«Я поспдил самолет, который взорвал угонщик»

Во времена СССР чаще всего пытались угнать самолеты из Ленинграда

Угонами самолетов сейчас сложно кого-то удивить. Трудно, однако, представить себе шок, который пережили советские люди в марте 1988 года. Именно тогда попытку угона самолета предприняла семья известных музыкантов Овечкиных. В результате штурма, состоявшегося на аэродроме «Вещево» под Ленинградом, погибли три человека и пострадали более трех десятков. Кровавые события тех дней стали началом новой эры воздушного терроризма в нашей стране. Но на самом деле самолеты в СССР угоняли и до Овечкиных. Информация об этих преступлениях держалась в тайне. Лишь сейчас мы можем рассказать о героях и злодеях тех дней.

Помешали только стукачи

Воздушное пиратство, то бишь захват самолетов с целью наживы и перелета за границу, появилось с развитием пассажирских перевозок. Из архивных данных явствует, что с 1970 по 1988 год попытки угонов самолетов предпринимались в СССР не менее трех десятков раз. Как ни странно, но пальма первенства здесь принадлежит Ленинграду. Даже соответствующая статья, предусматривающая ответственность за захват и угон воздушных судов, в Уголовном кодексе появилась именно после ЧП в нашем городе. Первыми же воздушными пиратами стали... диссиденты.

В конце 1960-х годов СССР стали покидать эмигранты, получившие разрешение на выезд в Израиль. Добиться его, однако, было непросто. Первая в Советском Союзе банда воздушных пиратов сложилась именно из представителей еврейского движения, не имевших возможности на легальных основаниях отправиться на Святую землю. Летом 1970 года у группы, в которую на тот момент входило 12 человек, сформировался план захвата небольшого самолета, летавшего из Ленинграда в Приозерск. Преступники планировали проникнуть на борт воздушного судна под видом пассажиров. У угонщиков был всего один пистолет, да и тот неисправный. Зато среди них был летчик. Ему и предстояло сесть за штурвал воздушного судна после его захвата.

Разработанный план был предельно прост: захватив самолет в Приозерске, связать и выбросить летчика на аэродроме, перелететь через границу с Финляндией и попросить там политического убежища. Впрочем, ни до Финляндии, ни до Израиля враги советского режима не добрались. Среди знакомых антисоветчиков нашлись стукачи, которые рассказали об их коварных замыслах сотрудникам КГБ. Чекисты разгромили группу угонщиков еще на земле, и все ее участники были приговорены к солидным срокам лишения свободы.

Побег от сверхзверей

«Для чтения пять минут! Командиру и экипажу самолета. Прошу вас направить самолет в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное понимание моей просьбы сохранит вашу жизнь и мою, а за это будут отвечать те, кто вынудил меня пойти на этот поступок. В руках у меня оружие. Этот снаряд содержит более двух килограммов взрывчатки. Поэтому не пытайтесь проигнорировать мою просьбу. Я много лет испытываю на своей шкуре когти кровожадных сверхзверей, и смерть для меня не печаль, а убежище от хищников, алчущих моей жизни...»

Именно такая записка поступила 23 апреля 1973 года в кабину экипажа «Ту-104» с бортовым номером 42505. Самолет с 51 пассажиром на борту следовал из Ленинграда в Москву. На высоте 9000 метров один из пассажиров передал стюардессе письмо на четырех тетрадных листках с требованиями одно безумнее другого. Члены экипажа, которым командовал летчик Вячеслав Янченко, поняли, что имеют дело с сумасшедшим, однако вели себя осторожно. Ведь инструкций о том, как действовать в подобных ситуациях, тогда просто не существовало, а от потенциального взрыва могли погибнуть все пассажиры.

Позже выяснилось, что в воздушные пираты решил податься не совсем здоровый на голову гость с Украины - Иван Бидюк. В психоневрологическом диспансере по месту прописки он состоял на учете с диагнозом «сифилисофобия» и длительное время занимался исключительно написанием писем советскому руководству. Поскольку никакого ответа на свои воззвания безумец не получил, привлечь внимание к себе решил другим способом. Смастерил бомбу, приехал на поезде в Ленинград и купил билет на самолет в Москву.

Экипаж «Ту-104» решил сажать самолет в «Пулково». Топлива до Стокгольма все равно бы не хватило. Между тем в переговоры с угонщиком вступил бортмеханик Викентий Грязнов. Он блестяще справился со своей задачей, однако, заметив, что самолет снижается, преступник выглянул в иллюминатор и увидел Пулковские высоты. В ту же секунду он привел адскую машину в действие.

И террорист, и бортмеханик Грязнов погибли на месте. Вместе с частью фюзеляжа была вырвана передняя дверь самолета.

