Олег Табаков: «Мне дают деньги, потому что не сворую»

Руководитель МХТ им. Чехова считает, что для человека, возглавляющего театр, главное - не валять дурака

На восьмом десятке Олег Павлович Табаков по-прежнему поражает энергией и работоспособностью. На днях он приехал в Питер, причем не только как художественный руководитель МХТ имени Чехова, но и как действующий актер, исполняющий главные роли в нескольких спектаклях. В новом сезоне у Олега Павловича множество планов, связанных и с театром, и с кино, и с личной жизнью...

«Молодая жена тормозит процесс старения»

- Когда вы взяли в жены молодую актрису (Марину Зудину. - М. А.), наверняка нашлись злопыхатели, утверждавшие, что она бездарна, что будет получать главные роли только благодаря знаменитому и влиятельному супругу...

- Марина Вячеславовна полным ковшом хлебнула всего этого «повидла». Только ленивый не пинал ее ногами. А потом как-то в одночасье стали о ней писать все наоборот. Но я-то знал про наличие у нее способностей. Однако не делился этим ни с кем (улыбается).

- Был момент, когда она собиралась вообще уходить со сцены?

- Нет, не собиралась. Она умная! Довольно давно был такой фильм по американской пьесе «Немой свидетель», где она сыграла так, что я сразу подумал: «Тут все предъявлено!»

- Тяжело вам жить и работать вместе?

- Что значит тяжело? Мы любим друг друга! У нас роман был до того, как мы поженились, в течение одиннадцати лет!

- Ваш роман завязался с момента прихода Марины в театр?

- Еще раньше! В театре, может, я на роман бы и не решился. Мы с Мариной познакомились, когда она еще была бесправной студенткой.

- Какие качества вы цените в женщине?

- В женщине я ценю женственность. Хотя у меня нет никаких точных формулировок на этот счет. Я дохожу до этого эмпирическим путем. Одно могу сказать: до Марины у меня был совсем иной ритм смены караула. Помните, Шелленберг, расстреливая очередной раз свою обслугу, называл это сменой караула. Так вот, как только в моей жизни появилась Марина, я прямо-таки перестал себя узнавать. «Теперь я стал не тот, все ми-но-ва-ло!» (Поет хорошо поставленным голосом.)

- Олег Павлович, наша Мариинка отдыхает!..

- Да куда мне, ведь у вас поет Нетребко! Теперь у меня задача, чтобы еще и Ульяне Лопаткиной президентсткую премию дали, и тогда я буду спокоен (Ульяна Лопаткина - прима Мариинского театра. - Прим. М. А.).

- Извините за интимный вопрос: молодая жена прибавляет энергии или, наоборот, отнимает?

- На отсутствие энергии не жалуюсь! Что касается молодой жены, то это сильно тормозит процесс старения. Я ведь из семьи врачей и прекрасно знаю, как увядает плоть. Кстати, я только теперь понял, почему меня так тянет к Антону Павловичу Чехову. Ах, как он это понимал! Хотя сам до остеохондроза не дожил. Помимо жены меня, конечно, подзаряжают энергией мои дети: сын Павел и недавно родившаяся дочка. Знали бы вы, какая это мощная батарея для подзарядки! Я сам этому удивляюсь.

С сексуальной ориентацией у меня все в порядке

- Вы неоднократно говорили о своей приверженности теории малых дел. А что это такое?

- Во-первых, воровать не надо! И тогда у вас будет хорошая репутация. Думаете, почему мне дают деньги бизнесмены на театр?

Не только потому, что у меня узнаваемое лицо и я успешен, а еще и потому, что не сворую. Второе малое дело - не делай вид, что ты - небожитель. А то один мой коллега разбаловался до того, что заявил: «А я напрямую с Господом разговариваю!» Прямо так вот по телевидению и рубит: «Напрямую!» Не надо валять дурака, не стоит блефовать. Человек, возглавляющий театр, должен хотя бы на треть заботиться о своих людях так же, как он заботится о себе. Просто надо помнить, сколько денег ты даешь своей жене на месяц, и предполагать, что другие твои подчиненные примерно так же хотят жить и питаться. Больше никаких малых дел можно не делать! И, конечно, надо помнить, что не на нас жизнь кончается.

- Скажите честно, а не надоело вам всю жизнь помогать другим?

- Так сложилось, что у меня лицо такое. Когда я берусь помогать своим коллегам с жильем или еще чем-то, то с начальством мне легче договориться. У сильных мира сего тоже ведь есть и жены, и дети, а они смотрят телевизор и помнят меня. Однажды я пробился на прием к самому Михаилу Андреевичу Суслову (члену Политбюро ЦК КПСС. - Прим. М. А.), надеясь, что он поможет мне победить чудовище по имени Виктор Гришин (в те времена первый секретарь Московского горкома партии. - Прим. М. А.). Я шел к нему по длинному кабинету и когда подошел, то увидел, что этот уже очень пожилой человек разулыбался и потянулся ко мне рукой, чтобы потрепать меня за щечку... Или дочка Дмитрия Степановича Полянского (еще одного члена Политбюро. - Прим. М. А.) тоже была зрительница, и благодаря этому удалось спасти фильм «Гори, гори, моя звезда!». А генерал армии Филипп Денисович Бобков, заместитель Андропова, не раз помогал нам спасти «Современник».

- А Суслов-то помог победить чудовище из Московского горкома партии?

- Кишка у Михаила Андреевича была тонка против Гришина. Он так и сказал своим тонким голосом: «Не могу! В Москве он хозяин!»

- Но при этом за щечку норовил потрепать! А может быть, надо было к нему прильнуть нежно?

- Я не по этой части! У меня традиционная сексуальная ориентация.

Суета вокруг «народного артиста»

- Олег Павлович, не так давно исполнилось 70 лет с момента учреждения звания «Народный артист СССР». В свое время вы предлагали знаменитым деятелям театра отказаться от звания народного артиста...

- Могу только сказать словами Пастернака: «Но кто мы и откуда, когда от этих лет остались пересуды, а нас на свете нет...» Все это суета сует. В одной из газет я недавно прочитал, что «народный артист СССР» - это не просто звание, а высший титул таланта. Это бред сивой кобылы! Титул таланта - это имя. Иван Москвин, Василий Качалов, Николай Симонов, Женя Лебедев, Павел Луспекаев... Вот и все. И больше ничего не надо.

Помню, как на пленуме правления СТД (Союза театральных деятелей) мы втроем - Марк Захаров, Олег Ефремов и я - попытались сделать бескровную революцию. Поскольку самим садиться на трон было неловко, мы позвали на царствие Михаила Александровича Ульянова. Но, как говорится, и нам кое-что досталось. Я, например, был избран секретарем союза.

И тут же вылез на трибуну и говорю: «Ну давайте откажемся от званий, это же неприлично! Да, Матильда Кшесинская была заслуженной артисткой императорского театра, но у нее были особые отношения с государем. Ну а мы-то что держимся за звания?!» Секунд сорок пять в зале была гробовая тишина. А потом Михаил Александрович сказал: «Ну вот что, товарищи, я объявляю перерыв!» Я тут же полез в бутылку: «Или вы обсуждаете, или я ухожу с должности!» Думал, что они упадут на колени:
«Вернись!» Но когда я выходил из зала, в мою сторону даже никто не посмотрел...

Михаил АНТОНОВ

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015