Аркадий Арканов: «В мемуарах поставлю мат самому себе»
Известныый писатель-юморист собирается, как шахматист, разыграть в новой книге всю свою жизнь
С Аркадием Михайловичем мы встретились за кулисами регионального тура конкурса-фестиваля юмора и эстрадных искусств «Москва - Ялта - Транзит», который с успехом прошел в Концертном зале «Санкт-Петербург». Арканов вместе со звездами жанра Семеном Альтовым, Владимиром Данильцом, Владимиром Моисеенко и Владимиром Вишневским целый день провел в жюри, оценив номера почти сотни молодых юмористов.
Это не шоу-бизнес, а искусство
- Аркадий Михайлович, в такую жару лучше бы провести время на даче, чем заседать в жюри! Стоила ли игра свеч - обнаружились ли новые яркие таланты?
- А мы и не ставили перед собой цели найти уже готовый талант. Конкурс призван поддержать молодых, подтолкнуть их на подвиги. Наша главная задача - отделить суррогат от того, в ком есть искра божья. Ведь у нас в вокальном жанре только живой звук. «Фанера», которой грешат многие российские звезды, здесь, как выражается нынешняя молодежь, не катит! Стараемся не снижать планку эстрадного искусства. Именно искусства, а не шоу-бизнеса.
- Вы считаете, что талантам нужно помогать, а бездарности пробьются сами?
- В Питере талантливых юмористов всегда хватало. И в этот раз мы в жюри тоже не скучали. В итоге нескольких человек пригласили на финал конкурса в Ялту. Им купили билеты, оплатили гостиницу, место на пляже, их номера будет снимать телевидение - в общем, выступай и радуйся! Если из ста конкурсантов появится хоть один достойный артист, то 99 других поймут, что на него надо равняться, ему подражать. А я в этом случае буду считать свою задачу выполненной. Еще мне нравится, что фестиваль юмора и эстрадных искусств «Москва - Ялта - Транзит» - не разовый проект. Его делают творческие люди. В будущем году мы опять приедем в Петербург, чтобы дать шанс другим молодым юмористам.
«Я сделаю выбор без «Комеди Клаба»
- Вас в последнее время не назовешь медийным персонажем. Почему вас нынче так мало показывают по ТВ?
- Все относительно. Я встречаю людей, которые до сих пор говорят мне: «Ну ты не вылазишь из ящика!» На самом деле я не лоббирую себя в средствах массовой информации. Никогда этим не занимался. Если мне интересна передача, иду. Не интересна, говорю: «Извините!» У меня, кстати, есть своя передача «Вокруг смеха нон-стоп» на канале «Культура». Я сделал уже семьдесят передач, почти пять лет в эфире. Меня это устраивает. Больше мне и не надо. Телевидение - не моя основная деятельность. Я все-таки причисляю себя к людям пишущим.
- В чем отличие вашей передачи от других? Например, от «Аншлага» или «Кривого зеркала»?
- «Вокруг смеха нон-стоп», мне кажется, отличается от этих передач и по вкусу, и по форме. Эта передача дает возможность моим коллегам по цеху заявить о том, что кроме «аншлагово-кривозеркального» понимания юмора есть и другое.
- А что скажет мэтр юмористического жанра о поистине бешеной популярности «Комеди Клаба»?
- Я лично ничего не имею против «Комеди Клаба». Ради бога, пусть они открывают свое заведение, где будет свой зритель, свои аншлаги и свои клубные радости. Но выдавать это, как сейчас делается, почти за единственный современный юмор? Для меня это нонсенс. Я знаю этих ребят - они образованные, одаренные. Но они сейчас цинично используют ситуацию, когда богатые люди готовы платить огромные деньги за то, чтобы публично послушать матерщину и другие непристойности. Но только не надо мне доказывать, что это и есть настоящий современный юмор. Спасибо, я сам сделаю выбор!
- А вот ваш коллега по жюри фестиваля «Москва - Ялта - Транзит» Семен Альтов признался мне, что несколько раз произносил одно непристойное слово со сцены. А вам не доводилось?
- Для меня нет разницы, сказать что-то со сцены, за кулисами или в частной беседе. Так называемую неформальную лексику я воспринимаю как дополнительную эмоцию русского языка. Если эта эмоциональная добавка необходима в данный момент, если без нее вас никакой эвфемизм не спасет, то произносите и пишите так, как есть. Умный зритель разберется. Это не пошлость. Но вот когда артист выходит и бравирует жаргонизмами, это отвратительно.
Опаздывать отучили в Риге
- В отличие от многих звезд вы слывете очень пунктуальным человеком. Вот и на нашу встречу пришли минута в минуту...
- Если я сказал, что буду готов в восемь утра, то ровно в восемь я и буду готов. Точность для меня - важнейший момент. Много лет назад, в начале 60-х, я впервые приехал в Ригу делать программу для Рижского эстрадного оркестра. Директором Рижской филармонии тогда был Филипп Осипович Швейник, человек высочайшего интеллекта. Он ценил классику и не любил эстраду. Швейник успел отсидеть по политической статье 17 лет, тем не менее был директором филармонии. Впервые оказавшись в Риге, я не рассчитал время и опоздал к директору на три минуты. Секретарша посмотрела на меня недружелюбно: «Садитесь, ждите! Товарищ Швейник ждал вас, вы не пришли вовремя, он назначил другую встречу. Ждите!» Я прождал полтора часа. Наконец, Швейник вышел и предложил мне пройти в кабинет. Я зашел с извинениями: «Понимаете, я впервые в вашем городе, ориентируюсь плохо, к тому же я всего на три минуты опоздал!» На что Филипп Осипович мне сказал гениальную фразу: «Не надо извиняться, товарищ Арканов!
Собака ведь не извиняется за то, что она гадит прямо на улице! Так вас воспитали!» Это гениальное высказывание я запомнил на всю жизнь. С тех пор, когда кто-то опаздывает и начинает извиняться, я ему повторяю эту фразу.
Сюжет с немыслимым прогнозом
- В своей биографии вы сообщили: «Имею 13 изданных книг и книжек, а также двух сыновей». Чем занимаются ваши сыновья?
- Старший, Василий, живет в Америке, ведет передачи на НТВ. А младший, Петр, живет во Франции, окончил Парижский университет.
- И книг у вас по-прежнему 13?
- Только что вышла книжка «Сюжет с немыслимым прогнозом». Я считаю, это лучший мой сборник новелл и повестей.
- Полное собрание сочинений у вас есть?
- Даже неполного нет.
- А Жванецкий вот издал!
- Это его дело! Я о полном собрании, честно говоря, и не думаю. Зато начал делать еще одну книгу. На мемуарной основе, хотя это не мемуары. Книга построена по такому же принципу, как шахматисты разбирают сыгранную партию. По ходам, по комбинации. И выясняется: вот тут я так сыграл, а вот тут такую возможность упустил. На этом построена вся книга.
- Интересная идея! Ваша?
- Моя.
- А пишется вам сейчас, на 74-м году жизни, легко?
- Когда что-то хорошее приходит в голову, то легко.
- Снимаясь в одной из ТВ-программ в Питере, вы пожелали телезрителям как можно меньше придерживаться нелепых и ненужных условностей, которых очень много в нашей жизни и которые жутко мешают нам жить, это относится в том числе и к взаимоотношениям между пожилым мужчиной и молодой женщиной! У вас появилась молодая подруга?
- Да вы что! Не дай бог!
Михаил Антонов