С крестом в руках храм не защитишь!
В Тверской области неизвестные сожгли сельского батюшку и трех его детей
Россию потрясла новая страшная трагедия, жертвами которой стали священнослужитель и вся его семья. В селе Прямухино Тверской области в собственном доме заживо сгорели настоятель Свято-Троицкого храма Андрей Николаев, трое малолетних детей и, возможно, его супруга Ксения. В качестве основной версии причин пожара областная прокуратура рассматривает поджог.
В огненной клетке
Возгорание в доме священника произошло в ночь с 1 на 2 декабря. В первом часу ночи на место прибыли пожарные, однако было слишком поздно: кровля и перекрытия здания обрушились и спасать было уже некого. На месте были обнаружены тела самого священника и троих его детей - 9-летнего Давида, 7-летней Анны и 4-летней Анастасии. До сих пор остается невыясненной судьба матушки Ксении. Известно, что в те дни она находилась в больнице. По одной из версий, в выходные женщина вернулась домой и в итоге сгорела вместе с семьей. По другой, супруга настоятеля до сих пор находится под присмотром врачей. Правда, ее поиски в лечебных учреждениях Тверской области результатов пока не дали...
И немногочисленные прихожане Свято-Троицкого храма, и священники Тверской епархии уверены: смерть священника не была случайной. Верующие сообщили сотрудникам правоохранительных органов, что настоятелю храма неоднократно угрожали, а его дом уже пытались поджечь. Выяснилось, что за пару недель до своей смерти отец Андрей обращался за помощью и защитой. В селе Прямухино проживают много опустившихся алкоголиков и преступных элементов, которые неоднократно покушались на церковное имущество. Охранять храм от воров батюшке приходилось самому, с ружьем в руках. «Я не смогу выстрелить в человека, - приводили слова священника местные СМИ. - Выстрелю в воздух. Но вор будет стрелять в меня».
Предчувствия отца Андрея сбылись. Правда, преступники выбрали более чудовищный способ расправы со строптивым батюшкой, который неоднократно пытался наставить на путь истинный своих односельчан. По предварительной версии, дом священника облили бензином, а входную дверь снаружи подперли стальной трубой. Таким образом, выбраться на улицу у запертых в огненной клетке отца Андрея и его троих детей шансов не было.
«Остался жив лишь чудом»
Трагедия в Тверской области наделала много шума по всей России. Она потрясла до глубины души не только священнослужителей и прихожан, но и всех здравомыслящих граждан. Не остался в стороне от этой беды и наш регион. Тем более что в Петербурге и Ленобласти священники неоднократно становились жертвами преступников. Не далее чем этим летом, в ночь с 25 на 26 июля, в районе станции Сологубовка Кировского района Ленобласти бандитскому нападению подвергся отец Александр Захаров, настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев. Неизвестные ворвались ночью в дом батюшки, разбили ему голову и нанесли несколько ножевых ранений в грудь. Долгое время отец Александр находился без сознания и лишь чудом остался жив.
- Сейчас отец Александр уже встал на ноги, - рассказал «Смене» отец Вячеслав Харинов, настоятель храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шпалерной улице в Петербурге и одновременно - церкви Успения Божией Матери в деревне Лезье в Ленобласти. - Он совершает церковные службы, хотя полученные травмы порой дают о себе знать. Он мужественный человек, впрочем, как и многие из сельских батюшек...
Уголовников ничто не остановит
Отец Вячеслав считает, что происшедшее в Тверской области - печальное свидетельство того, каким непростым является церковное служение на селе.
- Многие наши сограждане имеют идеалистические представления о сельских священниках, - говорит Вячеслав Харинов. - Им кажется, что батюшка на селе живет без проблем - всегда сытый, довольный, ни о чем не заботится. Такие представления далеки от реальности. Священникам приходится очень тяжело: многие питаются исключительно тем, что выращивают в огородах, а службу проводят в нетопленых храмах. Все работоспособные образованные сельские жители уезжают в города. На селе остаются алкоголики и уголовники, для которых, к сожалению, закон не писан. И вот в таком окружении батюшкам приходится нести служение...
Несмотря на круглосуточную охрану, храмы находятся под постоянной угрозой. Соответственно, рискуют своей жизнью и священнослужители, и их семьи. В этой ситуации батюшкам остается уповать лишь на родную милицию, но и она порой оказывается бессильна.
- В моем приходе на десять деревень - всего один участковый, - сокрушается отец Вячеслав. - Двух его предшественников убили. Ездит на ржавой «копейке». Где ему за всем уследить?
Получается, что сельские батюшки могут противостоять преступникам лишь с крестом в руках. Но уголовников это не останавливает. Им все равно, что грабить: завод, магазин или храм. Поэтому священники уверены: в умирающих и деградирующих селах нести служение будет с каждым годом все опаснее...
Ольга Рябинина
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА