чистая вода, прекрасная глина да и рабочих рук вполне хватало. В XVIII веке эти 16 кирпичных заводов выпускали почти половину всего российского кирпича. За производством кирпича Петр установил строгий надзор. Каждый кирпич обжигали по семь раз и сбрасывали с высоты. Если трескался хотя бы один кирпич, в брак отправлялась вся партия. Именно поэтому стены Константиновского дворца так крепки.

Клейма на них нет!

При жизни Петра, с особым трепетом относившегося к строительству, сохранялась государственная монополия на производство кирпичей. Потом его передали в частные руки. Тут-то, по мнению Олега Вареника, и начался бардак: заводы стали выпускать бракованный кирпич и построенные из них здания рушились как карточные домики. Вот тогда и появились первые кирпичные клейма.

- Те кирпичи, которые мы покупаем сейчас, размокают даже под дождем, - говорит Олег Вареник. - Клейма на них нет, дом рушится, и претензии предъявить некому - завод-бракодел уже исчез. В прежние времена такое тоже случалось. Оттого и стали производители качественных кирпичей ставить на свои кирпичи клейма. Это было фирменным знаком, как теперь говорят, брендом. До революции существовали даже каталоги, по которым любой желающий мог определить, где именно произведен кирпич, из которого построен его дом. Клеймо являлось рекламой и знаком высокого качества.

В поисках старинных кладок

Собирать коллекцию Олег Вареник начал во время водной прогулки по Финскому заливу.

- Мне очень повезло. Я отправился на яхте на форты и увидел в воде кирпичи с клеймами. Во время отлива я вытащил из воды 15
кирпичей и привез их к себе домой в Стрельну. Сначала они хранились рядом с моей яхтой, а потом я перенес их сюда, в музей.
Олег Вареник ищет необычные кирпичи по своей системе - он посещает места раскопок и новостройки.

- Особенно хорошо охотиться за кирпичами было в прошлом году, - вспоминает коллекционер. - Вокруг Петербурга тогда постоянно что-то копали. То и дело из-под земли появлялись старые кладки. В каждой можно было найти особенные кирпичи с уникальными клеймами. Я серьезно пополнил свою коллекцию. С каждого места брал по 2 - 3 кирпича (больше просто не мог унести). Особенно ценные экземпляры удалось найти на даче Кшесинской и на улице Шкапина.

На улице Шкапина коллекционер обнаружил уникальный кирпич с якорем. Как выяснилось, дома в тех местах строило какое-то морское ведомство. Таких кирпичей, по словам Вареника, нет больше ни у одного коллекционера.

Камин для нового русского

При работе с антиквариатом возникает естественный вопрос о его стоимости. Олег Вареник категорически против того, чтобы у экспонатов его музея появились ценники.

- Они ценны не порознь, а в коллекции, - считает он. - Кирпичи с клеймом - это часть нашей истории, в деньгах их оценить невозможно. Это уже не строительный материал, а музейная реликвия. От моих кирпичей идет какая-то особенная энергетика, рядом с ними вы словно переноситесь во времени.

Выяснить, сколько же всего кирпичных клейм существовало в России, Олегу Варенику так и не удалось. Оказывается, наши ученые и инженеры этим вопросом просто никогда не задавались.

Однако в последние годы ситуация изменилась. Клеймеными кирпичами заинтересовались новые русские. В их среде высшим шиком считается соорудить на даче камин из кирпичей 250-летней давности. Сидеть у него особенно приятно, если найти клеймо со своей или хотя бы похожей на нее фамилией. Нашлись и такие, кто пытается строить свои загородные коттеджи целиком из старинных кирпичей.

- Они ведут себя как самые настоящие вандалы, - сокрушается коллекционер. - Как можно из таких кирпичей строить дома! Да, они лучше нынешних, но ведь это же история. Хотя такой беспредел начался еще в советские годы. К примеру, Стрельнинскую судоверфь построили из кирпичей, взятых с разрушенной при бомбежках дачи графа Орлова.

Впрочем, Олег Вареник уверен, что он сохранит свою коллекцию для истории. «Через полвека, - говорит он, - мои кирпичи будут настоящим антиквариатом».

Сергей Андреев

Фото автора и Кирилла Кудрявцева

12.10.2015