Нашей туалетной бумагой можно обмотать земной шар!
Самому важному изобретению человечества исполняется 150 лет
В этом году все прогрессивное человечество отмечает юбилей своего верного спутника - рулона туалетной бумаги. Простому, но столь необходимому изобретению исполняется 150 лет. Даже как-то обидно, что об этом в общем-то эпохальном событии сегодня никто не вспоминает. «Смена» решила восстановить справедливость. В честь праздника наши корреспонденты побывали в городке Ленинградской области - Сясьстрое, где впервые в Советском Союзе на целлюлозно-бумажном комбинате стали производить «юбиляра».
Кукурузным початком слабо?
Возможно, человечество обходит молчанием юбилейную дату именно потому, что на протяжении веков с переменным успехом обходилось без «пипифакса». Проблема «чем вытирать?» появилась одновременно с возникновением цивилизации, и древние народы каждый по-своему справлялись с возникшей трудностью.
Так, древние римляне прославились своими губками - их прикручивали к специальным палкам. А нечистоты с губки смывались в кувшине, стоявшем рядом. А вот китайцы были больше похожи на современных потребителей туалетной бумаги - они использовали для целей гигиены настоящую бумагу. Правда, драгоценный по тем временам материал для столь низменных целей могли позволить себе только император и члены его семьи - бумагу специального мягкого сорта смачивали благовониями и нарезали в форме квадратов.
В арабских странах всегда с собой носили кувшин с водой и омывали в ней руку. Обязательно левую - видимо, с тех пор она считается «нечистой». Наши соотечественники не гнушались лопухами. С изобретением книгопечатания и появлением газет в туалетный обиход вошли устаревшие номера. Так, например, в США до начала XX века издавался справочник для фермеров со специальными отверстиями. Благодаря этим дырочкам его было удобно вешать в туалете и использовать по назначению. Говорят, когда справочник перешел на более плотные виды бумаги, в редакцию тоннами посыпались жалобы читателей. Хотя некоторые фермеры из южных штатов приспособились употреблять для этого дела… кукурузные кочерыжки.
Специальная туалетная бумага впервые была изготовлена и пущена в продажу в 1857 году британским промышленником Уильямом Олкоком - ровно 150 лет назад. Правда, нововведение не пользовалось спросом - народ стеснялся покупать «непристойный» продукт. Попытки поставить дело производства туалетной бумаги продолжались в течение полувека, и только немецкий делец Ханс Кленк имел успех. В 1928 году он создал свою фирму, которую назвал инициалами своего имени «Хакле». Предприимчивый немец придумал, как сделать так, чтобы люди перестали смущаться. Слоган его фирмы звучал так: «Просите «Хакле», и вам не придется произносить слова «туалетная бумага»!» После этого в Европе дела пошли на лад.
Еловая, осиновая и камышовая
Граждане Советского Союза долгое время подтирались газетами «Правда» и «Известия», даже не думая, что можно жить как-то по-другому. Туалетную бумагу привозили из-за границы и в основном оставляли в гостиницах для иностранных туристов.
Кукурузным початком слабо?
Возможно, человечество обходит молчанием юбилейную дату именно потому, что на протяжении веков с переменным успехом обходилось без «пипифакса». Проблема «чем вытирать?» появилась одновременно с возникновением цивилизации, и древние народы каждый по-своему справлялись с возникшей трудностью.
Так, древние римляне прославились своими губками - их прикручивали к специальным палкам. А нечистоты с губки смывались в кувшине, стоявшем рядом. А вот китайцы были больше похожи на современных потребителей туалетной бумаги - они использовали для целей гигиены настоящую бумагу. Правда, драгоценный по тем временам материал для столь низменных целей могли позволить себе только император и члены его семьи - бумагу специального мягкого сорта смачивали благовониями и нарезали в форме квадратов.
В арабских странах всегда с собой носили кувшин с водой и омывали в ней руку. Обязательно левую - видимо, с тех пор она считается «нечистой». Наши соотечественники не гнушались лопухами. С изобретением книгопечатания и появлением газет в туалетный обиход вошли устаревшие номера. Так, например, в США до начала XX века издавался справочник для фермеров со специальными отверстиями. Благодаря этим дырочкам его было удобно вешать в туалете и использовать по назначению. Говорят, когда справочник перешел на более плотные виды бумаги, в редакцию тоннами посыпались жалобы читателей. Хотя некоторые фермеры из южных штатов приспособились употреблять для этого дела… кукурузные кочерыжки.
