Николай Черкасов был настоящим слугой народа

Знаменитый актер вытащил из лагерей десятки людей, но при этом никогда не сомневался в правоте Сталина

«Любовь Орлова стояла перед ним на коленях»

Николай Константинович Черкасов родился 27 июля 1903 года в Петербурге, в семье железнодорожного служащего. Учился одновременно в двух институтах: сценического и экранного искусств. Супруга Черкасова, Нина Николаевна Вейтбрехт, с которой он прожил всю жизнь, также была актрисой.

Первой работой Черкасова в кино был немой фильм «Поэт и царь», вышедший на экраны в 1927 году. Всего же на счету актера более тридцати картин и двадцать с лишним лет службы в Александринском театре (в советское время - Театре драмы имени А. С. Пушкина). Перечень наград и званий Николая Черкасова выглядит впечатляюще: пять Государственных премий и одна Ленинская - самая почетная в СССР.

Сын актера, Андрей Черкасов, избрал профессию, далекую от искусства. Он посвятил себя физике, стал доктором наук. Сейчас он работает ведущим научным сотрудником Института особо чистых биопрепаратов. «Если бы я стал хорошим актером, то все говорили бы, что это благодаря отцу, а если плохим - что вероятнее всего, - то мне было бы просто стыдно», - говорит Андрей Николаевич.

Не повлияла на сына Черкасова и артистическая среда. «Моя мать считала, что дети не должны мешать взрослым. Поэтому я, увы, не видел то блестящее общество, которое собиралось у нас дома, - Райкина, Ливанова, Щварца и Германа-старшего. А когда у нас в гостях был знаменитый французский актер Ив Монтан, с которым отец познакомился в Париже, меня вообще отправили подальше от дома». Тем не менее историю о том, как отца уговаривали сняться в картине Георгия Александрова «Весна», он помнит прекрасно.

- Александров и Орлова дружили с отцом, но когда они предложили ему сняться в роли режиссера Громова, он поначалу отказался. - говорит Андрей Николаевич. - Чтобы его уговорить, Орловой пришлось упасть перед ним на колени - настолько важно для нее было сняться с ним в одной картине.

К депутату Балтики обращались прямо на улице

Сейчас немногие помнят о том, что Николай Черкасов был не только актером, но и общественным деятелем, депутатом Верховного Совета. По словам его сына, Черкасов подходил к своей второй работе очень ответственно.

- Я видел отчет о его депутатской деятельности, и он буквально потряс меня, - говорит сын актера. - Согласно ему Черкасов за один только 1939 год принял 2200 человек и рассмотрел 2565 вопросов, относящихся к самым различным сферам жизни - материальной помощи, жилищно-бытовым, судебным, научным и культурным.

- Это только официальные цифры, - считает старший научный сотрудник Музея политической истории России Юрий Соколов. - Нередко люди обращались к Черкасову прямо на улице или в общественном транспорте. Он сразу же доставал записную книжку, заносил в нее фамилию, имя и адрес просящего и приступал к решению его проблемы.

Известны случаи, когда ходатайство Черкасова помогало вызволить людей из лагерей и тюрем. В семейном архиве хранится письмо известного советского художника Евгения Кибрика, в котором он пишет следующее: «12 июля 1942 года меня вызвал начальник следственной части Марининской тюрьмы Новосибирской области и сообщил о том, что принято решение дело мое прекратить и меня освободить. Он добавил, что своим освобождением я обязан депутату Верховного Совета Николаю Черкасову». В своих воспоминаниях знаменитый театральный режиссер Георгий Товстоногов отметил, что если бы все люди, которым помог Черкасов, собрались вместе, пришлось бы арендовать стадион.

- У нас в семье не принято было афишировать то, что отец помогал репрессированным, - говорит сын актера. - Например, я совершенно случайно узнал, что отец помог Николаю Вальяно. Актер был арестован, и по пути в лагерь ему удалось выбросить записку из вагона поезда. Ее кто-то подобрал и передал Черкасову, и отец добился освобождения своего коллеги.

«Он был абсолютно советским человеком»

- Конечно, отец всегда помогал людям, если считал, что они осуждены несправедливо, но никогда не ставил под сомнение правоту Сталина, - говорит Андрей Черкасов. - Он был абсолютно советским человеком, и ХХ съезд стал для него серьезным ударом. Он отказывался обсуждать эту тему и находился в ужасном состоянии.

Пересматривать свои взгляды актер отказывался до самой своей смерти в 1963 году.

- А вот мама, напротив, всегда ненавидела советскую власть, - продолжает Андрей Черкасов. - На этой почве у нас дома часто случались серьезные конфликты.

Что касается самого Андрея Николаевича, то он пытался сопротивляться коммунистической системе. Но конфликтов с отцом у него не возникало - у сына не хватало смелости приставать к отцу с разговорами о политике.

Правда, однажды противоречия между взглядами отца и сына все же всплыли на поверхность.

- Как сейчас помню тот ужасный день, когда я, слушая крамольную передачу Би-би-си, подключил свой радиоприемник к репродуктору на кухне, - рассказывает Андрей Черкасов. - Бедный папа! Он пришел домой и вместо своих любимых новостей родного Ленинградского радио услышал гадости о нашей стране. Послушав, он вышел из кухни, не проронив ни слова...

Проститься с актером пришли тысячи ленинградцев

На выставке можно увидеть экспонаты, рассказывающие не только об актерской, но и о политической карьере Николая Черкасова. Среди них - диплом Гран-при международной выставки искусства и техники в Париже, присужденный фильму «Депутат Балтики» в 1937 году, билет члена КПСС, многочисленные награды. Личное в этих документах тесно переплетается с общественным. Например, в 1941 году на листке из депутатского блокнота Черкасов пишет о рождении сына и размышляет, как его назвать: то ли Андреем, то ли Владимиром. На одной из фотографий Черкасов запечатлен в компании Джавахарлала Неру и режиссера Всеволода Пудовкина, а рядом выставлены забавные фигурки индийцев, привезенные актером из путешествия в Индию. На книге Михаила Булгакова «Драмы и комедии» - дарственная надпись вдовы писателя Елены Сергеевны. Ее расположенность к Черкасову не случайна: в свое время он решил поставить пьесу «Бег», сыграв в ней роль белогвардейского генерала Хлудова. Чтобы «пробить» постановку, он пригласил рабочих Кировского завода и в присутствии министра культуры спросил, нужен ли им спектакль. Рабочие, увидев известного артиста, тут же проголосовали за. После чего запретить «Бег» было уже невозможно...

По свидетельству очевидцев, в день, когда хоронили Черкасова, толпа запрудила всю площадь перед театром, а на Невском остановился общественный транспорт. Траур по Черкасову был всенародным. Без сомнения, как актера его будут помнить значительно дольше, чем как депутата Балтики. Ведь искусство не теряет актуальности даже со сменой государственного устройства.

Ксения Янкович

Фото автора

12.10.2015