Дмитрий Харатьян: «Я брал уроки у звезд Голливуда»

На съемках фильма «Аврора» английскому языку нашего «гардемарина» учил сам Эрик Робертс

30 ноября на экраны 15 стран СНГ выходит фильм «Аврора, или Что снилось Спящей красавице», сделанный украинскими кинематографистами и посвященный 20-летию Чернобыльской катастрофы. Картина эта серьезная, выстраданная, совсем не конъюнктурная. Она уже номинирована на «Оскар» от Украины (Россию на «Оскаре» будет представлять «9 рота»). В заглавной роли в «Авроре» снялась юная Настя Зеркалова, а две другие главные роли сыграли звезда Голливуда 50-летний Эрик Робертс и звезда российского кино 46-летний Дмитрий Харатьян. На днях Дмитрий Вадимович приехал в Питер, чтобы принять участие в Первом санкт-петербургском международном книжном салоне в «Ленэкспо», где представил книгу «Аврора, или Что снилось Спящей красавице», созданную по мотивам одноименного фильма и сценария...

Книга получилась не хуже фильма

- Дмитрий, как же так - книга в издательстве «Гелеос» вышла раньше фильма?

- Все мы прекрасно знаем, что существует экранизация того или иного литературного произведения.

А есть, оказывается, и новеллизация фильма, жанр очень популярный на Западе, а в наших краях сравнительно новый. Во всем мире такие книжки, написанные по мотивам сценария и фильма, выходят раньше начала проката картины, чтобы привлечь дополнительное внимание к кинофильму. В сценарии обычно страниц 70 текста, а в книге 350 - 400 и есть возможность раскрыть внутренние монологи персонажей, рассказать предысторию, сохранив при этом диалоги из фильма.

- Кто автор книги?

У книги «Аврора» - три автора: идея сценария принадлежит украинскому режиссеру Оксане Байрак, автором сценария стал Петр Гладилин, а уже литературную версию, то есть роман, написал Лев Рыжков. По-моему, роман получился очень интересным. Ну а фильм наш заслуживает серьезного внимания именно как произведение искусства. По человеческому, эмоциональному впечатлению это очень сильный фильм. Я рад, что получил приглашение в нем сниматься.

«В балете дублер мне не нужен»

- Вы сыграли в фильме уставшую от жизни звезду балета, эмигрировавшего из Советского Союза артиста. Говорят, прототипом вашего персонажа стал знаменитый танцовщик Александр Годунов.

- Да, я знаю его историю. Эмигрант из Советского Союза, звезда мирового балета Александр Годунов, он ушел из жизни в середине 90-х, оставшись в полном одиночестве, отчаявшись, разочаровавшись во всем. Наверное, в некотором смысле он герой, которого я воплотил на экране. Биография моего персонажа пересекается с жизненными историями Александра Годунова и Михаила Барышникова, а также многих наших соотечественников, которые были вынуждены покинуть пределы Советского Союза. Но я не пытался сыграть какого-то конкретного человека. Наш фильм не об этом.

Главная героиня фильма, девочка по имени Аврора, родившаяся в Припяти и ставшая жертвой трагедии, с юных лет мечтает о балете. Ее кумир, с которым она неожиданно встречается в Америке, куда ее направляет лечиться советское правительство, - артист балета, мировая звезда.

- Сюжет, прямо скажем, сказочный!

- Однако Аврора застает моего героя в состоянии глубокого кризиса - и творческого, и возрастного. Циничный, пресыщенный жизнью, бездуховный. Но вдруг происходит эта встреча с девочкой из Чернобыля, и у него начинается некое возрождение. Аврора вдохновляет его на постановку балета по мотивам «Спящей красавицы» и вообще возвращает к истокам истинных человеческих ценностей. Я согласился сниматься в фильме, потому что в роли есть внутреннее перевоплощение пресыщенного мэтра в живого человека, который обретает смысл жизни, веру в людей.

- Звезда балета должна танцевать! Вы пользовались услугами дублера?

- Мне пришлось танцевать, но это были несложные па. Фильм ведь не про балет. Хотя я театральный актер, окончил Училище имени Щепкина, нам преподавали классический танец, так что навыки у меня есть. Да и на съемках у нас были консультанты-балетмейстеры. В картине кульминационный момент - очень яркий танец. Моей партнершей была Настя Меськова. Сейчас она балерина Большого театра, а когда-то в детстве много снималась на ТВ, играла в фильме «Маленькая принцесса». В «Авроре» она сыграла роль возлюбленной моего героя. Настю в танце я просто поддерживаю. Не мне судить, насколько убедительно получилось, но я старался...

Великих актеров объединяет скромность

- Дмитрий, как складывались у вас отношения с голливудской звездой Эриком Робертсом?

- У него за плечами Королевская английская школа, масса замечательных ролей, при этом непростая человеческая судьба. Он очень профессионален, собран, мобилен, дисциплинирован. Настоящая звезда, но без звездной фанаберии! Когда Роберт впервые появился на съемочной площадке, то неспешно поздоровался за руку буквально с каждым человеком - с актерами, с осветителями, с гримерами. Это был некий ритуал. Я бы даже сказал, американская демократия в действии. Впрочем, кино - коллективный вид искусства, и его создают не только артисты, режиссер и оператор. Каждый из тех, чье имя потом будет упоминаться в титрах (а в западных фильмах титры идут по пять минут!), является равноправным членом этого коллектива, каждый достоин уважения и почета.

Словом, Эрик сразу всех к себе расположил. К сожалению, я не владею английским в совершенстве. У нас, конечно, были переводчики, но мне не хватало полноты общения. А Эрик на съемочной площадке меня всячески поддерживал, помогал, даже давал мне импровизированные уроки английского. Однажды даже сказал мне: «Дмитрий, ты молодец! Я не представляю, как бы я выглядел, если бы мне пришлось сейчас играть все это на русском языке!»

- А герой Эрика Робертcа говорит на русском?

- Он долго учил какие-то фразы. Правда, без особого успеха. В итоге все свелось к одному предложению, хотя я не уверен, что оно вошло в окончательный вариант фильма. Американец говорит девочке из Чернобыля: «Вы прекрасны!» Это было так обаятельно, душевно, тепло, когда он наконец четко произнес: «Вы прекрасны!» Эрик Робертс - счастливое совпадение моих предчувствий. Я давно пришел к убеждению, что настоящие звезды должны быть и людьми замечательными. Мне посчастливилось работать с такими легендарными актерами, как Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов, Олег Ефремов, Олег Янковский, Олег Табаков. Они, конечно, очень разные, но всех их объединяют высочайший профессионализм и человеческая скромность, умение расположить к себе людей.

Михаил АНТОНОВ

Фото Михаила Садчикова-младшего

12.10.2015