Петербург готов встретить императрицу
В Манеже открылась выставка, посвященная эпохе Александра III
28 сентября в северную столицу из Копенгагена прибудет прах Марии Федоровны, супруги Александра III. Прах вдовствующей императрицы будет захоронен в Петропавловском соборе в усыпальнице Романовых. А пока в ее честь в Манеже проходит выставка, посвященная эпохе Александра III. Проследить за трагической судьбой датской принцессы Дагмар, жены русского царя, помогают экспонаты из нескольких музеев Москвы и Петербурга: фотографии, предметы интерьера, одежда и уникальные документы.
Принцесса из Дании
Мария Федоровна, урожденная Мария София Фредерика Дагмар, принцесса датская, взошла на русский престол в 1883 году, когда после трагической гибели Александра II императором стал его сын, Александр III. Время его правления оказалось одним из самых спокойных периодов в отечественной истории, а императрица прославилась как покровительница детских приютов, богаделен, попечительница монастырей.
Благотворительной деятельности она посвятила в общей сложности 36 лет своей жизни. Мария Федоровна овдовела в 1894 году. Не меньшим ударом, чем смерть мужа, для нее стало отречение ее сына, Николая II, от престола. После октябрьского переворота в возрасте 72 лет принцесса Дагмар навсегда покинула Россию и умерла на своей родине - в Дании - спустя девять лет...
Посетителей выставки в Манеже у входа встречает коронационный трон Александра III, украшенный позолоченными фигурами грифонов, царскими вензелями и российским гербом. На этом же троне короновали на царство и Александра II, а к очередной церемонии мастера лишь подновили роскошное кресло.
Наряды венценосной особы
Справа и слева от трона - портреты императора и императрицы, оба - на фоне гатчинского дворца, излюбленной резиденции венценосной четы. Лицо принцессы Дагмар не назовешь канонически красивым, но в нем есть что-то приятное: мальчишеское и в то же время изысканное. Известно, что Александр III, будучи человеком крупного телосложения, всегда питал слабость к маленьким и хрупким женщинам. Такова была и принцесса Дагмар.
Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть роскошные наряды, выставленные в витринах Манежа. Ее крошечные туфли из алого атласа, кажется, могли быть впору лишь ребенку, а многочисленные платья сшиты на самую что ни есть миниатюрную фигуру. На каждый случай у императрицы была специальная одежда: утром она надевала белоснежное платье из невесомого батиста и кружев, а на балах блистала в бархате, шелке и парче. Длина шлейфа одного из платьев - около трех метров.
Помимо одежды на выставке можно увидеть и мебель, находившуюся в кабинете императора и покоях его супруги, а также декоративные элементы интерьера, в том числе изящную каминную решетку, украшенную парой журавлей, и бивни слона, превращенные руками непальского резчика в нечто напоминающее кружева.
Церемонии утверждались на высочайшем уровне
О торжествах, посвященных коронации Александра III, рассказывают не только документы - например, описание этой церемонии в огромном кожаном переплете с золотым тиснением, но и бытовые мелочи, в том числе меню праздничного обеда. В честь восхождения на престол нового царя гостей потчевали холодной стерлядью с гарниром, яблочными пирогами, бараниной, а также «дикой козой» и «сладким хлебным». Церемониям при дворе Романовых уделяли огромное внимание - каждый шаг участника того или иного мероприятия был расписан и утвержден на высочайшем уровне. Чтобы подробно расписать церемониал миропомазания принцессы
Дагмар, ознаменовавший обязательный для нее переход в православную веру, пришлось потратить целую стопку бумаги.
Экспозиция позволяет проследить за основными событиями жизни Александра III и его супруги. В память об отце, убитом народовольцами, в семье Романовых хранилась мемориальная шкатулка. Сквозь прозрачную крышку можно увидеть кусочки дерева и стекла от разбитой взрывом кареты, клочок сукна от мундира, в который был одет император в тот роковой день, а также записки лейб-медиков, оказывавших ему первую помощь.
«Такую жену дай Бог каждому иметь»
На фотографиях из семейного альбома царская семья позирует в традиционной манере: император в мундире, сыновья - в матросских костюмах, дочери - в платьях с оборками и шляпах. Супруги обнимают детей (всего их было шестеро, включая будущего царя Николая II) и выглядят вполне счастливыми. Не случайно Александр III писал в своем дневнике: «Такую жену, как я имею, дай Бог каждому иметь».
Кажется, будто семейное счастье и традиции императорского двора не нарушались ничем - даже воспоминаниями о чудовищном убийстве Александра II, первом серьезном ударе, от которого трон под российскими монархами стал медленно, но верно раскачиваться. Принцессе Дагмар суждено было увидеть его падение, после чего оставаться в стране, которой она отдала 52 года своей жизни, было бессмысленно.
В 1919 году она покинула берега Крыма на борту английского линкора «Мальборо». Но ее прах скоро все же вернется на вторую родину, где до сих пор хранятся свидетельства ее благочестия и альтруизма, а также милые сердцу любой женщины безделушки, которые говорят о ней даже больше, чем официальные документы.
Елена Коневецкая