В блокаду ленинградцы спасли «Царицу ночи»!
В Ботаническом саду до сих пор цветут экзотические растения, пережившие военное лихолетье
Не только люди терпели невероятные лишения в страшные дни блокады Ленинграда. В Ботаническом саду, к примеру, можно увидеть уникальные кактусы, пережившие военное лихолетье. Ленинградские ученые спасали их, жертвуя собственными жизнями. Благодаря им мы до сих пор можем видеть «Царицу ночи», поселившуюся в северной столице накануне восстания декабристов, в 1824 году. Всего же во время блокады были спасены 1572 кактуса. Некоторые из них дожили до наших дней.
«Кормили похлебкой, хлеба не было»
К началу Великой Отечественной войны в Ленинградском ботаническом саду была собрана одна из самых крупных коллекций растений в мире. После снятия блокады ученые подсчитали сумму ущерба, причиненного фашистами коллекциям сада. Сумма по меркам того времени получилась огромная - девять с половиной миллионов рублей. А ведь спасая растения, погибли еще и люди, чьи жизни были бесценны.
Самая крупная бомба упала на Ботанический сад 15 ноября 1942 года. Это был фугас весом в несколько сот килограммов. Фашисты знали, куда сбрасывать этот смертоносный заряд. Рядом с оранжереями, в нынешнем здании ЛЭТИ, находился бункер командующего Балтийским флотом. Его-то и пытались уничтожить фашисты. Но промахнулись. В ту ночь в Ботаническом саду погибли сотни уникальных растений.
- Бомба упала во дворе в девять вечера, - пишет в своем дневнике один из сотрудников Ботанического сада. - Были разрушены все оранжереи, кроме одной. И мы до пяти утра перетаскивали туда выжившие после налета растения. Ночь выдалась холодная - минус 20 по Цельсию. Потом объявили перерыв, кормили похлебкой из клейстера, хлеба не было...
Без тепла людей им было не выжить
В общей сложности за годы блокады на оранжереи с цветами обрушилось 50 зажигательных бомб и 85 снарядов. Вскоре ни одной неповрежденной оранжереи в саду не осталось. Все тропические растения, а также коллекция экзотических пальм погибли. Выжить в таких условиях смогли только кактусы.
- Наши кактусы спасли природная живучесть и то тепло, с которым к ним относился персонал, - рассказывают сотрудники Ботанического музея. - Коллекция кактусов у нас собиралась сотни лет. Растения ученые привозили из экспедиций. Что-то в Ботанический сад поступало по обмену из других стран, включая Германию. Все это оказалось на грани уничтожения.
По словам сотрудников Ботанического музея, самое страшное для кактусов - это вовсе не холод и отсутствие воды, а человеческое равнодушие. 900 блокадных дней они смогли пережить только благодаря любви ученых.
Прежде всего Николая Ивановича Курнакова. Известному деятелю науки несколько раз предлагали уехать в эвакуацию в Казань, но он отказался наотрез и заявил, что без кактусов никуда не поедет. Самые ценные растения - прекрасную «Царицу ночи» и молочай 1876 года он перенес к себе домой. Ученый заставил растениями всю квартиру. Кактусы стояли у него даже под кроватью.
Точно так же поступали и коллеги Курнакова. Для кактусов они жертвовали последним - сами мерзли, но ставили цветы ближе к буржуйке. Недоедали, но продолжали вести научную работу. В годы блокады они издавали научно-популярные книги о съедобных и ядовитых растениях. Доступным языком в них рассказывалось о том, какие травы стоит собирать, и давались конкретные рецепты приготовления оладий из ботвы, щавелевого киселя и жаркого из лебеды. Ученые разработали также множество рецептов приготовления лекарств из обычных растений, поскольку медикаментов в осажденном городе также не хватало.
Буржуйки топили только мебелью
По словам Татьяны Арсеньевой, ученого секретаря Ботанического музея, ни у кого из сотрудников музея ни разу не возникало мысли о том, чтобы употребить хоть один экспонат в пищу. Кстати, мало кто знает, что некоторые сорта кактусов съедобны. Их можно есть сырыми, а можно отварить или поджарить.
Войну прекрасно пережили даже находившиеся в Ботаническом саду коллекции семян, в том числе гороха, риса, арахиса и различных экзотических растений. До сих пор в банках с чистейшим спиртом лежат хурма и киви, апельсины, лимоны и яблоки. В гигантской емкости находится плод хлебного дерева, вкус которого можно почувствовать даже сейчас.
Блокаду пережила и одна из самых больших в мире коллекций древесных стволов. В самые жуткие холода ученые топили буржуйки мебелью, но куски дерева с разных континентов в огонь не бросали. Сейчас деревья, собранные со всего света, образуют целую галерею.
Они расцветают накануне Дня Победы
Несколько уникальных растений, переживших блокаду, сделали своим спасителям и их потомкам редкий подарок. Каждый год они начинают цвести ко Дню Победы! Например, ороя перуанская впервые зацвела в мае 1975 года. Второй раз бутоны на ней появились к 50-летнему юбилею Победы над фашистской Германией. Куда чаще на майские праздники зацветает мамиллярия. Растения словно благодарят ленинградцев за свое спасение.
Впрочем, люди тоже не остаются в долгу. Каждый год ко Дню окончательного прорыва блокады Ленинграда научные сотрудники Ботанического музея делают своим питомцам необычные подарки. Все кактусы, пережившие блокаду, они украшают орденскими лентами, отдавая дань жизнестойкости этих растений.
Сергей Андреев
Фото автора