Наши кузнецы муху подкуют!

В Петербург съехались мастера молота и наковальни
В Соляном переулке уже второй день пылают кузнечные горны, повсюду валяются мешки с углем и слышится стук молота по наковальне. Погода не подвела, и мастера трудятся прямо под открытым небом. В Петербурге стартовал ежегодный фестиваль «Золотой  Двутавр» - съезд мастеров проходит прямо перед фасадом Мухинского училища.

Повторила подвиг Левши

Все кузнецы немного похожи - серьезные, даже суровые на вид мужчины в огнеупорных фартуках. На общем фоне приехавшая из Перми барышня-кузнец Ольга Стенно выглядит чудесной инопланетянкой. Тоненькая девочка с косичкой, на вид - чуть больше двадцати лет, берет кузнечные щипцы и выхватывает из пламени горна раскаленную докрасна заготовку. Несколько ударов молотом, и металл обретает форму - на наковальне лежит крошечная, сувенирного размера подкова.

Кузнечным ремеслом Ольга занялась около года назад. Пришла в мастерскую к знаменитому пермскому кузнецу Вадиму Базарову и попросилась в ученики, а точнее - в ученицы. Самое удивительное, что корифей на эксперимент согласился.

- Вопрос о том, что я девушка, даже не обсуждался, - говорит Ольга. - Видимо, мастера подкупили мои решимость и подходящее образование.

До того как стать кузнецом, Ольга Стенно готовилась поступать в художественную академию. Но никак не могла выбрать будущую специальность. А тут еще ребенок маленький на руках.

- Однажды я проснулась, и решение возникло само собой: пойду в кузнецы. И сразу все стало просто и понятно, - говорит хрупкая барышня с тяжелым молотом в руках. - Наверное, гены взяли свое: в кузнице работал мой прадед.

Первой работой Ольги Стенно стал кованый карниз для занавесок, он до сих пор украшает спальню ее дочери Варвары. Едва начав учиться, Ольга стала делать авторские вещи на заказ. В числе ее работ - ажурный подсвечник, каминный набор с декором из кованых дубовых листьев и затейливый светильник, который сама Ольга называет мышкиным гнездом. Оказывается, маленькие мышки-полевки иногда строят себе гнезда из травы и веток. А пермская мастерица его выковала.

Стоит ли говорить, что все эти работы Ольга делала по собственным уникальным эскизам - художественная подготовка ей очень пригодилась. Ну а самый последний шедевр мастерицы - кованая муха с ладошку величиной. Получилось почти как в знаменитом сказе Лескова о Левше, который блоху подковал.

Ильфу и Петрову места не нашлось

Впрочем, Ольге еще учиться и учиться. Благо наставников на фестивале хватает - в эти дни в Петербург съехались десятки ведущих мастеров из России и Украины. А сегодня организаторы форума ждут делегацию эстонских кузнецов из Тарту.

- Все вместе участники фестиваля завершат работу над композицией для Летнего сада, - говорит председатель Санкт-Петербургской гильдии кузнецов Алия Гудина. - Ее идея принадлежит петербуржцу Валерию Галкину. В основе композиции - круг, по периметру которого будут расставлены двенадцать кованых стульев. Они были изготовлены питерскими мастерами заранее, на каждый ушло около месяца работы.

- Композиция будет по мотивам знаменитого романа Ильфа и Петрова?

- Нет, к Остапу Бендеру она отношения не имеет. Стулья Валерия Галкина несут в себе глубокий, даже философский смысл. Тут и двенадцать часов, и двенадцать месяцев. Именно поэтому вся композиция в целом будет напоминать огромный циферблат, причем стрелки в центре тоже будут. А еще внутри круга будут установлены произведения, которые приехавшие на фестиваль кузнецы изготовят во время мастер-классов.

Одно обидно: созданная кузнецами конструкция хотя и напоминает часы, но точного времени никогда не подскажет. Впрочем, считать минуты в Летнем саду необязательно - самое время погулять по аллеям, поразмышлять о вечном. Да и присесть на кованые стулья не возбраняется. Ведь и хороши подобные проекты тем, что возле них никогда не появится строгой музейной таблички: "Близко не подходить! Руками не трогать!".
 
Анна Кукушкина
 
Фото Ирины Сынгаевской

12.10.2015