Специальная туалетная бумага впервые была изготовлена и пущена в продажу в 1857 году британским промышленником Уильямом Олкоком - ровно 150 лет назад. Правда, нововведение не пользовалось спросом - народ стеснялся покупать «непристойный» продукт. Попытки поставить дело производства туалетной бумаги продолжались в течение полувека, и только немецкий делец Ханс Кленк имел успех. В 1928 году он создал свою фирму, которую назвал инициалами своего имени «Хакле». Предприимчивый немец придумал, как сделать так, чтобы люди перестали смущаться. Слоган его фирмы звучал так: «Просите «Хакле», и вам не придется произносить слова «туалетная бумага»!» После этого в Европе дела пошли на лад.
Еловая, осиновая и камышовая
Граждане Советского Союза долгое время подтирались газетами «Правда» и «Известия», даже не думая, что можно жить как-то по-другому. Туалетную бумагу привозили из-за границы и в основном оставляли в гостиницах для иностранных туристов.
Производить свою тоже пробовали, но не в промышленных масштабах. И только в 1968 году в Ленинградской области на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате решили поставить дело на поток и осчастливить советский народ.
- Комбинат приобрел две огромные английские бумагоделательные машины, - рассказал «Смене» начальник первого отдела Сясьского ЦБК Валерий Алексеев. - 3 ноября 1969 года состоялся торжественный пуск. Правда, новая продукция натолкнулась на нулевой спрос - простой гражданин СССР не знал, для чего нужны рулоны бумаги, и не покупал ее. Хоть и считается, что в то время не было рекламных роликов, но по всей стране перед каждым кинопоказом крутили так называемый «журнал», в котором красочно описывались все прелести нового продукта ЦБК «Сясьстрой». А еще начальникам всех крупных заводов в принудительном порядке выдали для распространения 10 тысяч рулончиков.
Успех был огромным. Туалетная бумага стала одним из любимых товаров советского потребителя. Завод работал на пределе мощности, но все равно не успевал обеспечить всю страну заветными 54 метрами. Огромные фуры с еловыми бревнами беспрерывно поставляли на комбинат натуральное сырье.
- Рулончик туалетной бумаги - это плод длительной работы нескольких цехов, - рассказывает Валерий Алексеев. - Сначала бревна в огромном чане отделяют от коры, потом в другом чане мелко рубят. Под действием пара и кислоты из дерева делают специальную массу, из которой уже под прессом создают целлюлозу. Наконец, из целлюлозы делают туалетную бумагу. Мы в основном используем для санитарно-гигиенических целей еловые породы деревьев. Хотя пробовали и осину - из нее бумага получается мягче. Немцы научились изготовлять бумагу из тополя, и это выгодно, потому что тополь вырастает гораздо быстрее, чем ель или сосна. А наши коллеги на юге России прогадали - еще в советские времена они решили делать туалетную бумагу из камыша. Но оказалось, что он не вырастает во второй раз, поэтому дело зачахло.
Ожерелье из рулонов
Хоть ЦБК в Ленинградской области поставлял бумагу тоннами, но дефицита «пипифакса» избежать не удалось. Впрочем, в СССР все было дефицитом. До сих пор жители Санкт-Петербурга вспоминают истории о покупке туалетной бумаги.
- Купить туалетную бумагу считалось невероятной удачей, - рассказывает пенсионерка Татьяна Ротшильд. - Обычно люди вставали в очередь и, отстояв три часа, получали заветные рулончики, число которых было ограничено. Брали столько, сколько разрешали «в одни руки». Типичная картина тех лет - идет человек по улице, а на шее у него, как ожерелье, висят на веревке рулоны туалетной бумаги. И сразу понимаешь - надо срочно бежать туда, где ее продают.
Говорят, даже в Смольном в 80-е годы в туалетах обходились газетами - туалетная бумага была слишком большой роскошью. Но все переменилось после развала Советского Союза. Промышленность оказалась в глубоком кризисе. Это коснулось и Сясьского ЦБК.
- В 1995 году мы оказались банкротами, - вспоминает Валерий Алексеев. - Зарплату около года вообще не платили. Тогда была типичной такая картина: вдоль Мурманского шоссе на протяжении нескольких километров стояли люди и продавали рулоны туалетной бумаги - за неимением ничего другого жалование рабочим завода платили собственной продукцией.