- От взрыва сознания мы не теряли, - вспоминает командир воздушного судна Герой Советского Союза Вячеслав Янченко. - Я пошевелил штурвал, почувствовал, что самолет управляется, и продолжал снижение. Ценой неимоверных усилий нам все-таки удалось поднять нос машины, и посадка вышла относительно мягкой. Самолет помчался по полосе, мы выпустили тормозной парашют.

Скорость падала, и носовая часть, как и положено, стала опускаться, чтобы встать на переднее колесо. Но не встала. Она опускалась все ниже. Передняя стойка, как говорят летчики, не вышла на замок. У нас не было переднего колеса! На борту - 10 тонн топлива да еще пожар... Если носовая часть с пилотской кабиной начнет скользить по бетону, по самолету ударит дополнительный сноп искр, а затем кабина начнет разрушаться. Поэтому, выждав до последнего момента, педалями я направил машину с бетонки на боковую полосу безопасности. Резкий толчок, и самолет замер, уткнувшись носом в землю.  Соприкосновение с землей было ощутимым. Ни криков, ни истерики, ни обмороков не было. Пассажиры двинулись к двери, поскольку понимали, что покидать горевший внутри самолет следует без малейшего промедления. Конечно, возникла некоторая толкотня в узком проходе между рядами кресел. Но никто друг друга не сбивал, никто ни по кому не шел, не рвался вперед за счет других.

Подорвавший себя угонщик, как безродный, был похоронен на одном из ленинградских кладбищ, а члены экипажа, проявившие невероятную выдержку, получили правительственные награды.

Изменники Родины

Следующее громкое дело, связанное с угоном воздушного судна, не заставило себя ждать. Его фигурантами снова оказались диссиденты. В конце 1970-х годов братья Аренберги создали вооруженную группу, чтобы угнать самолет в Норвегию.

Антисоветская пропаганда вскружила голову Вадиму и Алексею Аренбергам. Молодые люди мечтали подарить свободу противникам советского режима, находившимся в заключении. План был довольно необычный. С оружием в руках братья собирались захватить самолет и потребовать освобождения диссидентов - Щаранского, Гинзбурга, Орлова и Слепака. После выполнения этих требований они планировали принять «узников совести» на борт и вылететь в Осло.

К участию в исполнении криминального плана Аренберги привлекли своих подруг Крылову и Листвину и приятеля Михаила Лебедева, мечтавшего об эмиграции из СССР. К подготовке угона самолета террористы подошли ответственно и обзавелись целым арсеналом огнестрельного оружия и взрывчатки. Большую часть арсенала угонщики приобрели у «черных следопытов», промышлявших в то время в ленинградских лесах. С гранатами, пистолетами и ножами преступников задержали прямо в «Пулково» - при попытке сесть в самолет.

Много лет спустя мечты воздушных пиратов советских лет сбылись. «Узники совести» обрели свободу, а преступники смогли покинуть Советский Союз после огромных тюремных сроков. Оказавшись в США, Вадим Аренберг стал водителем в доме престарелых. Стоило ли ради этого с гранатами пробираться на борт самолета, судите сами.

Сергей Андреев

Фото автора

Хроника советского пиратства

От широкой общественности в советские времена были скрыты и истории других попыток угонов самолетов

10 июля 1978 года. Захват и угон в Хельсинки самолета «Ту-134» Ленинградского управления гражданской авиации, рейс Петрозаводск - Ленинград. Достигнув цели, угонщики - судимые за бродяжничество и кражи Шелудько и Загирняк - в Хельсинки потребовали дозаправки самолета и вылета в Швецию, однако были задержаны и переданы СССР.

7 мая 1980 года. Попытка захвата самолета «Ту-134», следовавшего по маршруту Минск - Вильнюс - Ленинград. Ученик 9-го класса Маланченко, вооружившись мелкокалиберной винтовкой «Биатлон», перелез через забор аэропорта и поднялся по трапу самолета. Юный угонщик наткнулся на дверь, запертую членами экипажа, и был задержан на месте преступления.

8 июля 1982 года. Попытка захвата самолета «Ту-154», выполнявшего рейс Мурманск - Ленинград. Угонщик - Бурдук, 1961 года рождения, через стюардессу передал экипажу записку с требованием денег и вылета в Норвегию, однако был задержан охраной аэропорта.

18 ноября 1983 года. Попытка захвата самолета «Ту-134», рейс Тбилиси - Ленинград. Семеро угонщиков под угрозой взрыва потребовали изменить курс и следовать в Турцию. Самолет совершил посадку в Тбилиси, и на следующий день после длительных переговоров начался штурм. Семь человек, включая двух угонщиков, погибли. Все остальные - дети высокопоставленных чиновников - были приговорены к смертной казни.

12.10.2015