Крейсеру «Аврора» снится сортир
Настоящий корабль революции разграбили рабочие, а его останки утопили в Финском заливе, где они лежат до сих пор
Семь десятилетий советской власти символом Октябрьской революции являлся крейсер «Аврора», поставленный на вечную стоянку в Петербурге. Начался переворот с холостого выстрела носового орудия именно этого корабля. По иронии судьбы крах советской системы начался с... бесславного затопления «Авроры» в Лужской губе. Ведь корабль, пришвартованный к Петроградской набережной, имеет мало общего с крейсером революции. Настоящая «Аврора» уже 19 лет лежит в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи.
Три войны и две революции
В конце 90-х годов Балтийская морская инспекция обследовала всю акваторию Финского залива и составила полный перечень затонувших на этой территории объектов. В числе кораблей, потопленных в годы Великой Отечественной войны и брошенных в перестроечное лихолетье, оказалась... «Аврора», вернее, останки легендарного крейсера. До сих пор их можно увидеть в гавани у поселка Ручьи Кингисеппского района.
Крейсер, стоящий на вечной стоянке у Петровской набережной, словно магнит, притягивает туристов. «Аврора», до сих пор формально числящаяся боевым кораблем, выглядит как новенькая. Корпус, не имеющий ни одной пробоины, красят по большим праздникам. Кажется, что судно, пережившее три войны и две революции, в любую минуту готово сняться с якоря и отправиться в дальний поход. От настоящей «Авроры», спущенной на воду в мае 1903 года, однако, осталось немного.
Колоссальные повреждения крейсер получил уже в своих первых боях в ходе Русско-японской войны. Затем были Первая мировая война, Октябрьская революция и Великая Отечественная. Первый капитальный ремонт «Аврора» прошла сразу после войны на верфях Кронштадта. На новые были заменены практически все пушки, судоремонтники поменяли деревянную палубу и полностью переоборудовали внутренние помещения, в которых обосновались нахимовцы. Но и этого оказалось недостаточно. Железный корпус «Авроры» попросту сгнил. В трюме судна постоянно работали насосы, ежесуточно откачивавшие несколько десятков тонн воды. К началу 1980-х стало ясно, что в первозданном виде сохранить крейсер просто невозможно. Очередная реконструкция, по сути ставшая концом старого крейсера, оказалась приуроченной к 70-й годовщине Октябрьской революции и продолжалась три года.
Последний поход
Реставрация «Авроры» началась в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь. Там в доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную, была полностью заменена на новую. Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили советские вожди спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.
В последний поход крейсер, буксируемый мощными тягачами, отправился вдоль южного берега Финского залива в 1987 году. Военные довели его до поселка Ручьи, расположенного на берегу Финского залива в Лужской губе. До Великой Отечественной там велось строительство военно-морской базы, призванной уменьшить нагрузку на Кронштадт. Оставляя территории наступавшим фашистам в сентябре 1941 года, советские войска взорвали все наземные постройки. Ни наши инженеры, ни немцы, уходившие с этих территорий через несколько лет, тем не менее не смогли уничтожить огромные пирсы на Финском заливе. В качестве отстойника для боевых кораблей они использовались до недавнего времени. Там, в достаточно труднодоступном месте, и должна была дожить свой век «Аврора».
«Мужики! Айда «Аврору» резать!»
Некоторое время легендарный крейсер так и стоял возле огромного пирса. Но продолжалось это недолго. Сперва «Аврору» потихоньку растаскивали военные, а затем они же фактически отдали корабль на разграбление работникам действовавшего в этих местах рыболовецкого совхоза «Балтика».
- Очень хорошо помню события тех дней, - рассказывает бывший главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко. - Наше начальство договорилось с военными, и в один прекрасный день нас отправили резать «Аврору». Брать разрешили все, что сможем унести. В совхозе даже клич бросили: «Мужики! Айда «Аврору» резать!» Людей откликнулось достаточно много.
Имущество с корабля вывозили грузовиками. В первую очередь сняли металлические трапы. Позже их использовали при строительстве. С надводных частей отдирали медную обшивку - тогда весь корабль был покрыт слоем листовой меди. Обстановка во внутренних помещениях оказалась практически не тронутой. В одной из душевых я, к примеру, снимал с пола и стен кафель. Позже облицевал этой плиткой пол в бане. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.
По словам Владимира Михайловича, разграблявшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она
сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.
- Продолжалось все это довольно долго, - вспоминает Владимир Юрченко. - Была зима, рыболовецкие суда в море не выходили, и делать было все равно нечего. «Аврору» тогда мы облазили вдоль и поперек. Кроме деталей там удалось найти несколько старинных вещей. Между бортами я наткнулся, к примеру, на помятую медную сковородку и самовар, на котором была выбита цифра 1903. Иногда ребята находили дореволюционные монеты. Ничего по-настоящему ценного, правда, на крейсере не нашлось.