- Да, я помню то время, - подтверждает 44-летняя укладчица-упаковщица Светлана. - Работаю на ЦБК с 1981 года, а когда настали трудные времена, пришлось, как и всем моим товаркам, выйти на дорогу и торговать - детей-то кормить надо было! Помню, даже из Петербурга к нам приезжали «постоянные клиенты» и покупали сразу несколько рулонов впрок.
14 раз вокруг экватора!
Сейчас дела и у Светланы, и у комбината наладились - производство не стоит на месте, комбинат выпускает примерно 90 миллионов рулонов в год.
- Упаковать готовые рулоны - это механический процесс, - рассказывает Светлана, не переставая брать с конвейера рулончики и складывать специальным образом. - В нашем деле главное - скорость! А вообще-то я горжусь, что работаю на ЦБК. В нашем городе все знают его важность и никто никогда не смеялся, что я всю жизнь посвятила туалетной бумаге. Тем более что наша «туалетка» - одна из лучших. Пробовала как-то покупать ZEWA, но мне не понравилось.
Действительно, работа Светланы при кажущейся незначительности на самом деле достигает мирового масштаба. «Смена» подсчитала: работница Сясьского ЦБК упаковывает около 587 865 километров туалетной бумаги в год! Бумажной дорожкой, прошедшей через руки Светланы, можно 14 раз обмотать земной шар по экватору!
Цвета жареного мяса
Правда, сейчас избалованного изобилием потребителя километражем не удивишь. Если раньше человек радовался просто наличию туалетной бумаги, то теперь ему важны ее качества.
- Мы решили не отставать от западных конкурентов, - рассказывает Валерий Аксенов. - Купили новую дорогостоящую итальянскую машину. Разработали бренд «Мягкий знак», а теперь стали выпускать бумагу класса «люкс». У нее масса достоинств - мягкая, пухлая, двухслойная. Только один недостаток - вместо 54 метров в рулоне всего 25. Это компенсируется за счет того, что бумага двухслойная, но не все экономные покупатели это понимают. Но для таких есть бумага, которую изготавливают на комбинате в Киеве. Это чемпион среди туалетных бумаг - рулон содержит 72 метра! Им даже пришлось отказаться от привычного отверстия внутри рулона. Но эта бумага цвета жареного мяса! О комфорте тут говорить не приходится.
Максим Смирнов, инженер и мастер по ремонту новой чудо-машины, тоже гордится выпускаемой продукцией:
- К нам недавно приезжали итальянцы, исследовали нашу бумагу и сказали, что она может быть конкурентоспособна даже за рубежом. Но пока до этого далеко - нам бы российский рынок охватить. Решили провести эксперимент - выпускать ароматизированную туалетную бумагу. Пробовали аромат зеленого чая, лесных ягод. Все, кто брал бумагу домой, говорят, что в туалете стало гораздо приятнее пахнуть. Хотя тут все равно на каждого не угодишь - кому-то один запах по душе, кому-то другой. Зато я сам вижу, что наша, сясьская, продукция становится все более популярной - был недавно у брата в Питере в гостях, зашел в уборную - а там наша «туалетка» лежит!
Учиться финскому в туалете
Туалетная бумага - поле для экспериментов. Чем, например, такая бумага хуже обычной мелованной? За границей уже давно оценили значение «туалетного чтения» - закрывшись от тревог и забот в уединенной кабинке, человек вполне может кроме удовлетворения прямых потребностей еще и почитать что под руку попадется. Поэтому туалетную бумагу облюбовали себе рекламщики. Оторвал - прочитал - использовал - выкинул, но информация осталась в памяти. Кто-то поговаривает уже о том, чтобы выпускать специальные журналы в рулонах, совместив таким образом приятное с полезным. Но у нас в России до таких изысков еще далеко.
- Лет 20 назад в Советском Союзе выпустили пробный экземпляр туалетной бумаги, на которой был ни много ни мало русско-финский разговорник, - смеется Валерий Алексеев. - Но широкого распространения изобретение не получило. Слишком дорого изготовлять такую бумагу - ее себестоимость поднимется настолько, что люди плюнут на удобство и перейдут обратно на газеты.
Но кто знает - туалетной бумаге исполнилось всего 150 лет. Для такого серьезного изобретения это еще несерьезный возраст. Посмотрим, что станет с верным спутником человечества еще лет через 200.
Любовь Румянцева
Фото Кирилла Кудрявцева