Евгений Леонов-Гладышев: «Шарапова можно было сыграть иначе»

В фильме «Место встречи изменить нельзя» актеру досталась только эпизодическая роль Васи Векшина

Замечательный актер Евгений Леонов-Гладышев сыграл в кинематографе более ста ролей, из них тридцать - главные. Пятнадцать лет актер возглавляет гильдию киноактеров Санкт-Петербурга. С Евгением Борисовичем мы встретились накануне его 55-летнего юбилея в Доме кино, в рабочем кабинете артиста.

Смерть в сериалах вызывает смех

- В знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя» вы сыграли роль сыщика Васи Векшина. Но многие сожалеют, что не вас утвердили на роль Володи Шарапова.

- Я об этом не сожалею. Неизвестно, как бы я справился с драматургией этой роли на фоне замечательного актера Владимира Высоцкого. Я довольствовался своим маленьким эпизодом и счастлив, что мой герой запомнился зрителю. Может быть, эта роль запомнилась еще и потому, что Вася погибает, а смерть всегда впечатляет, особенно если сцена хорошо продумана режиссером. Сейчас у нас в сериалах трупы штабелями укладываются, и это абсолютно никого не трогает, а иногда даже вызывает иронию и смех.

- Вам понравилась работа Владимира Конкина?

- Недавно я пересмотрел фильм и считаю, что Владимир очень убедителен в этой роли. Если Володя чего-то недотянул, то не он в этом виноват. Те, кто внимательно читал роман «Эра милосердия», знают, что Шарапов пришел работать в МУР из фронтовой разведки. Это был боевой офицер. А у Володи он немного тюха, этакий мальчик, которому все впервой и все интересно. К тому же Высоцкий своей мужественностью немножко подавил этот персонаж, а они все-таки должны были стоять на одной ступеньке.

«При советской власти делали шедевры»

- Говорят, Высоцкий помогал многим актерам на съемочной площадке.

- Да, и делал это очень ненавязчиво и деликатно. «Подумай, Женя, - говорил он мне, - хочешь - примешь, не хочешь - не принимай мои советы». Я получал огромное удовольствие, когда со стороны смотрел, как работает Владимир Семенович. Его огромные монологи снимались одним куском, и текст у него просто отскакивал от зубов. Он купался в своей роли и был сосредоточен на площадке. Высоцкий всегда элегантно и стильно одевался, пользовался хорошим парфюмом, курил дорогие в то время сигареты «Мальборо». Мы к нему относились с пиететом, и он отвечал нам, молодым актерам, тем же.

- Как вы относитесь к современному кинематографу?

- Сейчас хорошая драматургия - большая редкость, и я уже устал об этом говорить. Такое ощущение, что, кроме боевиков и ментовских саг, писать нечего. Поэтому тот же «Остров» сегодня воспринимается как прорыв. Хотя по режиссуре картина сделана довольно просто. Но в этой простоте есть колоссальное преимущество: никаких вам бантиков компьютерных, никаких спецэффектиков, за которыми драматург и режиссер иногда просто прячутся, чтобы скрасить откровенно слабую режиссуру. Надо думать про жизнь человеческого духа. В этом зерно театра и кинематографа. А бантики - это баловство. При советской власти не было никаких спецэффектов, снимали допотопными камерами. А делали шедевры!

«Сейчас в кино правят бал продюсеры»

- Все в ваших руках, Евгений Борисович, ведь вы тоже занимались режиссурой. Это тяжелый труд?

- Режиссура - это образ жизни, безумно трудная, но потрясающе интересная профессия. Моя картина «Высшая мера», где главную роль сыграл Алексей Серебряков, получила призы за актерские работы и режиссерский дебют. Правда, эту ленту зрители видели только на фестивалях. Дело в том, что Сергей Михов, который ее продюсировал, был убит, когда на рубеже 80 - 90-х годов шел массовый отстрел бизнесменов. И потом встал вопрос об авторских правах. Мне посоветовали вообще в эту историю не лезть.

Современный российский кинематограф стал продюсерским. Продюсер, нарывший неизвестно где деньги и пишущий с орфографическими ошибками, может легко уволить талантливого режиссера. Да и известным артистам приходится несладко. Сегодня какая-нибудь девочка, за плечами у которой всего две картины, просит за съемочный день две тысячи долларов, а народному артисту платят триста долларов! Никакой социальной защиты актеров нет. Если не накопил денег, то потом выясняется, что и похоронить не на что. Нас выбрасывают на обочину жизни, как лошадей на ипподроме.

- Но вам-то что переживать, у вас есть должность президента гильдии киноактеров.

- Это выборная должность, я ее занимаю уже пятнадцать лет, и меня давно пора переизбирать! В 90-е годы мы сознательно создавали эту организацию. Было очень тяжелое время, вся киноиндустрия рухнула в одночасье! Мне приходилось круглыми сутками искать деньги и на похороны, и на памятники. Не раз ездил к богатеньким спонсорам и друзьям, у которых был бизнес. Был такой случай - не хоронили Демьяненко! Когда Саша ушел из жизни, Серафимовское кладбище все было куплено бандюганами. Эти господа долго не могли понять, кто такой Демьяненко, пока я не объяснил, что это Шурик из «Операции «Ы», и поставил свои условия, что хоронить его будем по прейскуранту и на том месте, которое мы выберем!

«Мою фамилию вычеркивали из титров»

- Со своим знаменитым тезкой Евгением Леоновым встречались?

- Евгения Павловича я видел только в кино. А живьем, как говорят в народе, только один раз, на перроне Ленинградского вокзала - он шел на одну «Стрелу», я на другую.

- Многих удивляет такое совпадение имени и фамилии!

- Случалось, что меня даже принимали за сына Евгения Павловича и спрашивали: как папа? Когда я отвечал, что все нормально, работает на заводе, люди удивлялись: как это на заводе работает?! Только потом выяснялось, что они спрашивали не про моего отца, а про знаменитого артиста Евгения Леонова.

Какое-то время мою фамилию даже в титрах и телепрограммах не писали, мол, увидят, что Евгения Павловича нет на экране и подумают, что это просто ошибка. Только когда я снялся в «Сибириаде», где сыграл мою любимую роль Алеши Устюжанина, у меня появился сценический псевдоним Леонов-Гладышев. Его мне посоветовал взять режиссер картины Андрей Кончаловский. С тех пор я ношу не только фамилию отца, но и девичью фамилию мамы.

- Как собираетесь отмечать свое 55-летие?

- А никак! В январе точно никак. Может быть, с началом нового сезона, в сентябре, будет вечер для коллег и общественности. Постараюсь сам срежиссировать это мероприятие. Многие на своих юбилеях начинают рассказывать с эстрады всю свою жизнь в кинематографе, но я этого делать не хочу. Чего ее пересказывать, картины сами за себя говорят! Я хотел бы больше рассказать о людях, которые повлияли на мое творчество, воспитали во мне профессиональные качества. Многие из этих людей незаслуженно забыты. Но я их всех помню поименно...

Мариана Саид Шах

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА, Вячеслава ГУРЕЦКОГО

12.10.2015