Корабль топили камнями
Разграбленное военными и рыбаками судно, словно скелет гигантской рыбы, простояло у старого пирса несколько месяцев. Крейсеру революции оказался уготован совершенно незавидный конец. В чью-то светлую голову в военной фуражке пришла гениальная идея - загрузить металлический корпус камнями и утопить его в гавани, превратив в волнорез.
- Залив в этих местах и в самом деле достаточно беспокойный, - говорит Владимир Юрченко. - Весной и осенью пристать к берегу сложно, и волнорез здесь просто-таки необходим. Вот только из-за допущенных рабочими ошибок ничего хорошего из этой затеи не вышло. Груженное камнями судно пошло вбок, а затем и вовсе опрокинулось. В результате затонуло совсем не там, где было запланировано. Сейчас это самый настоящий мусор, лежащий в прибрежной полосе. Позже местные коммерсанты хотели поднять остов, разрезать его и продать за границу как металлолом, однако военные запретили проводить какие-либо работы в их гавани.
По странному совпадению вскоре после затопления «Авроры» крах советской власти вступил в окончательную стадию, закончившуюся путчем 1991 года.
Последние сувениры
Крейсер революции стал в Ручьях местной достопримечательностью. На фоне обломков охотно фотографируются туристы, которых тоже заносит в довольно глухую часть Кингисеппского района. Летом по железному остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком. При приливе волны бьются лишь о небольшой участок носовой части с креплениями для канатов.
Рядом с гигантскими бетонными пирсами до сих пор высятся два полузаброшенных здания. В одном временами появляются моряки, в другом уже шесть лет живет отставной военный Василий Мочалов. В середине 1990-х годов переселенец из Молдавии лишился жилья и документов при пожаре. Заняв пустующий домик, он ловит рыбу и помогает управляться с сетями местным рыбакам. По словам Василия Степановича, практически каждый год затопленную «Аврору» обследуют аквалангисты.
- Минувшим летом тут почти неделю ныряли какие-то ребята, приехавшие из Белоруссии, - рассказывает Василий Мочалов. - Ничего интересного они, правда, не нашли и стали снимать медные пластины, сохранившиеся в некогда подводной части. Сказали, что порежут их на мелкие куски и будут продавать как сувениры. Еще под водой они нашли старинный утюг и подарили его мне в благодарность за постой. Музейщиков он вряд ли заинтересует, зато гладить им, накалив на плитке, как ни странно, можно.
Нужда с иллюминаторами
Впрочем, для того чтобы найти сувениры с «Авроры», вовсе не обязательно спускаться под воду с аквалангом. Всего-то и нужно пройти по близлежащим деревням и повнимательнее присмотреться к домам, построенным в конце 1980-х годов. Части корабля, превращенные в стройматериалы, видны то тут, то там. Трапы, по которым передвигались матросы и офицеры, стали лестницами в жилых домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом покрыты крыши. На въезде же в деревню Дубки высится кирпичный дом с иллюминаторами, установленными вместо окон на дверях сарая и сортира. По словам проживающего в этом доме местного старосты Виктора Ларионова, иллюминаторы с «Авроры» он снимал не сам, а просто забрал их у соседа, работавшего в рыболовецком совхозе.
- У него они просто так в огороде валялись, а я для дела приспособил, - рассказывает Виктор Ильич. - Изнутри сортир напоминает гальюн на знаменитом крейсере.
Под водой навсегда?
С точки зрения закона абсолютно все затонувшие объекты являются источниками загрязнения окружающей среды, говоря проще - мусором. Особую опасность представляют именно утопленные суда. Ведь в воду в этом случае попадает не только металл, но и горючее, и смазочные материалы. Если в черте Петербурга с конца 1990-х годов действует программа подъема затонувших кораблей, то в Ленобласти ее попросту нет. Несколько сотен брошенных хозяевами судов уже подняли со дна в акватории Невы за счет городского бюджета. В области же число подобных объектов исчисляется тысячами. Только в Ладожском канале лежат более семидесяти кораблей. В Финском же заливе плавсредства тонут постоянно, как и 300, и 200 лет назад. Найти на дне можно такую экзотику, как, к примеру, подводные лодки. То, какая гадость может вылиться в воду из их отсеков, - большая государственная тайна.
Как-то решить проблему подъема затонувших кораблей попыталась Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура.
Поднимать со дна корабли, ставшие мусором, ее представители пытаются через суд. Ответить на вопрос, стоит ли поднимать «Аврору», четко не могут даже там.
- Прежде всего это проблема идеологического характера, - считает заместитель прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Олег Ермолин. - Использование металлических конструкций для строительства сооружений, защищающих от волн, допустимо, и то, что корабль был утоплен без всякой пользы, картины существенно не меняет. Не создавая помех для судоходства, «Аврора» может лежать в гавани, принадлежащей военным, еще очень и очень долго. Тем более что судоподъем - дело дорогое и тот, кто решится на подобную операцию, все равно не сможет компенсировать свои затраты реализацией металла со дна.
Так что, по всей видимости, крейсер революции останется в таком положении навсегда.
Сергей Андреев
Фото автора