Метро может остановиться?
Машинисты петербургской подземки требуют повышения зарплаты и улучшения условий труда. Но начальство их не слышит
Питерская подземка - самый пассажироемкий общественный транспорт в городе. Миллионы петербуржцев ежедневно едут в метро на работу, учебу, в магазины и просто по своим делам. Если этот огромный механизм встанет хоть ненадолго, транспортного коллапса не избежать. По сути вся городская жизнь застопорится! К сожалению, такое предположение отнюдь не из области фантастики. Доведенные до отчаяния машинисты электропоездов готовы пойти на крайние меры - парализовать движение, чтобы хоть как-то привлечь внимание властей и общества к своим проблемам. И тогда жителей Петербурга ждет немало неприятных минут.
«Губернатор - наша последняя надежда»
Недавно метрополитеновцы написали открытое письмо губернатору города Валентине Матвиенко. Они говорят, что губернатор - их последняя надежда. «Сообщаем Вам, что недоукомплектованность штата машинистов, устаревший парк на двух из четырех линий, нехватка подвижного состава, которая создает увеличенный интервал в часы пик и как следствие давку, - все это сегодняшний день питерского метро», - взывают к главе города подписавшиеся под воззванием сотни метрополитеновцев. Подобное письмо в случае крайней необходимости они готовы направить и президенту России Владимиру Путину.
- Пока мы никакого ответа от Валентины Ивановны не получили, - говорит машинист Илья. - Но руководитель метрополитена Владимир Гарюгин уже дал понять, что у начальства есть немало рычагов воздействия на непокорных.
Не согласен? Лишишься премии!
В первую очередь это, конечно, материальная составляющая. Приличная часть зарплаты машиниста состоит из премии, которой его могут лишить за любую провинность. При этом ежеквартально помимо проводимого раз в два года экзамена водители электропоездов сдают зачеты по выходу из аварийных ситуаций. По словам Ильи и его товарищей, с помощью этих зачетов и премий сотрудников и будут «строить».
- Людям четко дают понять: будешь выступать - останешься без премии, - продолжает машинист. - Отношения с начальством решают все! При этом мы постоянно твердим о том, что необходимо поднять тарифы (сейчас за час работы опытный машинист получает всего 71 рубль. - Прим. Н. Р.). Жизнь дорожает, а зарплата с учетом постоянных лишений премии остается такой же, как и раньше. Между прочим, в Казани, где работает всего одна линия метро, состоящая из пяти станций, тариф подняли выше ста рублей в час! Про Москву я уже и не говорю.
«В таких условиях работать невозможно!»
Условия, в которых работают машинисты, можно смело назвать спартанскими. Одни только комнаты отдыха чего стоят! Например, на станции «Площадь Александра Невского-2» в такой комнате стоят три скамьи, два стола и умывальник, воду из которого пить строжайше запрещено. Перед употреблением ее необходимо несколько раз прокипятить, но в помещении даже нет чайника! О местонахождении туалета можно догадаться за несколько десятков метров - по запаху. Сам туалет лишь немногим отличается от грязного вокзального «толчка».
- На станции «Комендантский проспект» машинисты, выходящие на работу в ночную смену, ночуют в подземке! - рассказывает Илья.
- А ведь ночью метро не замирает, проверяется работа эскалаторов, шумят вентиляторы. Разве в такой обстановке поспишь нормально? В связи с нехваткой кадров мы вынуждены работать без перерывов во время смен, что строго запрещено! Если кондиционер выходит из строя, в кабине находиться просто невозможно из-за духоты. Приходится открывать окно, и тогда во время движения прямо в лицо летят пыль и грязь и мы всем этим дышим! Причем ремонтировать кондиционеры никто не спешит. На секции 10280 - 10281, например, он полгода не работал! Так полгода с открытым окном и ездили. Какое уж тут здоровье!
Казалось бы, простому петербуржцу особого дела нет до того, в какой обстановке отдыхают перед и во время смены машинисты. Но это вовсе не так. Ведущий поезд работник метрополитена отвечает за жизни тысяч людей. В существующих условиях значительно снижается уровень безопасности движения.
Кстати, объявлять забастовку машинисты не имеют права - это запрещено законом. Но, по их словам, они работают уже на пределе человеческих возможностей. В один ужасный день метро может просто остановиться!
Никита Рубцов
Фото автора