«Не хотим умереть в Петропавловке!»

Новому директору Музея истории города досталась крепость с 87 «крепостными»

 Увольнение директора Петропавловской крепости Бориса Аракчеева и назначение на его должность Александра Колякина, несомненно, уже в самое ближайшее время принесет в жизнь музея немало перемен. Больше всего их ждут жильцы многострадального дома № 15 на территории Петропавловки, которые уже не первый десяток лет живут на Заячьем острове практически на положении крепостных. Кадровая революция в Музее истории города вдохнула в этих людей новые надежды...

100 лет без капремонта

Дом № 15 на территории Петропавловки - единственное жилое здание на всем Заячьем острове. Днем и ночью здесь кипит обычная жизнь, далекая от музейных дел. Гуляют мамы с колясками, спешат на работу люди, собирается на посиделки молодежь. Трудно поверить, что все это происходит прямо по соседству со знаменитыми историческими зданиями. Немногочисленные туристы, которые изредка по ошибке забредают в жилой квартал Заячьего острова, приходят в неописуемый восторг. Жить прямо на территории крепости, в центре города, из окна - вид на Неву!

Но обитатели злополучного дома № 15 этих восторгов не разделяют. Для них жизнь «на берегу пустынных волн» давно превратилась в настоящее мучение. Все 87 петербуржцев, в чьих паспортах стоит штамп о прописке в Петропавловской крепости (именно так, а не иначе!), спят и видят, как переезжают жить на «большую землю».

- Вы только посмотрите, в каких условиях мы здесь живем, - встречают корреспондентов «Смены» жильцы квартиры № 11 Тамара и Андрей Дятловы. - Потолок на кухне весь в протечках, практически дыра образовалась, канализация течет. Дому более 100 лет, и мы не помним, чтобы его хоть раз кто-то капитально ремонтировал. Тут же жить смертельно опасно!

Тамара Дятлова, как и большинство нынешних обитателей Петропавловки, получила жилье в крепости, когда работала в музее. Женщина 15 лет была дворником. Тогда она и не предполагала, что осядет здесь надолго. Вот уже 10 лет Тамара Дятлова не имеет трудового договора с Петропавловкой. Но семью накрепко связал с музеем «жилищный вопрос».

- Мы ведь даже отапливаемся котельной Петропавловки, - рассказывает Андрей Дятлов. - А если трубу дома прорвало или с электричеством проблемы, приходится звонить в администрацию музея и вызывать музейного сантехника или электрика. Мы находимся на балансе их коммунальных служб.

У семьи Дятловых за время «правления» в крепости бывшего директора Бориса Аракчеева накопилось к тому немало претензий.

Тамара Дятлова не может простить бывшему руководителю Петропавловки своих мытарств с пропиской маленького сына Алеши. Женщина утверждает, что потратила на эту процедуру почти год! Дни напролет обивала пороги администрации музея, чтобы добиться приема Аракчеева и получить его подпись на документах.

«Мы живем, как на вокзале»

Бюрократическая волокита и изъяны в работе коммунальных служб - это еще полбеды для 87 «узников» Петропавловки. Как ни крути, а это проблемы всех петербуржцев. Гораздо больше волнует людей, что квадратные метры не являются их собственностью. А это значит, что ни приватизировать, ни продать, ни обменять свое жилье они не могут.

- Я 16 лет нахожусь в разводе со своим мужем, - сетует Екатерина Титова, жительница квартиры на первом этаже дома № 15. - Так мы с ним до сих вынуждены в одной комнате жить! И дети уже взрослые... Прямо как на вокзале живем - ничего здесь нашего нет. Неужели здесь нам и умирать придется?

Екатерина Ивановна живет в Петропавловке 31 год. Когда-то работала в музее смотрителем, сейчас уже на пенсии. Еще несколько лет назад пожилая женщина вела активную борьбу за расселение дома. Писала в разные инстанции, вплоть до Москвы. Но в последние два года почти потеряла надежду на расселение.

В отличие от семьи Дятловых Екатерина Ивановна не держит обид на бывшего директора Петропавловки Бориса Аракчеева. Она считает, что он сделал все, что было в его силах.

Прописка городская, а дом федеральный

«Смена» связалась с бывшим директором Петропавловки Борисом Аракчеевым и попросила объяснить, почему ему все-таки не удалось добиться расселения злополучного дома. Борис Серафимович был откровенен и рассказал нам, что шансы на новоселье у жильцов дома № 15 все же имелись. Но он как руководитель крепости не дал ходу тем программам по расселению, которые шли вразрез с интересами музея.

- Еще в 1990-е годы многие частные инвесторы предлагали на свои средства расселить дом № 15, а взамен получить его в аренду, - говорит Борис Аракчеев. - Однако музей возражал. Наша концепция оставалась неизменной: частных структур на территории Петропавловской крепости должно быть как можно меньше. Я предлагал за 2 - 3 года расселить жильцов на средства музея. Однако поскольку все здания на территории крепости - федеральная собственность, из Комитета по культуре мне пришел ответ, что город не может решить этот вопрос.

Таким образом, «крепостные» Петропавловки стали жертвами правовой коллизии. Будучи городскими жителями и имея городскую прописку, они в то же время живут в доме, который не является собственностью Петербурга.

Проблему можно было бы решить, если бы жилой дом № 15 все-таки в качестве исключения передали Государственному музею истории города. Чтобы донести этот вопрос до федеральной власти, Борису Аракчееву, по всей видимости, не хватило решительности и настойчивости. Может быть, ее хватит у нового директора Александра Колякина? Пока Александр Николаевич только входит в курс дела. Однако уже сейчас очевидно, что вникать в проблему 87 доставшихся ему по наследству «крепостных» все равно придется.

Ольга Рябинина

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015