Эдвин Мартон:«Под мою музыку Плющенко выиграл 12 золотых медалей!»

Венгерский виртуоз играет на скрипке ценой 4 миллиона долларов

2 ноября в «Октябрьском» зале впервые в России с сольным концертом выступит Эдвин Мартон. В его шоу «Страдивариус» примет участие Monte Carlo Orchestra. Обладатель премии «Эмми» как «лучший композитор в спорте», золотой медалист международных конкурсов скрипачей, венгерский виртуоз Эдвин Мартон стал широко известен в России и во всем мире после того, как не только музыкально оформил программы Евгения Плющенко и других наших фигуристов, но даже выходил с ними на лед олимпийского Турина в показательных выступлениях.

Лед - коварная штука

- Эдвин, как вы познакомились с Женей Плющенко, как возникла идея сотрудничества?

- Все началось с того, что я написал музыку для церемонии открытия чемпионата мира по фигурному катанию в Цюрихе. Она так понравилась тренеру Плющенко Алексею Мишину, что он предложил мне сделать что-то специально для Жени. Я горд тем, что под мою музыку Евгений выиграл 12 золотых медалей, а в 2006 году ему покорился золотой пьедестал Олимпийских игр в Турине. Там Женя танцевал под мои интерпретации «Крестного отца» и Tosca, продемонстрировав просто гениальное катание. Моя версия музыки из фильма «Ромео и Джульетта» помогла подняться на высшую ступень пьедестала Татьяне Тотьмяниной и Максиму Маринину.
Специально для Тани и Максима я создал 30 версий «Ромео и Джульетты»!

- После знакомства с Плющенко вы сами начали кататься на коньках?

- У меня серьезная проблема: могу разогнаться, а вот тормозить еще не научился (смеется). Останавливаюсь, только когда на кого-нибудь наезжаю или врезаюсь в бортик. После одного из таких экспериментов я получил травму ноги, лишний раз убедившись, что лед - коварная штука. Поэтому выхожу на лед со скрипкой, но без коньков. Тем не менее я стал страстным болельщиком, смотрю все соревнования по фигурному катанию, даже ношу майку с надписью «Я люблю Плющенко», которую мне подарили его поклонницы.

- Эдвин, а не коробит ли вас, серьезного музыканта, выпускника консерватории то, что на турнирах фигуристов вы превращаетесь в шоумена?

- В мире много хороших музыкантов, но очень важно не только блистательно играть, а еще и уметь, иметь шанс донести свою музыку до широкого слушателя. Особенно такую музыку, которую играю я, потому что классические музыканты говорят, что это не классика, поп-артисты утверждают, что это не «поп», и мне совсем непросто быть «белой вороной». Гнуть свою линию в одиночку трудно, поэтому для меня большое счастье, что меня пригласили на Олимпиаду в Турин, ведь телетрансляцию видели миллиарды зрителей во всем мире. Такой шанс выпадает раз в жизни.

Скрипку Страдивари мне одолжили в банке

- Расскажите о своей скрипке! Это действительно уникальный инструмент?

- Да, мне выпало счастье играть на скрипке Антонио Страдивари. Таких скрипок в мире всего восемь. Она покрыта золотым красным лаком. У нее необычный звук - мягкий, кристальный, завораживающий, поистине божественный. Скрипка эта была создана великим мастером в 1698 году и оценивается в наши дни в 4 миллиона долларов. Большинство таких инструментов находится в европейских музеях. Поэтому рядом с моей скрипкой всегда присутствуют профессиональные охранники. На гастролях они доставляют ее на машине до трапа самолета.

- Как вы стали обладателем этого раритета?

- Я ждал встречи с ней, как первого свидания с самой вожделенной девушкой. Всю ночь не спал, зная, что на следующий день мне предстоит пойти в... банк. Дело в том, что скрипка Страдивари принадлежит одному из швейцарских банков. Мне дали ее, чтобы я только играл. Это не моя собственность. Мне дали ее всего на пять лет, но я счастлив.

- Кто до вас на ней играл?

- Почти полвека на ней никто не играл. Во время войны ее вывезли из Италии при весьма загадочных и не до конца выясненных обстоятельствах.

- Существует легенда, что Страдивари заключил сделку с дьяволом. У вас не возникало ощущение, что скрипка заколдована?

- Играя на скрипке Страдивари, я понимаю, что ни о какой сделке с дьяволом не может быть речи. Ее душа светла и чиста!

Гений из интерната

- Вас постоянно сравнивают с Ванессой Мэй. Такое сравнение вам лестно? Или она ваша прямая конкурентка?

- А вы спросили бы у Кристины Агилеры, как она относится к Шакире. Поинтересовались бы у Энрике Иглесиаса, испытывает ли он нежные чувства к Рикки Мартину. Все музыканты одного стиля и жанра - конкуренты. Для шоу-бизнеса это совершенно нормальная ситуация. Но мы с Ванессой Мэй все-таки разные. Я сам пишу музыку. У меня свой оркестр. Она похожа на меня только тем, что тоже играет на скрипке и выступает не только в филармонических залах.

- Учеба в Москве оказала на вас серьезное влияние?

- Я приехал учиться в Центральной музыкальной школе при Консерватории имени Чайковского, когда мне было 9 лет. В течение восьми лет жил в интернате. Именно тогда я сформировался как личность: в любви к классической музыке, в духе интернационализма. Ведь нас было 16 детей в одной комнате: азиаты, европейцы, американцы. Мой лучший друг, с которым мы учились музыке, стал диджеем. Он стал таскать меня по клубам, где я понял, что есть не только классика. Меня даже родители не сразу поняли. Мама очень поддерживала, а папа - с трудом, он консерватор. На эстраду меня привело стремление сделать что-то свое, новое. При Вивальди был только клавесин, при Моцарте появилось фортепиано. Я думаю, живи Моцарт сегодня, он бы наверняка воспользовался достижениями электронной музыки.

Я хочу создать что-то новое и ради этой цели готов терпеть любые упреки, даже самые несправедливые. Новое всегда встречается в штыки. Но, к счастью, у меня много поклонников во всем мире, они пишут, что моя музыка много значит для них. Это для них я создал свое шоу про скрипача. Кстати, светооформлением занимался специалист, который ставил шоу для группы АВВА, мюзикла «Фантом оперы».

- Страдивари XXI века - это гармония поп- и классической музыки?

- Я буду играть Паганини «Каприччо», с которым победил на Всемирном конкурсе скрипачей в Монреале. Конечно же, я сыграю композицию на музыку из фильма «Ромео и Джульетта». В моем оркестре пять девушек, с нами гастролирует танцевальная группа. Нашей труппе подвластны самые разные жанры. После Паганини и «Ромео...» мы исполним вариации на темы Майкла Джексона.

- Скажите, вы живете в Будапеште или в Монте-Карло?

- Сразу в двух этих городах! Я люблю море, яхты, поэтому спешу в Монте-Карло, но при этом был и остаюсь гражданином Венгрии.

Михаил АНТОНОВ

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015