Столько сейфов нет даже в банке!

В особняке Кельха хранилась самая большая после собрания царской семьи коллекция изделий Фаберже

В начале прошлого века в Петербурге появился особняк с огромным количеством потайных сейфов. Его хозяин - Александр Кельх - обладал солидной коллекцией ювелирных изделий Фаберже. Особняк стоит до сих пор, судьба же Кельха и его сокровищ достойна исторического сериала.

Сказочный особняк

Чуть больше столетия назад золотопромышленник Александр Кельх приобрел дом на Сергиевской улице Петербурга, ныне носящей имя Чайковского. Перестроив ничем не примечательное здание, он превратил его в настоящий дворец: дорогие камины, мраморные статуи и изящные росписи словно переносят посетителей в другой мир.

Любопытна и система хранилищ, спроектированная по специальному указанию Кельха. Ни сто лет назад, ни сейчас не увидеть громоздких железных сейфов и ящиков. Все они аккуратно спрятаны в стенах. В кабинете бывшего хозяина, к примеру, стоят два массивных шкафа. После поворота незаметной ручки полки шкафов отодвигаются и взгляду открываются довольно большие ниши в стенах. В одной из них и сейчас находится сейф, в другой видна лишь кирпичная кладка.

- По легенде, раньше с первого этажа на второй вела тайная винтовая лестница, - поведала корреспонденту «Смены» историк Инна Калинина. - Войдя в шкаф в своем кабинете, хозяин дома мог выйти в спальне своей жены. К сожалению, до наших дней эта конструкция не сохранилась, в отличие от гигантской комнаты-сейфа.

На первом этаже здания на улице Чайковского сегодня и в самом деле располагается хранилище, которому позавидуют в любом современном банке. Находится оно прямо у покоев прежних хозяев особняка. От окружающего мира сокровищницу отделяют метровые стены и две железных двери. Ценности в таком хранилище не повредил бы даже взрыв мощной бомбы.

Постоянные клиенты Фаберже

Зачем же требовалось такое большое количество хитроумно замаскированных сейфов? Во все времена богатые люди обожали драгоценности. И Александр Кельх, и его жена Варвара испытывали неподдельную страсть к поделкам фирмы Карла Фаберже. Именно им принадлежала самая большая в мире после царской семьи коллекция изделий знаменитого ювелира.

- Волею случая Александр Кельх стал постоянным покупателем изделий Фаберже, - рассказывает Инна Калинина. - Сперва он приобрел для супруги роскошное колье стоимостью 35 тысяч рублей, затем - огромный сервиз для столовой. Позже в его коллекции оказались семь пасхальных яиц с сюрпризами. Такие яйца делались лишь для царской семьи и никогда не продавались «на сторону».

Богач торговал сигаретами

В роскошном особняке Варвара и Александр прожили вместе совсем недолго. В 1904 году жена оставила супруга-золотопромышленника и перебралась на постоянное жительство во Францию. Русско-японская война и последующая революция нанесли по золотодобывающей промышленности непоправимый удар. Прииски закрывались один за другим, и вскоре бизнес не стал приносить Александру Кельху ничего, кроме убытков. Сперва он заложил особняк, а затем, в 1914 году, и вовсе его продал.

Октябрьская революция добила Кельха окончательно. Покинуть Россию он так и не захотел. Единственная работа, которую некогда богатейший человек сумел найти в Петрограде через биржу труда, - торговля сигаретами с лотка на Литейном проспекте. Сложно представить себе, что чувствовал Кельх, проходя мимо своего дома с лотком поштучных сигарет.

В 1920-е годы в роскошных интерьерах работал Дом инвалидов. Ничего хорошего бывшему золотопромышленнику не принесли и 1930-е годы. Врагом народа он стал из-за переписки с женой, находившейся за границей, и дореволюционного членства в партии кадетов. От голода и болезней бывший олигарх умер в сталинской ссылке. Построенный на его деньги дом 60 лет занимал позже Дзержинский райком партии, и лишь в 1999-м там торжественно открылся Дом юриста.

Яйца попали к Вексельбергу

Интересно сложилась и судьба уникальной коллекции изделий Карла Фаберже, принадлежавшей хозяевам особняка на Сергиевской. Покидая Россию, Варвара Кельх забрала несметные сокровища с собой. Октябрьская революция лишила ее всей собственности в России. И недвижимость, и капиталы, хранившиеся в банках Москвы, были национализированы большевиками. Оказавшись без средств к существованию, она продала драгоценные поделки, включая знаменитые яйца, в Париже.

Несколько раз они переходили от одного коллекционера к другому и лишь недавно вернулись в Россию. В знаменитое собрание яиц Фаберже, купленное олигархом Вексельбергом, попали два пасхальных яйца, принадлежавшие Кельхам. Одно - покрытое синей эмалью, с золотыми часами - Александр Кельх заказал специально для супруги в 1904 году. Другое - с красивой курицей и маленьким портретом цесаревича Алексея, усыпанное бриллиантами, - Карл Фаберже изготовил специально для императрицы Александры Федоровны. Супруге Николая Второго, однако, поделка не понравилась, и баснословно дорогое изделие было продано Кельху. Сложно сказать, принесут ли яйца с такой историей счастье и процветание олигарху нового времени... 

Сергей Андреев

Фото автора

12.10.2015